Меню

План упражнений для диагностики состояния здоровья

Самодиагностика состояния здоровья

Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков. В этой статье остановимся лишь на способах изучения состояния здоровья, т.е. самодиагностике.

Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье – состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье – это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов.

Совокупность методов изучения состояния здоровья, основанных на определении строения или функциональных признаков, называется антропометрией. Различают методы соматометрические (длина и масса тела и т.д.), физиометрические (мышечная сила, жизненная емкость легких и т.д.), соматоскопические (например, состояние опорно- двигательной системы).

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

Измерение роста с помощью ростомера. Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).

Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76
Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77

Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 – 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.

Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 2В, где М – масса тела (в кг), В – возраст подростка (в годах).

Расчет можно произвести по-другому:

Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.

Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6–9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13–17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20,
для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.

Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.

Определение пропорциональности телосложения.

Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:

где А – показатель пропорциональности телосложения.

Оценка полученных результатов: 87–92% – пропорциональное физическое развитие, меньше 87% – относительно малая длина ног, более 92% – большая длина ног.

Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50–55%. При А 55% – сильное.

Весо-ростовой индекс (ВРИ) – это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:

Норма упитанности составляет 220–260 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.

Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20–40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.

Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течение учебного года – высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии – средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок – уровень низкий.

Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).

– Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?
– Правильно ли питаетесь?
– Есть ли у вас какие либо вредные привычки?
– Умеете ли вы уменьшать проявления болезни?

Средняя оценка равна полученной сумме баллов, разделенной на 4. Сделайте вывод, что нужно изменить, чтобы быть здоровым.

Читайте также:  Приносит здоровье знак зодиака

Степень физической подготовки (пробы Купера). Среди всех видов физических упражнений Купер наилучшими по оздоровительному эффекту считает ходьбу на лыжах, плавание, бег и езду на велосипеде.

Пробы Купера проводятся по бегу. Если во время бега вы можете разговаривать, то нагрузка допустимая. Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту. Результаты (в км) 12-минутного теста – ходьбы и бега в любых сочетаниях – оцениваются следующим образом.

Степень подготовки

Результат

мужчины (км)

женщины (км)

Превосходно
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Очень плохо

больше 3,0
2,75–3,0
2,5–2,75
2,2–2,5
2,1–2,2
меньше 2,1

больше 2,4
2,3–2,4
2,1–2,3
1,9–2,1
1,6–1,9
меньше 1,6

Оценка состояния иммунитета. Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды (4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний (тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).

Определение состояния здоровья по ногтям.

Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.

Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей – болезни печени. Синие ногти – сердечная недостаточность. Вогнутые ногти – признак недостатка железа. Выпуклые ногти – сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях – плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях – признак стресса. Поперечные борозды – плохое питание или запущенные болезни.

Суточная двигательная активность (регистрируется с помощью шагомера).

Двигательная активность в 30 тыс. шагов и выше считается очень высокой (максимальной), 21–30 тыс. шагов – высокой, 10–20 тыс. шагов – умеренной, ниже 10 тыс. шагов – недостаточной. Помните, «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движений» (Тиссо).

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата

Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.

Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.

Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см.

Проверка координации движений. С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой – левой. Отличный показатель – 6 раз, хороший – 5 раз.

Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.

где А – показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5–12% показывает нормальное развитие. Выше 12% – сильное развитие мускулатуры плеча.

Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.

где А – показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100–110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.

Читайте также:  Скоростной бег для здоровья

Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.

Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:

Источник

ЛЕКЦИЯ 5 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ

Диагностика— это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Чтобы занятия физическими упражнениями не вредили здоровью, не­обходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это за­дача не только преподавателей, тренеров, но и самих занимающихся. Ос-

новные виды диагностики: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Врачебный контроль

Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающих­ся физическими упражнениями. Он дает возможность своевременно вы­являть отклонения в состоянии здоровья, а также планировать трениро­вочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Все студенты должны проходить врачебное обследование в начале учебного года.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, на­сколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоро­вья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный про­цесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перене­сенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавате­ля физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы опре­делить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: ос­новной, подготовительной, специальной. В объем медицинского обсле­дования входит: 1 .Анамнез (опрос) 2.Наружный осмотр З.Антропометрические измерения

4.Обследование нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы 5.Проведение функциональных проб с дозированной физической на­грузкой.

