План, конспект урока по ОБЖ 11 класс. Репродуктивное здоровье
Конспект урока: «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний». Репродуктивное здоровье.
Цель урока – познакомиться с основным содержанием репродуктивного здоровья человека и общества. Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества, о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства.
Предметные результаты:
- иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека;
- организовывать постоянную работу по самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
- усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья и репродуктивное здоровье;
- формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
Оборудование:
- ОБЖ: комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5—11 кл.: Основы здорового образа жизни.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / под ред. А. Т. Смирнова.
- Мультимедийный компьютер (по возможности МОУСОШ).
Ход урока:
I. Организационный момент урока по теме: репродуктивное здоровье.
1) Приветствие.
2) Проверка списочного состава учащихся.
3) Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение изученного.
1) Какие наследственные факторы оказывают наиболее значительное влияние на состояние вашего здоровья?
2) Какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное влияние на ваше здоровье?
3) Почему для сохранения здоровья так важно предвидеть возможные опасности?
III. Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
IV. Изучение нового материала.
Факторы способствующие обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья населения страны:
Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения.
Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически – это воспроизведение организмами себе подобных.
Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделённый разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учётом социальных запросов общества.
Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции.
Рассмотрим ряд факторов, которые в определённой степени способствуют обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья.
Фактор первый. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательность личностной модели хорошего семьянина.
Фактор второй. Ответственность родителей и государства за воспитание детей, за состояние их здоровья, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, за получение детьми необходимого образования.
Фактор третий. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства.
Эти факторы наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи и репродуктивное здоровье
Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.
Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления её членами своих прав.
Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей (вклейка, фото 1, 2, 3). Родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки.
В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.
Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать благополучную семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризует уровень репродуктивного здоровья человека.
Отметим, что под понятием «репродуктивное здоровье» подразумевается не только способность к деторождению, но и способность воспитать человека, гражданина общества. На сегодняшний день вопрос воспроизводства связан не только с рождением, но и с воспитанием в семье.
Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей
Степень ответственного отношения родителей к воспитанию и развитию детей, к состоянию их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества и государства.
Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребёнка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи и общества в целом.
Оценить этот уровень с определённой степенью достоверности можно также с учётом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей и далее в целом определить репродуктивное здоровье семьи.
Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства
Это своего рода итог оценки общего состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества. Демографическое состояние страны характеризует в обобщённом виде здоровье граждан страны и общества в целом.
Правящие силы многих государств и народов рассматривают рост демографического потенциала в качестве основной гарантии выживания в процессах мирового и регионального соперничества и борьбы. Лучшие умы России связывали её будущее с ростом численности народонаселения, с развитием его высоких духовных и созидательных качеств. Об этом писал М. В. Ломоносов. Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XIX в., определял вероятную численность народонаселения Российской империи в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г. и братоубийственная Гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР внесли существенные коррективы в этот прогноз.
Численность населения России по состоянию на начало 2013 г. составляла 143347059 человек. Необходимо отметить, что руководство различных государств в критических ситуациях демографического характера принимает различные меры, в том числе и административного характера. Так, в Советском Союзе одно время существовал запрет на аборты, была усложнена процедура расторжения брака, ужесточён контроль за выплатой алиментов в пользу женщин, введены государственные награды и почётные звания за многодетное материнство (в 1944 г. было введено почётное звание «Мать-героиня» для женщин, родивших и воспитавших десять и более детей). Комплекс таких мер помогал увеличить темпы прироста народонаселения.
В Российской Федерации с 1 января 2007 г. родители стали получать увеличенное пособие по уходу за ребёнком, компенсацию за расходы на детский сад и другие выплаты.
29 декабря 2006 г. принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Закон направлен на создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Введено такое понятие, как материнский (семейный) капитал. Каждая семья получит от государства сертификат на 408960,5 рублей за рождение (или усыновление) второго ребёнка и каждого из последующих детей в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.
Средства материнского (семейного) капитала направляются на улучшение жилищных условий семьи и получение ребёнком образования.
Современная демографическая ситуация в мире требует в интересах глобальной, региональной и внутренней безопасности стран выработки общих принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность занимает всё более приоритетное место в системе национальной и международной безопасности. Вопрос демографического развития каждой страны является суверенным правом этой страны с учётом всех наличных и потенциальных ресурсов. Демографические процессы, происходящие в стране, должны соответствовать её социальному развитию и обеспечению благополучия и безопасности населения.
Обучение тому, как обеспечить своё духовное, физическое и социальное благополучие, поможет поднять уровень здоровья каждого человека и общества в целом, а значит, изменит к лучшему уровень репродуктивного здоровья человека и общества и демографическую обстановку в стране.
