программа по формированию ЗОЖ у дошкольников
календарно-тематическое планирование по теме
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологических знаний «Здоровье и Я».
Здоровье это не просто отсутствие той или иной болезни. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всего этого и складывается благополучие личности. На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что здоровье человека, будь он взрослым или ребенком, занимает самые приоритетные позиции в мире.
В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни – это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы.
Именно в дошкольном периоде интенсивно развиваются все органы, происходит становление функциональных систем, формируется характер, закладываются определяющие черты личности. При этом маленький человек начинает определенным образом относиться к себе и к окружающим его людям. Задача педагога привить ему ценностное отношение к здоровью; научить отказываться от всего вредного для организма; прививать чувство ответственности за свое здоровье.
Создание условий для сохранения здоровья детей с одновременным воспитанием валеологической культуры у детей. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и умения оберегать, сохранять и поддерживать его.
— сохранение и укрепление физического и психического здоровье детей, профилактика заболеваний;
— формирование у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья — внедрение здоровьесбарегающих технологий в работу с детьми;
-повышение уровня компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения;
— прививать культурно-гигиенические навыки.
— Принцип научности — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике , не наносящими вреда здоровью;
— Принцип доступности — использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
— Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
— Принцип систематичности — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
Основные направления программы:
— Организация здоровьесберегающего образовательного процесса;
— Инструктивно-методическая работа с родителями;
— физкультминутки (динамические паузы);
— технологии, имеющие эстетическую направленность;
— гимнастика для глаз и пальчиковая, для пробуждения и дыхательная;
— занятия по теме «Здоровье»;
— технологии воздействия цветом, музыкой;
— закаливание и т. д.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых.
Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер. Они выполняются под музыку в спокойном медленном темпе с максимальной амплитудой и растяжением мышц. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений.
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Самомассаж — способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз включает фиксацию зрения на различных точках, движение взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке . Дозированные бег и ходьба на прогулке — один из способов тренировки и совершенствования выносливости. Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики, умываются.
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности.
Сказкотерпапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки. Во время сказкотерапии ребенок знакомится со своими сильными сторонами, «расширяется» его поле сознания и поведения, осуществляется поиск нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, происходит обмен жизненным опытом.
Музыкотерапия. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Цветотерапия. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Цветотерапия для детей предполагает определение любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе МБДОУ.
.Подвижные и спортивные игры
Как часть ООД по физической культуре, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.
Во время ООД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах
Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
Рекомендуется детям всех возрастных групп
В разных формах физкультурно- оздоровительной работы.
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки
Рекомендуется показ воспитателя
Во время ООД и между ООД 2-5минут по мере утомляемости
В ООД в виде игр. Между ООД в виде танцевальных движений, элементов релаксации.
ООД по физической культуре
2 занятия на спортивной площадке и одно занятие на прогулке в неделю
Занятия проводятся в соответствии с программой МБДОУ
В зависимости от поставленных педагогом целей
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
обеспечивается чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении, осуществляю контроль за одеждой детей (чтобы не было перегрева); гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры). Воздушные ванны
со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы;
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Проводится после дневного сна
В свободное время
. Под спокойную музыку проводятся упражнения на расслабление как части мышц, так и всего тела
Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни у детей
Беседа с детьми «Я и мое тело»;
Беседа с детьми: «что такое витамины и зачем они нужны»;
Беседа с детьми: «Зачем нам физкультура»;
Создание стенда о здоровье в группе.
Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни – что это значит?»;
Беседа с детьми: «Хотим здоровые глаза»;
Беседа с детьми: «Витаминные продукты»;
Беседа с детьми: «На зарядку становись»;
Выставка детских рисунков «Витамины с огорода»
Беседа с детьми: «Ухо – орган слуха»;
Беседа с детьми: «Вредные продукты»;
Беседа с детьми: «Закаляйся, не стесняйся»
Создание «Копилки здоровья» (подбор музыки для релаксации, для ритмических упражнений; картотека физкультминуток; карточки для показа детям; подбор оборудования для упражнений;
Консультация для родителей: «Основы закаливания»;
Беседа с детьми: «Что умеет наш нос»;
Беседа с детьми: «Наша каша»;
Беседа с детьми: «Зимние забавы»;
Памятка для родителей: «Профилактика ОРВИ»;
Беседа с детьми: «Откуда берутся болезни»;
Беседа с детьми: «Что можно есть, чтоб не болеть»;
Беседа с детьми: «Что такое спорт»;
Развлечение для детей: «Викторина с доктором айболитом»;
Беседа с детьми: «Гигиена. Для чего она?»;
Беседа с детьми: «Вода для организма»;
Беседа с детьми: «Спортивные предметы»;
Создание наглядных памяток для детей о правилах гигиены;
Родительское собрание: «Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду и семье»;
Беседа с детьми: «Зачем нам зубы?»;
Беседа с детьми: «Правила поведения за столом»;
Беседа с детьми: «Безопасность в спорте»;
Создание наглядной памятки для детей о правилах ухода за ротовой полостью;
Беседа с детьми: «Полезные и вредные привычки»;
Беседа с детьми: «Полезные игры на свежем воздухе»;
Проведение «Недели здоровья»;
Беседа с детьми: «Сон»;
Беседа с детьми: «Купание. Игры в воде»;
Памятка для родителей: «Тепловой и солнечный удар»;
Создание наглядных памяток для детей о правилах поведения у воды
Беседа с детьми: «Здоровье. Что это?»;
Беседа с Детьми: «Зачем человеку еда?»;
Беседа с детьми: «Чем так важна прогулка?»
