Конспект урока «Чистота залог здоровья» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Чистота – залог здоровья.
Цель: — закрепить знания об основных правилах личной гигиены.
Задачи: — Способствовать осознанию функционального назначения кожи в организме человека.
— Усвоить информацию о главных средствах личной гигиены.
— Развивать мышление, речь, память.
— Способствовать формированию полезных привычек, учить уходу за кожей.
— Воспитывать аккуратность, опрятность, желание вести здоровый образ жизни.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный
Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, плакаты с пословицами, карточки с заданием, предметные картинки (правила мытья рук).
I . Проверка домашнего задания
— Какую тему вы проходили на прошлом уроке?
-Как нужно беречь органы чувств?
-Какие советы вы знаете чтобы сохранить свое зрение?
-Что может стать причиной ухудшения звука?
Постановка цели и задач урока.
Чистота — залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
— О чём мы с вами сегодня будем беседовать?
— Правильно, о чистоте тела, а какая наука о здоровье советует нам содержать тело в чистоте?
— Гигиена, молодцы.
III . Знакомство с новой темой
Но гигиена – это очень широкое понятие, оно охватывает практически все стороны жизни людей. Иными словами скажем – гигиена – это наука об улучшении и сохранении нашего здоровья. (вывешиваю карточку с определением науки)
— Гигиену можно разделить на разные разделы, например, гигиена детей и подростков, гигиена труда, личная гигиена, гигиена питания, военная, гигиена окружающей среды и т.д.
— Сегодня мы рассмотрим тему личной гигиены. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.
— Что покрывает наше тело? (кожа)
— Как вы думаете, какова задача кожи, она покрывает тело для красоты ? или ещё для чего-то?
— Да, главная задача кожи – защитная, она защищает от болезней. А теперь представьте, что вы на футбольном поле, играете, падаете, встаёте и опять активно двигаетесь, каково состояние организма в это время? (человек потеет, кожа и одежда пачкаются)
— Когда мы бегаем, прыгаем или просто когда жарко, то на коже проявляется пот, скапливается жир, на них задерживается и копится пыль. Кожа становится грязной и уже не может защищать нас от микробов. А тут уже и до болезней недалеко! Наукой доказано, что через кожные покровы человека за неделю выделяется 300 г сала и примерно 7 л пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались – эти выделения надо регулярно смывать. Вот почему надо содержать тело в чистоте.
— Прочитайте скороговорку (вывешиваю на доску)
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши!
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь!
— Как вы думаете, к кому здесь обращается автор?
— Какое простое решение предложено испачкавшемуся человеку?
— Правильно, помыться, это и есть основное правило личной гигиены. Ребята, у гигиены есть друзья, какие, угадайте в загадках:
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Познакомиться готов?
Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило,
Значит, пригодится. (Мыло)
— Мыться нужно ежедневно, теплой водой. Использовать мочалку и моющие средства. (вывешиваю картинку с изображением моющегося ребенка)
— Очень важно следить за чистотой рук и ногтей, как вы думаете, почему? (вредные микроорганизмы могут с рук попасть в рот).
— Итак, при каких обстоятельствах нужно мыть руки? (перед едой, после туалета, после контакта с животными). (вывешиваю картинку с изображением чистой детской руки).
а) Работа с учебником (коллективная)
-Откройте стр. 29. Рассмотрите рисунки, прочитайте четверостишие и составьте советы для детей.
Стр. 30. Придумай памятку, которую следует повесить на кухне.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал. (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)
— А за ногами как будем ухаживать?
— Мыть ноги надо ежедневно в прохладной воде с мылом, как вы думаете, почему в прохладной воде? (прохладная вода уменьшает потовыделение) (вывешиваю картинку с изображением чистых ног)
— А вот ещё одна подружка гигиены, угадайте, что это:
Хоть на вид она не очень хороша
И немножечко похожа на ежа,
Очень любит перед тем, как лягу спать,
На зубах моих минутку поплясать. (Зубная щётка)
— Также нужно не забывать и о чистоте полости рта. Как часто надо чистить зубы? Можно пользоваться чужой зубной щёткой?(вывешиваю картинку с изображением чистки зубов)
— Итак, зубы чистим дважды в день, это утром и вечером, перед сном. Чужими щётками мы не пользуемся. Если зубы заболели – идём к врачу, какому? (стоматологу).
— Также надо ухаживать за волосами, ведь правильный уход за волосами и кожей головы нормализует работу сальных желёз и кровообращение в организме. (вывешиваю картинку с изображением опрятных волос)
— Какие правила по уходу за волосами вы знаете?
