Меню

План школ здоровья для беременных

План школ здоровья для беременных

Программа занятий с беременными в «Школе материнства»

Занятие 1

I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы

2. Женские и мужские половые клетки

3. Развитие внутриутробного плода

3.2. Первые признаки беременности

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности

4. Факторы риска беременности

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка

4.3. Роль наследственности

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)

4.6. Осложнения беременности

5. Медицинское наблюдение

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию

5.2. Частота посещений врача акушера-гинеколога, акушерки

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода

Занятие 2

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной

1.3. Половая жизнь

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания

2.2. Прием жидкости

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.)

3. Личная гигиена

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.)

3.2. Одежда, обувь, белье

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»)

5. Особенности психо-эмоционального состояния беременной

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3

III. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов

2. Предвестники родов

3. Подготовка к поступлению в родильный дом

4. Периоды родов и их продолжительность

5. Поведение во время родов

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах

5.2. Роль партнерства в родах

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов

5.5.Обучение приемам обезболивания родов

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде

8. Контрацепция после родов

9. Законодательные права материнства.

Программа занятий врача педиатра с беременными в «Школе материнства»:

Занятие 1

I. Ребенок родился

1. Признаки доношенного ребенка

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Гормональный криз у новорожденных

4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме

Читайте также:  Сумма возмещения морального вреда при причинении вреда здоровью

5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным

6. Техника прикладывания ребенка к груди

7. Советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома

Занятие 2

II. Уход за новорожденным в семье

1 .Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье

2. Предметы ухода за ребенком

3. Правила ухода за ребенком

3.1. Туалет ребенка, его купание

3.2. Уход за кожей и пупочной ранкой

3.3. Свободное пеленание

4. Вскармливание новорожденного

4.1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка

4.2. Значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании

4.3. Питье новорожденного

4.4. Искусственное вскармливание.

5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка.

5.1. Недопустимость вредных привычек в семье (курение, алкоголь, прием наркотических и токсических веществ)

6. Советы и обучение выполнению медицинских рекомендаций

6.1. Приемы массажа и элементы гимнастики у новорожденного

6.2. Техника измерения температуры

6.3. Пользование очистительной клизмой и газоотводной трубкой

6.4. Пользование грелкой, применение согревающих компрессов

6.5. Подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения

Источник

Программа занятий с беременными в «Школе материнства»

Программа занятий с беременными в «Школе материнства»

Профилактическое направление признано приоритетным в здравоохранении. На основании приказа № 50 от 01.01.01г. Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях», созданные на базе женских консультаций «Школы материнства», активно проводят воспитание, обучение и выработку навыков правильного поведения в период беременности, родов, послеродового периода, вплоть до первого года жизни ребенка. Обучение направлено на повышение медицинской грамотности родителей, их общей гигиенической культуры.

Подготовка к родам и материнству может проводиться индивидуально и в группах. Наиболее плодотворными и эффективными являются занятия с семейными парами. Подготовка будущих отцов к рождению ребенка помогает во многих ситуациях избежать конфликтных отношений в период беременности женщины и после родов. Привлечение членов семьи к активной дородовой подготовке способствует изменению образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение желанного ребенка.

Подготовка осуществляется в соответствии с современными требованиями. Широко используется метод психопрофилактической подготовки. Этот метод применим ко всем беременным, противопоказаний к нему нет.

Наряду с семейной формой подготовки к деторождению продолжают широко использоваться и традиционные методы по психофизической подготовке беременных к родам, обучение их правилам личной гигиены, подготовке к будущим родам и уходу за ребенком в «Школе материнства».

«Школы материнства» должны иметь современное оснащение: телевизор, видеомагнитофон, аудиоаппаратуру. Активно должны использоваться демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства, предметы ухода за ребенком. Желательно иметь библиотеку и видеотеку по соответствующим оздоровительным тематикам. Видеотека предусматривает возможность самостоятельного просмотра видеокассет по гигиене беременных, семейной подготовке к родам, правилам грудного вскармливания, уходу за новорожденным, контрацепции после родов, с обязательным и приоритетным акцентом на естественных методах планирования семьи (ЕМПС).

К занятиям в «Школе материнства» должны привлекаться женщины уже с первого триместра беременности, желательно с будущими отцами или близкими родственниками. Для проведения занятий составляется предварительно проработанное расписание, где освещается та или иная тема, соответствующая определенным дням, время проведения. Это способствует активному привлечению будущих отцов или близких родственников к посещению занятий в зависимости от их свободного времени.

Читайте также:  Тематический план кружка здоровье

Для проведения занятий с беременными женщинами желательно формировать группы не более 10-15 человек, стараясь объединять с одинаковыми сроками беременности. Должна быть доступная информация о программах и времени проведения занятий.

ЗАНЯТИЙ С БЕРЕМЕННЫМ В «ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА»

ЗАНЯТИЕ 1. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности.

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

2. Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода

— первые признаки беременности,

— развитее плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители,

— роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода,

— физические изменения в организме женщины, периоды беременности.

4. Факторы риска беременности

— характеристика факторов риска,

— влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка,

— алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как

вредный фактор риска патологии плода,

— влияние других неблагоприятных факторов на плод: производственных,

инфекционных, лекарственных, радиационных и др.