1) Уровень репродуктивного здоровья – это критерий состояния здоровья каждого человека и российского общества в целом, так как демографическая обстановка в стране характеризует в обобщённом виде уровень здоровья граждан страны и демографическую безопасность государства.
2) Воспроизводство следующего поколения подразумевает не только рождение детей, но и их воспитание в семье.
1) Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на демографическую безопасность государства?
2) Какая роль принадлежит семье в обеспечении воспроизводства населения и смены поколений?
VI. Окончание урока.
1. Домашнее задание.
1) Подготовьте сообщение на тему «Основное содержание репродуктивного здоровья человека и общества».
2) Определите и сформулируйте для себя, какие качества вам необходимо сформировать для того, чтобы создать благополучную семью.
Источник
Технологическая карта урока: «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества»
специалист в области арт-терапии
1. Учебник для общеобразовательных организаций: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
2. Тетрадь учащегося.
3. Иллюстрации по теме урока, плакаты.
4. Возможно использование мультимедийного проектора.
Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества, о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства.
Знание основных критериев, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества; определение роли семьи в формировании репродуктивного здоровья.
Иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека; организовывать постоянную работу по самосовершенствованию.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Приобретение жизненных ценностей по отношению к ЗОЖ, осознание того, что это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Учитель здоровается с учениками и проводит краткий опрос по ранее пройденному уроку с целью закрепления полученных знаний учащимися.
Ребята, как вы думаете для чего у всех живых существ, включая и человека необходима непрерывная смена поколений? Темой нашего урока будет – репродуктивное здоровье.
Учащиеся обдумывают и отвечают на поставленный вопрос. Рассматривают различные варианты.
Оперативно воспринимать речевую информацию от учителя, правильно ее анализировать и оперировать ею.
Учебно – познавательная деятельность
Итак, давайте с вами рассмотрим, что же такое Репродукция – это воспроизведение организмами себе подобных, то же, что и размножение. Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Давайте с вами рассмотрим основные критерии, которые определяют репродуктивное здоровье человека и общества. Ответ : Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребенка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции. Исходя из этого, репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребенка и воспитания здорового поколения.
Ребята, а кто знает какова роль семьи в формировании репродуктивного здоровья?
Рассматривают различные материалы.
Определяют учебную задачу. Отвечают на поставленные вопросы.
Оперативно воспринимать речевую информацию от учителя, правильно ее анализировать и оперировать ею.
Ответ : Лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения своих повседневных потребностей. Семья способствует развитию личности. В семье решается досуговая функция. Степень выполнения этих функций характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи как первичной ячейки общества и общества в целом. Поэтому одним из критериев репродуктивного здоровья можно считать устойчивую мотивацию человека на создание прочной семьи и выработку у себя качеств хорошего семьянина.
А теперь рассмотрим, какое влияние на формирование репродуктивного здоровья общества имеет индивидуальное здоровье человека? Ответ : Необходимо осознанное стремление к формированию своей индивидуальной системы здорового образа жизни. Важно сформировать твердое убеждение, что соблюдение норм здорового образа жизни – это гарантия обеспечения индивидуального здоровья, а следовательно, и здоровья нашего общества. Это путь к благополучной и, значит, счастливой жизни.
Рассматривают различные материалы.
Определяют учебную задачу. Отвечают на поставленные вопросы.
Оперативно воспринимать речевую информацию от учителя, правильно ее анализировать и оперировать ею.
Организация познавательной деятельности
Учитель читает лекционный материал, предлагает рассмотреть учебные пособия, плакаты. Предлагает сформулировать модель различных вариантов и ситуаций, которые могут помочь укрепить свои убеждения в поддержании ЗОЖ.
Читают тексты, рассматривают наглядные пособия, формируют модель ЗОЖ.
Оперативно воспринимать речевую информацию от учителя, правильно ее анализировать и оперировать ею.
Упражнения для фаланговых суставов кистей рук
а) попеременно делать «щелчки» каждым пальцем;
б) последовательное веерообразное сгибание пальцев рук, начиная с мизинца;
в) массаж пальцев рук;
г) ритмичное сгибание пальцев рук в кулак;
д) ритмичное разгибание пальцев рук.
Учащиеся выполняют упражнение
Учащиеся приобретают эффективный и легко выполнимый способ поддержки своей работоспособности на уроках.
Рефлексия познавательной деятельности
Давайте вспомним какую цель вы ставили на уроке? Вы достигли цели? В каких случаях вам могут пригодится полученный сегодня знания?
Определяют возможность применения полученных знаний в повседневной жизни, отвечают на вопросы
Владеют теоретическим багажом знаний при помощи которого в случае экстренной ситуации смогут воспользоваться в своей жизни.
Источник