Консультация для родителей: «Что в нашей тарелке?»;
Беседа с детьми: «Органы чувств наши помощники»;
Беседа с детьми: «Правильное питание»;
Беседа с детьми: «Обтирание и умывание»;
Создать наглядные пособия для детей об органах чувств;
Родительское собрание: «Закаливание. Закаливающие процедуры»;
Беседа с детьми: «Ухаживаем за собой»;
Беседа с детьми: «Наша беда – вредная еда»;
Создание карточек для детей с предметами личной гигиены;
Развлечение для детей: «Полезные и вредные продукты»;
Развлечение для детей «Викторина с Мойдодыром»
Беседа с детьми: «ЗОЖ»;
Беседа с детьми: «Полезные соки»;
Беседа с детьми: «Зимние виды спорта»;
Выставка детских рисунков о здоровом образе жизни;
Консультация для родителей: «Здоровая семья»;
Беседа с детьми: «Микробы»;
Беседа с детьми: «Этикет за столом»;
Создание наглядных правил поведения за столом для детей;
Беседа с детьми: «Болезни грязных рук»;
Беседа с детьми: «Аллергия. В чем опасность?»;
Консультация для родителей: «Самомассаж»;
Беседа с детьми: «Чистота – залог здоровья»;
Беседа с детьми: «Голод»;
Беседа с детьми: «Босыми ногами»;
Консультация для родителей: «Профилактика плоскостопия»;
Беседа с детьми:
Беседа с детьми: «Велосипед, самокат, ролики»;
Беседа с детьми: «Как обработать рану»;
Проведение недели здоровья
Беседа с детьми: «Солнечные ванны»;
Беседа с детьми: «Витамины из леса»;
Беседа с детьми: «Активный отдых»;
Создание наглядной памятки для детей о правилах поведения на природе;
Памятка для родителей: «Игры на пляже»;
Беседа с детьми: «Здоровье в наших руках»;
Беседа с детьми: «Продукты для энергии и силы»;
Беседа с детьми: «Спорт. Олимпийские игры»;
Создание карточек с изображением олимпийских видов спорта, а также с изображением российских спортсменов;
Беседа с детьми: «Режим дня»;
Беседа с детьми: «Пешие прогулки»;
Беседа с детьми: «Что едят спортсмены»;
Родительское собрание: «В школу здоровыми»;
Беседа с детьми: «Сердце – важный орган»;
Беседа с детьми: «Жуем как следует»;
Беседа с детьми: «Сила, ловкость, выносливость»;
Развлечение для детей: «Веселые эстафеты»;
Беседа с детьми: «Красивая осанка»;
Беседа с детьми: «Чем вредна жареная еда»;
Беседа с детьми: «Упражнения для красивой осанки»;
Беседа с детьми: «Здоровые ножки»;
Беседа с детьми: «Сладкое. Польза и вред»;
Беседа с детьми: «Правильно одеваемся на прогулку»;
Беседа с детьми: «Опасное для зрения»;
Беседа с детьми: «Продукты для зрения»;
Беседа с детьми: «Зарядка для глаз»;
Создание наглядных памяток для детей о том, что создает опасность для зрения;
Беседа с детьми: «Опасное для слуха»;
Беседа с детьми: «Тренируем слух»;
Памятка для родителей: «Профилактика сколеоза»;
Беседа с детьми: «Плесень. Что это»;
Беседа с детьми: «Польза бега»;
Беседа с детьми: «Что мы знаем о себе и о здоровье»;
Беседа с детьми: «Что мы знаем о продуктах питания»;
Беседа с детьми: «Что мы знаем о спортсменах и спорте»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос.
Макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с эталонами формы, цвета и величины разработан в рамках процесса реализации профессионального проекта п.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития. Реализация Программы осуществляется через интегрированное занятие 1 раз .
Авторская программа по формированию наксологической культуры дошкольников и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» для детей 5-6 лет.
Формирование у дошкольников гуманного отношения к живой природе — залог сохранения жизни на нашей планете.
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней.
Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Источник