Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Оксана Валерьевна Немолочнова
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей нашей в группы.
Воспитатель:Немолочнова О. В
Из нашего личного опыта.
В поиске эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей в условиях ДОУ — стремимся создать условия для полноценного физического и психического здоровья детей, помочь им освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Для решения этой проблемы мы поставили перед собой:
Цель: обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи: Совершенствовать систему формирования навыков ЗОЖ, формы профилактики заболеваемости детей.
закреплять представления о полезных привычках, укрепляющих здоровье;
способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно –гигиенических навыков;
развивать качества необходимые будущему школьнику: самостоятельность, выносливость, умственную работоспособность, эмоционально-волевую сферу;
формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
При формировании культурно — гигиенических навыков используем игровые приемы, дидактические игры, художественные произведения, которые способствуют развитию самостоятельности в самообслуживании.
Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Подвижные игры для детей являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, помогают ребенку получить правильное развитие, обучают жизненным ситуациям, как следует поступать в тех или иных случаях, развивает мораль, помогает ребенку открывать для себя новый для него мир.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
В процессе игр создаются благоприятные условия и совершенствования моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физ. минутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.
Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливание в общем комплексе гигиенического режима может оказать заметное влияние на его здоровье.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма детей. да и вообще для людей всех возрастов! Она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы.
Развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и воспитатели должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей
В своей работе с родителями мы стараемся донести: как важно сохранять и укреплять здоровье детей.
Источник
План по укреплению и сохранению здоровья детей
(Приложение к рабочей программе)
Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
- Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
- Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Основные направления работы по укреплению здоровья детей подготовительной группы №9
№ | Направление | Задачи |
1. | Мониторинг здоровья детей | |
2. | Профилактика и оздоровление детей | 1. Проведение лечебно-профилактических мероприятий: * использование препаратов и процедур, способствующие нормализации функций иммунной системы организма, повышающие его неспецифическую резистентность к инфекционным агентам; * использование противовирусных препаратов, воздействующих на возбудителей гриппа и ОРЗ. 2. Проведение оздоровительных мероприятий и закаливающих мероприятий. |
3. | Организация питания | — обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающим физиологическим потребностям детского организма; — соблюдение определенного режима питания, режим является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание, режим строится с учетом 10-часового пребывания детей в ДОУ, при организации 3-х разового питания с усиленным полдником; — создание условий для эстетического и культурно-гигиенического развития детей. |
4. | Организация питьевого режима | — соблюдение питьевого режима в детском саду в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10; — обеспечение доступность питьевой воды воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду; — использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов. |
5. | Проведению закаливающих процедур | — применять элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; — использовать в работе специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны. |
6. | Организация гигиенического режима Гигиена воздуха | — обеспечение проветривания помещения ежедневно и неоднократно в отсутствие детей; — обеспечение сквозного проветривания не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года; — соблюдение значения температуры воздуха в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10: |
7. | Проведение противоэпидемиологических мероприятий | — обеспечение санитарного и противоэпидемического режима; — повышение специфического и неспецифического иммунитета; — прерывание возможных путей передачи и распространения инфекций; — допускать к посещению дошкольного учреждения детей, пропустивших 3 и более дня, возможен только со справкой от участкового врача. |
8. | Соблюдение гигиенических требований к игрушкам | — обеспечение ежедневного ухода за игрушками (моют ежедневно в конце дня горячей водой с 2% мыльно-содовым раствором в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах, затем промывают проточной водой (температура 37°С) и высушивают на воздухе); — обеспечение обработки игрушек согласно инструкции завода-изготовителя; — использование игрушек, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка) только в качестве дидактического материала; — обеспечение ежедневной обработки игрушек дезинфицирующими бактерицидными лампами в течение 30 минут. |
9. | Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня | — обеспечение оптимального соотношения периодов бодрствования и сна детей в течение суток и организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями организма; — обеспечение организации педагогического процесса: режим дня, учебная нагрузка (разработаная в соответствии с требованиями, содержащимися в новых санитарно-эпидемиалогических правилах и нормах для ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660-10) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузки), образовательный план, график организации образовательного процесса, расписание непосредственно образовательной деятельности, организация двигательного режима, планирование воспитательно-образовательной деятельности детей; — обеспечение комплексного использования фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательно-образовательной работы. |
Действия воспитателей, младшего воспитателя, инструктора по плаванию
и инструктора по физической культуре.