5. Медицинское наблюдение

— важность раннего обращения женщин в женскую консультацию,

— частота посещений врача акушера-гинеколога,

— необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования,

— знакомство с современными инструментальными методами наблюдения за

состоянием здоровья матери и плода,

— обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и

ЗАНЯТИЕ 2. Гигиенические правила в период беременности

1. Изменение образа жизни

— рекомендации по режиму труда,

— законодательные права беременной,

— сексуальность и беременность.

— понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания,

— роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода,

— особенности питания при патологических состояниях: ранний токсикоз, запоры,

гипертензия, заболевания почек и т. д.

3. Личная гигиена

— значение соблюдения чистоты тела: уход за кожей, зубами, молочными железами,

половыми органами и др.

— одежда, обувь, белье,

— роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка,

— использования природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности

— обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности,

— обучению умению расслабляться – «быстрый отдых».

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной

— психологическая адаптация женщины к беременности,

— роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время

беременности, родов, после рождения ребенка.

ЗАНЯТИЕ 3. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3 Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность

5. Поведение во время родов

— значение правильного и спокойного поведения женщин во время родов,

— роль партнерства в родах,

— доверие к медицинскому персоналу,

— обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов,

— обучение приемам обезболивания в родах,

— аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния

6. Первые часы после родов: значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов. Обучение естественным методам планирования семьи.

9. Законодательные права материнства.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВРАЧА ПЕДИАТРА С БЕРЕМЕННЫМИ

В «ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА»

ЗАНЯТИЕ 1. Ребенок родился

1. Признаки доношенного ребенка.

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.

3. Гормональный криз у новорожденных.

4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме.

Читайте также:  Молитва перед обследованием здоровья ребенка

5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным.

6. Техника прикладывания ребенка к груди.

7. Советы по подготовке белья для новорожденного.

ЗАНЯТИЕ 2. Уход за новорожденным в семье

1. Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье.

2. Предметы ухода за ребенком.

3. Правила ухода за ребенком

— туалет ребенка и его купание,

— уход за кожей и пупочной ранкой,

4. Вскармливание новорожденного

— роль грудного вскармливания в формировании здорового ребенка,

— значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании,

5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка

— недопустимость вредных привычек в семье: курение, алкоголь, прием наркотических и

6. Некоторые медицинские рекомендации

— приемы массажа и гимнастика у новорожденных,

— техника измерения температуры тела,

— использование очистительной клизмы и газоотводной трубки,

— использование грелки, применение согревающих компрессов,

— подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения.

Интерьер комнаты, зала, где проходят занятия, должен создавать у обучающихся психологический комфорт. Рекомендуется все обучающие материалы: набор рисунков, таблиц хранить в отдельных папках, альбомах. Плакатной настенной агрессивностью стараться пользоваться как можно реже.

Консультации психолога и юриста проводятся по мере необходимости.

Источник

ПЛАН РАБОТЫ Школы здоровья «Беременных» (занятия с 1 по 30 неделю беременности).

ПЛАН РАБОТЫ

Школы здоровья «Беременных»

(занятия с 1 по 30 неделю беременности).

Тема занятия

место проведения

Психологические аспекты наступления беременности. Анатомические и физиологические изменения в организме женщины в период беременности. Первые этапы развития плода. Опасность самолечения.

Правовые аспекты материнства. Профессиональная вредность на производстве (шум, вибрация, переохлаждения и др.). Роль партнера во время беременности и в родах. Сексуальные отношения в первой половине беременности.

Закрепление пройденного материала с использованием наглядных пособий (муляжи, плакаты, рисунки и т.п.).

Поликлиника Минской ЦРБ, поликлиника №1, поликлиника филиала №1 «Атолинская больница», поликлиника филиала №2 «Заславская городская больница», врачебные амбулатории

Питание в период беременности: корректировка поступления белков, жиров, углеводов, профилактика микронутриентной недостаточности, режим питания. Контроль веса.

Режим труда и отдыха. Двигательный режим: влияние физических упражнений на организм женщины и развитие плода, комплекс упражнений. Одежда и обувь беременной.

Влияние образа жизни на течение беременности и развитие плода: курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.

Расчет физиологической диеты, подсчет ккал, контроль умения по планированию питания. Отработка комплекса физических упражнений.

Этапы внутриутробного развития плода.

Основные риски осложнения беременности: очаги инфекции, простудные и инфекционные заболевания, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки и т.д.

Релаксация и беременность.

Гигиена женщины I и II половины беременности. Профилактика паразитарных заболеваний. Режим дня, питания, сексуальные отношения во II половине беременности.

Закрепление пройденного материала. Обучение технике релаксации.

Психологическая подготовка к родам и рождению ребенка. Роды, общение во время родов. Поведение в родах. Профилактика наиболее распространенных осложнений родов и послеродового периода.

Изменение молочных желез при беременности и после родов, уход за ними.

Дыхательная гимнастика, комплекс дыхательных упражнений.

Закрепление пройденного материала.

Особенности послеродового периода. Уход за новорожденным. Грудное вскармливание: 10 принципов грудного вскармливания, психологические аспекты. Физические упражнения после родов. Значение профилактических осмотров.

Закрепление пройденного материала. Изучение комплекса физических упражнений.

Источник

Adblock
detector