Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)
Курс «Азбука здоровья» нацелен на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_azbuka_zdorovya_1_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №8 г. Ярцево Смоленской области
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Программа «Азбука здоровья» рассчитана на обучающихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.
Цели и задачи программы:
Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат обучающихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности . Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает у обучающихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности . Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у обучающихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса .
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
1 год обучения- 33 часа;
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Наполняемость группы – 15 человек.
Занятия в классе и в природе.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
- Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
- Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
- Формулировать самому простые правила поведения в природе.
- Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
- Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
- Составлять план выполнения задач.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Предполагать, какая информация необходима.
- Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
- Учиться подтверждать аргументы фактами.
- Организовывать учебное взаимодействие в группе.
- Дружи с водой (2ч)
- Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
- Забота об органах чувств (5 ч)
- Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.
- Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
- Уход за зубами (4 ч)
- Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
- Уход за руками и ногами (1 ч)
- «Рабочие инструменты» человека.
- Как следует питаться (2 ч)
- Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
- Как сделать сон полезным (1 ч)
- Сон – лучшее лекарство.
- Настроение в школе (1 ч)
- Как настроение?
- Настроение после школы(1 ч)
- Я пришёл из школы.
- Поведение в школе (2 ч)
- Я – ученик.
- Вредные привычки (2 ч)
- Мышцы, кости и суставы (2 ч)
- Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
- Как закаляться (1 ч)
- Если хочешь быть здоров.
- Как правильно вести себя на воде (1 ч)
- Правила безопасности на воде.
- Народные игры.(2 ч)
- Подвижные игры ( 2ч)
- Доктора природы(3 ч)
Источник
ЗОЖ: План воспитательной работы в 1–4-х классах (из авторской программы)
План воспитательной работы направлен на формирование у учащихся первоначальных знаний о ЗОЖ , сознательном отношении к собственному здоровью и навыков личной гигиены.
1-й класс
Сентябрь
1. “Мы теперь ученики”.
Беседа о режиме дня школьника с элементами игры (что изменилось в жизни, какой распорядок дня должен быть у школьника, понятие режим дня, в игре показать весь режим дня).
2. Участие в школьной комбинированной эстафете.
Октябрь
3. “Переменки и урок”.
Беседа о правилах безопасного поведения в школе с элементами тренинга (правильная осанка, гигиена позвоночника, ходьба по лестнице и коридору).
4. “Быстрее, дальше, выше”.
Самооценка физического развития (соревнования между учениками в беге, прыжках, метания мяча, приседаниях и др. по типу сдачи норм ГТО). Результаты заносятся в листы индивидуальных достижений и хранятся у учителя.
Ноябрь
5. “Мою руки чисто – чисто”.
Практическое занятие (правила мытья рук).
6. “Весёлые старты”.
Соревнования между параллельными классами.
Декабрь
7. “Настроение в школе”.
Урок общения с элементами психогимнастики (“Передай улыбку по кругу”, “Отгадай настроение” и др.).
8. Час танца. Разучивание детских новогодних хороводов.
Январь
9. “Свет мой, зеркальце, скажи”
Практическое занятие (правила умывания лица и ухода за кожей в холодное время года).
10. Участие в общешкольных командных соревнованиях по зимним видам спорта.
Февраль
11. “Настроение в доме”.
Тренинг поведения: как избежать наказания? (элементы психогимнастики Е. А. Алябьевой “Любящий сын”, “Уходи, злость, уходи!”, коррекция агрессивного поведения).
12. Соревнования по метанию снежков в цель на личное первенство.
13. “Забота о глазах”.
Тренинг снятия усталости глаз.
14. Конкурс “Самый лучший снеговик”.
Апрель
15. “Уж тает снег, бегут ручьи”.
Безопасное поведение на улице в период таяния снега (беседа с элементами самоанализа: зачем я лезу в воду, что ждёт меня под снегом и др.).
16. Самооценка физического развития (см. октябрь, сравнение с результатами октября).
17. “Солнце, воздух и вода”.
Беседа о полезном и вредном влиянии солнца, воздуха и воды на кожу и общее состояние человека в летний период (загар, солнечный удар) с практическим занятием (умывание рук и смазывание кремом, уход за волосами).
18. “Утки и охотники”. Игровые соревнования между командами класса.
2-й класс
Сентябрь
1.“Вот и кончились каникулы”.
Обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.), формирование понятия здоровый образ жизни.
2. “День здоровья”.
Участие в общешкольной спортивной эстафете.
Октябрь
3. Режим дня школьника (учеба во вторую смену).
Составление режима дня школьника, занимающегося во вторую смену.
4. Самоанализ физического развития.
Ведение дневника спортивных достижений.
Ноябрь
5. “Рассказ об одежде”.
Тематический классный час о значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой с практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка и глажка пиджака).
Игры на свежем воздухе.
Декабрь
7. “Рассказ об обуви”.
Беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте с практическим заданием – чистка школьной обуви.