Одной из главных задач врачебного контроля является определение физического развития. Критериями физического развития помимо антро­пометрических показателей являются также особенности телосложения. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенно­сти взаимного расположения частей тела.

Физическое развитие во многом определяет конституция человека. Выделяют три типа сложения тела: астенический, нормостенический и гиперстенический.

Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностя­ми, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, .длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами.

Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые ос­новные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, уме­ренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани.

Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

Для характеристики пропорциональности физического развития при­меняют метод антропометрических индексов. Индекс — это величина со­отношения двух или нескольких антропометрических признаков, напри­мер: веса с ростом, со спирометрией, с динамометрией.

Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

Весо-ростовой индекс,т.е., отношение массы тела (г) к длине тела (см). В норме частное деление должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот показатель говорит о наличии или отсутствии «лишне­го» веса.

Росто-весовой показатель вычисляется по формуле:

Рост (см) -100 = масса (кг).

Результат показывает нормальную для человека данного роста массу тела. Это наиболее простой и общедоступный показатель. Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто-весового показателя взрослых людей низкого роста (155-165 см). При росте 165-175 см надо вычитать не 100, а 105 единиц, при росте 175-185 см — 110 единиц. Например, при росте 173 см масса должна быть равна 68 кг (173-105 :=: 68).

Жизненный показательопределяется делением ЖЕЛ на массу тела. Ча­стное от деления ниже 65-70 смЗ/кг у мужчин и 55-60 смЗ/кг у женщин свиде­тельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

Читайте также:  Ход реализации проекта здоровье

Силовой индекс— это отношение силы кисти более сильной руки (кг) к массе тела. В среднем силовой индекс у мужчин равен 0,70-0,75, у женщин

Индекс (Эрисмана)пропорциональности развития грудной клетки — это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины те­ла. Если разница равна 5-6 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.

Функциональное состояние и тренированностьстудентов можно определить с помощью функциональных проб. Для оценки состояния ды­хательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней сре­ды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отды­ха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от

момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки ды­хания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чис­той задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоро­вых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки ды­хания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены — от 1 до 2-2,5 минут. С нарастани­ем тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении — снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетрениро­ванные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные -на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыха­ния, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается.

Клиноортостатическая проба(проба «лежа, стоя»). Она проводится так: после 3-5-минутного отдыха в положении лежа сосчитать пульс в течение целой минуты, затем медленно встать и через минуту снова со­считать пульс. У здорового, хорошо тренированного человека разница между пульсом лежа и стоя бывает примерно 6-8 ударов, у менее трени­рованных — 10-14 ударов. Учащение пульса больше, чем на 20 ударов в минуту, может указывать на сниженную работоспособность сердца или на неудовлетворительное состояние регуляции сердечно-сосудистой системы со стороны ЦНС. Такое учащение может быть одним из признаков переутом­ления, перетренированности, а также состояния «предболезни».

Одномоментная функциональная проба с приседанием.Занимаю­щийся отдыхает стоя с основной стойке 3 мин. На 4-й минуте подсчитывает­ся ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняет­ся 20 глубоких приседаний в течение 40 сек, с подниманием рук вперед, раз­водом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положе­нии. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 сек с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах.

Оценка для мужчин и женщин: отлично — 20 и менее, хорошо — 21-40, удовлетворительно — 41-65, плохо — 66-75, очень плохо — 76 и более.

В практике врачебного контроля применяется, как правило, комби­нированная проба:20 приседаний в течение 30 сек, 15- секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в мин). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Педагогический контроль

Педагогический контроль— планомерный процесс получения ин­формации о физическом состоянии занимающихся физическими упраж­нениями. Проводится для того, чтобы проверить насколько соответствует педагогическое воздействие эффективности учебно-тренировочных заня­тий.

Задачи педагогического контроля:

— оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

— выполнить план тренировки;

— выявить динамику развития и подготовленности занимающихся.
Содержание педагогического контроля: контроль за посещаемостью

занятий; контроль за тренировочными нагрузками; контроль за состояни­ем занимающихся; контроль за техникой упражнений; учет результатов тренировки.

Источник

Adblock
detector