Комплексный план лечебно-профилактической и оздоровительной работы в МБДОУ
календарно-тематическое планирование ( группа) на тему
Успешное решение поставленных задач и выполнение ФГОС ДО возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания). Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы и лечебно — профилактических мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_plan_po_zozh-2016.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Василёк» с. Енотаевка» МО «Енотаевский район»
И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В МБДОУ
Комплексный план лечебно-профилактической и оздоровительной работы МБДОУ разработан в соответствии с СанПиН.
Создание системы физкультурно — оздоровительных мероприятий, позволяющих эффективно решать задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни воспитанников через обеспечение взаимодействия МБДОУ и семьи.
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания.
формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
воспитание у детей личной физической культуры, формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Снижение уровня заболеваемости
Повышение уровня физической готовности
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Успешное решение поставленных задач и выполнение ФГОС ДО возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания). Чтобы обеспечить воспитания здорового ребенка, работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы и лечебно — профилактических мероприятий.
Оздоровительная система строится с учетом особенностей возраста, физического развития и здоровья воспитанников и содержит следующие элементы:
1. Организация режима и комплексная диагностика состояния здоровья детей;
2. Организация двигательного режима;
3. Охрана психического здоровья;
4. Лечебно-профилактическая работа;
5. Оздоровительная работа.
1. Организация режима и комплексная диагностика состояния здоровья детей.
1. Создание комфортного режима пребывания детей в дошкольном учреждении.
2. Организация жизни детей в адаптационный период.
3. Определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным, половым особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременное выявления факторов риска для их здоровья и развития:
создание здоровьесберегающей среды, таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность детей во время занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомление;
изучение новейшей литературы по использованию оздоравливающей технологии.
4. Исследование состояния здоровья детей специалистами детской поликлиники, выявление функциональных нарушений:
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
регулярный осмотр детей медсестрой, определение группы здоровья.
5. Отслеживание успешности обучения, воспитанников с целью диагностического наблюдения за их развитием, диагностирование общего уровня физической подготовленности в начале и в конце учебного года.
2. Организация двигательного режима.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности.
1. Утренняя гимнастика (ежедневно 5-7 мин.)
— традиционная форма (комплекс ОРУ);
— подвижные игры с разным уровнем подвижности;
— с элементами ритмики;
— оздоровительный бег (на воздухе);
2. Физкультурные занятия (2 раза в неделю + хореография):
— на свежем воздухе;
Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В каждой возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
— маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
— в среднем возрасте развить физические качества (выносливость, силу);
— в старших группах — оформить потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
3. Подвижные и музыкальные игры в первой и второй половине дня на прогулке 3-4 раза в неделю (20-30 м.)
4. Корригирующая гимнастика после дневного сна (ежедневно 3-5 мин.)
6. Самостоятельная двигательная деятельность.
7. Организация активного отдыха (спортивные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, каникулы и т.д.).
3. Охрана психического здоровья
1. создание условий, обеспечивающих психическое, физическое здоровье, эмоциональный комфорт;
2. обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению.
3. диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, развития речи и в формировании психологического статуса дошкольников.
4. Обеспечение психологического комфорта ребенка с целью сохранения физического и психического здоровья, которое включает:
— эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),
— позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),
— благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами).
Индивидуальные и групповые занятия направлены на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы.
На занятиях используются:
— Элементы аутотренинга и релаксации.
— Элементы музыкотерапии, сказкотерапии и смехотерапии.
4. Лечебно-профилактическая работа
1. Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
2. Профилактика инфекционных заболеваний.
Лечебно-профилактическая работа в детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.
1. Контроль за состоянием здоровья детей.
2. Контроль за состоянием осанки и свода стопы.
3. Контроль за правильным дыханием на занятиях физкультуры, утренней гимнастики.
4. Подбор мебели в соответствии с ростом ребенка.
7. Сбалансированное питание.
8. Чесночно-луковые закуски.
9. Употребление соков, фруктов, овощей, витаминных салатов.
10. Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками.
5. Оздоровительная работа
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.
Система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии результатами и имеющимися условиями.
Эффективные закаливающие процедуры:
1. Утренняя гимнастика в облегченной форме + босохождение + воздушные ванны.
2. Обширное умывание прохладной водой.
3. Полоскание рта и горла прохладной водой.
4. Массаж лица, шеи, рук, ног, стоп.
5. Самомассаж стоп.
6. Босохождение по профилактическим дорожкам.
7. Физическое занятие на воздухе.
8. Босохождение по траве (лето).
9. Игры с водой во время прогулки (лето).
10. Воздушные ванны (ультрафиолетовые лучи, лето).
11. Ежедневные оздоровительные прогулки.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка . Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий — с наблюдения, спокойных игр и т. д.
1 МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
2. Формировать навыки охраны личного здоровья.
3. Поддерживать (поощрять) потребность в самостоятельной двигательной активности.
В период адаптации важно не навредить ребёнку. На первоначальном этапе все закаливающие мероприятия необходимо начинать с чтения потешек, применять игровые приёмы. Мероприятия целесообразнее проводить небольшими подгруппами, с учётом индивидуальных особенностей здоровья детей. Игры тактильного характера вводятся с целью снятия внутреннего напряжения ребёнка и развития мелкой моторики.