8. “Зимушка – зима”.
Практическое занятие по ОБЖ на улице (опасности в зимнее время).
Январь
9. “Ела дуб, поломала зуб”.
Формирование понятия личная гигиена, беседа о значении зубов в жизни человека, о правилах ухода за зубами (тренинг чистки зубов).
10. “Эх, прокачусь!”
Катание на санках с горы.
Февраль
11. “Мороз и солнце, день чудесный”.
Беседа о профилактике вирусных заболеваний (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, точечный массаж при простуде, витаминные чаи). Практическое занятие: заваривание чая с ягодами шиповника и смородины. Чаепитие.
12. “Сладкое дерево”.
Общешкольная игра на местности.
Занятие по психогимнастике Е. А. Алябьевой (снятие эмоционального напряжения, выражение эмоций радости, удовольствия, профилактика робости).
Классные соревнования по прыжкам через скакалку.
Апрель
15. “Времена года”.
Беседа о влиянии высоких и низких температур на организм человека, сезонная обувь и одежда. Практическое задание: измерение температуры воздуха на улице, анализ соответствия температуре своей одежды и обуви.
16. Самоанализ физического развития.
17. “Что я уже знаю о ЗОЖ”.
Выставка рисунков, сочинений и др.
18. Спортивный праздник для учащихся начальной школы.
3-й класс
Сентябрь
1. “Физическая культура и здоровье”.
Обсуждение (групповое) зависимости состояния здоровья от занятий физкультурой. Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса. Правила, с которыми согласился весь класс, вывешиваются в классном уголке.
2. Общешкольная эстафета с участием родителей.
Октябрь
3. “Питание и здоровье”.
Приглашение школьного медицинского работника.
4. Самоанализ физического развития (дневник спортивных достижений и выполнения правил здорового человека).
Ноябрь
5. “Продукты полезные и вредные”.
Игра по типу “Лото”.
6. “Быстрые, смелые, ловкие”.
Соревнования между параллелями .
Декабрь
7. “Азбука здоровья”.
Аукцион продуктов питания, богатых витаминами. Дети готовятся заранее, по результатам составляется плакат “Азбука здоровья”.
8. “Казаки – разбойники”.
Игра на местности (пройти по указанному маршруту и отыскать клад – набор полезных овощей).
Январь
9. “Уход за ушами и носом”.
Знакомство с современными средствами личной гигиены (одноразовые платочки, ватные палочки), тренинг по уходу за ушами и носом, точечный массаж при насморке.
10. “Саночный турнир”.
Парные соревнования на санках среди учащихся класса.
Февраль
11. “Когда я ем, я глух и нем”.
Правила поведения за столом дома и в столовой (тренинг).
12. Общешкольные соревнования на катке.
Занятие по психогимнастике Е. А. Алябьевой (снятие нервного напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека).
14. Самоанализ физического развития. (Дневник результатов, сравнительный анализ количества дней, пропущенных по болезни во 2 и 3 классах).
Апрель
Аукцион рецептов ( полезные, вкусные домашние рецепты), составление сборника.
Малоподвижные игры на перемене.
17. “Ядовитая азбука”.
Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах. Составление плаката с изображением ядовитых растений.
18. “Весёлые старты”.
4-й класс
Сентябрь
1. “Вредные привычки и здоровье”.
Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей, составление портрета здорового человека.
2. “День здоровья”.
Октябрь
3. “Хочу остаться здоровым”.
Встреча с социальным педагогом (беседа о профилактике вредных привычек).
4. Самодиагностика физического развития.
Ноябрь
5. “Я в школе и дома”.
Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек. Составление банка игра и занятий для школы и дома.
6. Экскурсия в лес. Природа – источник здоровья и красоты.
Декабрь
7. “Лекарственные растения”.
Аукцион лекарственных растений, заготовленных родителями. Ученики готовятся заранее, приглашаются родители.
8. Практическое занятие по ОБЖ (ПДД в нашем поселке).
Январь
9. “Что нужно знать о лекарствах”.
Встреча со школьным медицинским работником (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).
10. “Лыжня румяных”. Поход в лес на лыжах.
Февраль
11. “Отравления и их профилактика”.
Составление списка опасных веществ дома и в школе, ПМП при отравлениях (тренинг), профилактика токсикомании.
12. “Взятие снежной крепости”. Игра на местности.
13. “Танцетворчество”. Занятие по психогимнастике ( передача настроения через танец, снятие мышечного напряжения, вызывание положительных эмоций).
14. Танцевальный конкурс.
Апрель
15. “Травматизм и его профилактика”. Формирование понятия травматизм , составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах (тренинг).
16. Самоанализ физического развития и своего здоровья за годы обучения в начальной школе ( по дневникам наблюдений).
17. “Турнир эрудитов по ЗОЖ”. (Между учащимися класса).
18. “Резиночка” . Соревнования по прыжкам через резинку.
Источник