— Теперь мы знаем, что волосы будем мыть по мере загрязнённости, тёплой водой, используем шампуни, осторожно пользуемся дополнительными средствами, это бальзамы, маски и прочее, все это согласовываем с родителями. Вытираемся полотенцем, сушим обычным способом, феном пользуемся только в крайних случаях, т.к. горячий воздух пересушивает волосы и чужими расчёсками мы тоже пользоваться не будем.
— Всё мы с вами помыли, кожу помыли, голову помыли, ногти чистые, зубы тоже почистили.
— Можем мы сейчас одеть одежду в которой гуляли уже несколько дней? Почему?
— Правильно, очень важную роль в личной гигиене играет чистота вашего белья. Одежда тоже защищает нас от различных повреждений, природных воздействий (дождь, жара и т.д.), даже от насекомых, поэтому бельё должно регулярно стираться, носки и нижнее бельё меняются ежедневно. (вывешиваю картинку с изображением чистого белья) Также не надо забывать, что одежда должна быть по погоде, по сезону и по размеру.
— У каждого из вас должно быть своё полотенце, своя сорочка или пижама, своя постель. Как вы думаете, почему? Молодцы, многое теперь знаете о личной гигиене.
VI . Работа в рабочей тетради. (самостоятельно)
Стр. 15, задание 24.
VII . Освоение нового материала
— Составьте пословицы. Объясни их значение.
— Что нового вы сегодня узнали?
— На какие разделы можно разделить понятие «гигиена»?
Источник
Конспект урока по окружающему миру » Чистота залог здоровья»2 класс
Конспект урока по окружающему миру » Чистота — залог здоровья» 2 класс. Цель: познакомить с правилами личной гигиены.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру » Чистота залог здоровья»2 класс»
Тема урока: «Чистота – залог здоровья»
(урок открытия нового знания)
Познакомить с правилами личной гигиены.
Познакомить со средствами личной гигиены и правилами применения.
Формировать умение работать с информацией, представленной в разном виде.
Совершенствовать навыки работы в группах.
Развивать навыки по решению проектной задачи.
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий:
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
— уметь находить в тексте значимую информацию;
—изображать изучаемые явления на схематическом рисунке;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— слушать и понимать речь других;
— участвовать в групповом обсуждении.
– ставить учебную задачу на основе соотнесения известного материала;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– оценивать свой вклад в работу группы.
-познакомить со средствами личной гигиены и правилами их применения.
Используемые педагогические технологии:
КСО (работа в группах)
Проблемно – диалогическое обучение
Технология проектной деятельности
Конверты с заданиями для работы в группах;
Предметы личной гигиены: зубная паста, зубная щётка, мыло, расчёска, полотенце, щётка для одежды;
Учебник «Окружающий мир».
(ученики распределены на 3 группы)
Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации
-Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.
-Напоминаю правила поведения на уроке:
Глазки смотрят и видят;
ушки слушают и слышат;
сначала думаю, а потом говорю;
помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других
II. Актуализация знаний.
повторить изученный материал в близкой для детей форме – советы родителям.
-О чем мы говорили на прошлом уроке?
-А что вы рассказали дома родителям о том, как следует беречь глаза?
-А как вы советовали родителям беречь уши?
-У кого ещё родители знали правила защиты органов чувств?
-Почему это важно знать и взрослым и детям?
-Посмотрите плакат, который я нарисовала. (на плакате рисунки, за которыми спрятаны советы по уходу за органами чувств). Найдите на плакате те правила, которые мы ещё не повторили.
-Может, вы угадаете, зачем я зашифровала правила в рисунках?
Когда я собиралась убрать плакат, Вика предложила:
-Мы говорили о том, как беречь уши, глаза, кожу.
-А по-научному – это органы чувств.
-Смотреть телевизор надо на расстоянии не ближе трёх метров, а читать книги можно только сидя и при хорошем освещении.
-А я сказал, что мама плохо делает, когда читает во время еды.
-Мой папа читал в маршрутке и я объяснил ему, почему так нельзя делать.
-А мои родители правильно берегут глаза. Мы вместе повторили то, о чём говорили на уроке.
-Чистить уши каждый день, защищать от сильного ветра, воды и громких звуков.
-Мои родители всё это знали, но слушали меня внимательно.
Все подняли руки.
-Чтобы здоровье сохранить. А родителей часто не бывает с нами рядом, значит, мы сами должны заботиться о своем здоровье.
-Мы забыли сказать про защиту кожи. Вот рисунок, который говорит нам, что полезно обливаться холодной водой. А вот этот рисунок – что даже второклассник должен уметь обрабатывать небольшие ранки на коже.