1. Создание благоприятного психологического климата в группе для вновь прибывших воспитанников через создание положительного настроя у детей;
2. Организация рационального двигательного режима:
- Организация усиления двигательного режима в течении дня: перед занятиями, между занятиями, во время прогулки, индивидуальная работа в утренний и вечерний отрезок времени;
- Увеличение (по возможности) продолжительности прогулок;
- Ежедневные пробежки во время прогулки, ходьба в быстром темпе;
- Увеличить на прогулке количество подвижных и спортивных игр;
- Организация физкультурных досугов и игр-соревнований, не менее 2 раз в месяц (согласуется с инструктором по физической культуре).
3. Организация оздоровительных мероприятий:
- Ежедневный прием детей на свежем воздухе, при наличии благоприятной погоды;
- Ввести и в системе проводить новые эффективные методы закаливания: босохождение, бодрящую гимнастику, дыхательную гимнастику;
- Усилить контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;
- Не допускать появления в группе детей с первыми признаками заболевания;
- Использовать игры с водой, как метод закаливания;
- Следить за осанкой детей;
- Использовать в работе включение музыки в режимные моменты;
- Проведение бесед о здоровом образе жизни;
- Осуществлять тщательный контроль в оздоровительных мероприятиях за детьми, пришедшими после больничного листа (исключить босохождение в течении 1-2 недель, сокращать длительность прогулки);
- Качественное проведение всех оздоровительных мероприятий.
4. Осуществлять преемственность в работе:
- Воспитателя и инструктора по физкультуре: индивидуальный подход, контроль за часто болеющими детьми, контроль за детьми после больничного (использовать систему снижения физической нагрузки);
- Воспитателя и инструктора по плаванию (мед. работника): тщательным образом следить за одеждой детей для выхода после бассейна, качественно просушивать волосы.
5. Осуществлять тщательный контроль за детьми, которые часто бывают на больничном.
6. Обязательное проветривание и использование прибора АТМОС в помещениях группы по графику.
7. Провести работу с родителями:
- родительские собрания,
- консультации,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- недели здоровья,
- дни открытых дверей,
- папки-передвижки,
- беседы,
- личный пример педагогов.
Источник
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на 2018-2019 учебный год
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на 2018 – 2019 учебный год
Цель: Созданий условий для охраны и укрепления здоровья детей, организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
- Создание условий для двигательной активности и физического развития детей (физкультурный зал, физкультурных центров во всех возрастных группах).
- Использование здоровьесберегающих технологий и оздоровительных методик в работе ДОУ.
- Взаимодействие с родителями и социальными институтами по созданию здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Ответственные
Оптимизация режима
Организация пребывания детей в ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями, согласно, утверждённого режима для всех возрастных групп на тёплый и холодный период времени года.
все возрастные группы
Организация процесса адаптации вновь прибывших детей в группе. Ведение листов адаптации при поступлении детей в детский сад.
Организация прогулок : первую половина дня и вторую половина дня не менее 3-х часов
Организация дневного сна в соответствии с возрастными особенностями, согласно, установленного режима.
все возрастные группы
Организация НОД в соответствии с СанПиН, обязательное проведение физкультминутки в середине НОД.
все возрастные группы
Организация четырёх разового питания:
1 завтрак, 2 завтрак, обед, уплотнённый полдник.
все возрастные группы
Физкультурно – оздоровительная и профилактическая работа
Организация занятий по физическому развитию детей 3 раза в неделю: 2 раза – физкультурный зал , 1 раз – на открытом воздухе
все возрастные группы
Организация бесед с детьми по валеологии.
Группы младшего и старшего дошкольного возраста.
Согласно, планам воспитателей
Организация утренней гимнастики.
Холодный период года – физкультурный зал.
Тёплый период года – улица.
все возрастные группы
Организация подвижных игр, спортивных упражнений, эстафет, соревнований, оздоровительного бега в группах и на прогулке.
все возрастные группы
Организация спортивных вечеров досуга, праздника здоровья.
все возрастные группы
Организация воздушных, солнечных ванн в режимных моментах, гимнастика после сна.
все возрастные группы
Организация водных процедур (гигиеничное умывание умывание, мытьё рук перед приёмом пищи и по мере загрязнения)
Гигиеническое обливание ног перед дневным сном, хождения по тропинки здоровья – тёплый период года.
все возрастные группы
Июнь, июль, август
Ходьба босиком. Ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия.
все возрастные группы
Проведение дыхательной гимнастики с целью нормализации дыхания и сопротивляемости организма.
Источник