-Так легче запомнить все эти правила.
-Давайте повесим этот плакат в коридоре, пусть другие дети посмотрят правила, которые мы уже знаем.
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
— аргументировать свою точку зрения.
-слушать и понимать речь других.
-определять наиболее эффективные способы достижения результата
III. Постановка проблемы.
Цель: детьми определяется тема урока и задачи из поставленного затруднения.
-Посмотрите, что я принесла сегодня на урок.
Выкладываю на стол: мыло, зубную пасту, зубную щётку, полотенце, щётку для обуви, расчёску.
Звучит отрывок из стихотворения Чуковского «Мойдодыр» и демонстрируется фрагмент из мультфильма.
-Без этих предметов я не могу и дня прожить. Почему?
-А зачем человеку быть чистым?
-А я утверждаю, что быть чистым – это значит, быть здоровым. Почему?
-Как вы думаете, какая тема сегодня на уроке?
-Вы правы. Подсмотрите в учебнике на стр.36, как называется наша тема.
-А как по-вашему, на какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения данной темы?
-Я запишу ваши гипотезы, а в конце урока мы сравним, правы ли вы были.
На доске учитель записывает:
«Чистота – залог здоровья».
1.Предметы гигиены (как правильно ими пользоваться).
2.Как правильно за собой ухаживать.
3.Почему плохо быть грязным.
-Чтобы быть чистым.
-Чтобы люди не оглядывались на улице.
-Чтобы друзьям было приятно с тобой общаться
-Мама говорила, что мыло убивает микробы, и микробы – это что-то плохое.
-Как быть чистым.
-Как ухаживать за собой.
-Чистота – залог здоровья.
-Зачем нам предметы гигиены.
-Как правильно за собой ухаживать
-Почему плохо быть грязным.
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, постановке задач
IV. Поиск решения проблемы
Цель: на основе личного опыта и с опорой на информацию в тексте узнать о средствах личной гигиены и правилах пользования.
-Как вы считаете, зачем человеку надо пользоваться мылом, зубной пастой?
Учитель записывает на доске все гипотезы.
-А сейчас откроем учебники на стр.36 самостоятельно прочитаем текст и проверим свои гипотезы.
-Кто согласен, что первое наше предположение совпадает с мнением авторов учебника?
-Докажите словами из текста.
-После какого слова в тексте стоит звёздочка?
-А что это значит?
-Кто сам заглянул в словарик во время чтения?
-Почему это нужно было сделать обязательно?
-Сейчас все откроем страничку словарика, найдём толкование слова «микроб», а Оля прочтёт значение этого слова вслух.
Аналогично анализируем два других предположения.
-А были ли в тексте какие-то новые знания?
-Давайте сравним наши гипотезы с информацией в учебнике.
-Чтобы микробы убить.
-Чтобы зубы не болели.
-Чтобы выглядеть прилично.
Ученики самостоятельно читают текст.
Ученики работают с карточками обратной связи: верно – неверно.
-«Если у человека грязная кожа, то на ней размножаются болезнетворные микробы».
-После слова микробы.
-Надо заглянуть в словарик.
Руки подняли только 17 человек.
-Будет непонятно все предложение.
-Надо чистить не только зубы, но и язык, потому что на нем тоже скапливаются микробы.
-Я не знала, что если не чистить зубы, то заболевают органы пищеварения.
-Очень интересно было для меня, что зубную щётку надо менять 4 раза в год.
-Наши предположения верны, но не очень подробны.
-Много важного мы просто не знали.
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков
— уметь находить в тексте значимую информацию;
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
— слушать и понимать речь других.
— умение работать в группе.
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– выполнять работу в группе, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
— познакомить со средствами личной гигиены и правилами их применения.
-Встали. Вышли из-за парт.
Давайте представим, что мы только что проснулись. Сначала мы потягиваемся. Сейчас мы выполняем лёгкую разминочку. А сейчас бежим в ванную и чистим зубы (показывают).
Умываем лицо и шею (показывают). И напоследок растираемся полотенцем.
Ученики выполняют задания учителя.
IV. Поиск решения проблемы
Работа в группах. Моделирование.
-Сейчас каждая группа будет выполнять отдельное задание. Для выполнения заданий в каждой группе вы должны сделать следующее: выбрать того, кто будет записывать ответ, вместе составлять ответ на вопрос.
Дети уже имеют опыт работы в группах, поэтому подробного инструктажа не требуется.
-Переверните листы с заданиями в центре вашего стола и начинайте работать.
Источник