Источник
План работы Центра Здоровья на 2014 – 2016 год
учебно-методический материал ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_tsentra_zdorovya_na_2014_-_2016_gg.doc | 377 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
План работы Центра Здоровья
на 2014 – 2016 год
- Состав Центра здоровья;
- Цель и задачи работы Центра здоровья;
- Основные направления деятельности центра;
- Перспективный план на 2014-2016 г.г.:
- Обновление нормативно-правовой базы;
- Просветительская и методическая работа с педагогами и родителями;
- Профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа с участниками воспитательно-образовательного процесса;
- Диагностико-аналитическая деятельность;
- Коррекционно-развивающая деятельность;
- Информационная система контроля.
- Мероприятия по реализации перспективного плана 2015 год
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами (внутри учреждения и за пределами ДОУ);
- Взаимосвязь с социумом (учреждения, организации).
- Ожидаемые результаты.
Состав Центра здоровья
Руководитель Центра здоровья – Соколова Г.Я., старший воспитатель.
Члены Центра здоровья:
Джумагазиева Ж.З., воспитатель-эколог;
Червоная Н.Ю., заведующий хозяйством;
Миронова Л.А., заведующий столовой;
Артамонова Р.Ф., педагог-психолог;
Иванова К.А., инструктор по физической культуре;
Дячук И.А. инструктор по физической культуре;
Абдулгамидова Б.Р., медицинская сестра;
Лисовская И.В., медицинская сестра;
Хоромняк Г.В., воспитатель;
Олейник О.Г., учитель-логопед;
Махмудова З.А., учитель логопед.
Цель деятельности Центра здоровья:
Укрепление, сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни участников воспитательно-образовательного процесса.
Задачи деятельности Центра здоровья:
- Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического, психического и социальное здоровье воспитанников.
- Формирование у дошкольников ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни.
- Повышение уровня культуры здоровья через внедрение здоровьеформирующих образовательных технологий.
- Снижение рисков заболеваемости воспитанников, вызванного вирусными инфекциями, болезнями асоциального и дидактогенного характера.
- Повышение уровня культуры здоровья детей, педагогов и родителей, через внедрение здоровьеформирующих технологий.
- Содействие всем участникам воспитательно-образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Источник
Программа дошкольного образовательного учреждения «Здоровье»
методическая разработка по теме
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребёнка в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.docx | 114.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Здоровье» на 2013-2018 гг. ГБДОУ детского сада № __
Дата утверждения и согласования
Приказ № __ от « » __________ 201_
Педагогический совет № __ от « » __________ 201_
Основание для разработки Программы
Повышение физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Заведующий, ст. воспитатель, педагоги, врач, медицинская сестра
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребёнка в детском саду
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта.
3. Развитие основных физических качеств и умения рационально использовать их в различных условиях.
4. Создание оптимального режима обеспечивающего комфортное самочувствие, психическое и физическое развитие ребёнка.
Целевые индикаторы Программы
1. Выполнение режима дня с включением в него здоровье сберегающих технологий.
2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; количества случаев простудных заболеваний; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).
3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.
4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы.
Программа рассчитана на 2013-2018гг.
Перечень разделов программы
1. Пояснительная записка
2. Анализ условий для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы
3. Система и содержание оздоровительной работы
4. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
5. Работа с родителями и пропаганда ЗОЖ в семье
6. Методическое обеспечение
7. Повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
8. Циклограмма контроля по сохранению и укреплению здоровья детей
9. Мониторинг воспитательно-образовательной работы в ДОУ
11. Ожидаемые конечные результаты
Ожидаемые конечные результаты
1. Снижение заболеваемости воспитанников в результате физкультурно-оздоровительной работы и повышение жизненного тонуса.
2. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
3. Стимулирование внимания детей к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
4. Совершенствование системы физического и психического воспитания на основе реализации дифференцированного подхода к каждому ребенку.
1. Пояснительная записка
Актуальность выбранного подхода в организации
оздоровительной деятельности ДОУ
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребёнка, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 № Пр-271, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 годы «Петербургская школа 2020», Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2010 № 1021.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечнососудистыми заболеваниями. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закалённостью.
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать краткие выводы:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Исходя из вышесказанного, наш педагогический коллектив пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического и психического здоровья, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми. Актуализации внимания воспитателей на главной социальной роли, вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний.
Программа «Здоровье» разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения — это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Программа «Здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателям, специалистам ДОУ содержания обучения и воспитания. Использование различных методик, позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.
Цель и задачи программы:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, учшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта.
3. Развитие основных физических качеств и умение рационально использовать их в различных условиях.
4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации — отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка.
6. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
7. Принцип природосообразности определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Основные участники реализации программы:
— Воспитанники дошкольного образовательного учреждения
— Педагогический коллектив образовательного учреждения.
— Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.
Основные направления оздоровительной программы:
1. Образование детей, персонала, родителей.
2. Комплексная диагностика.
3. Организация рационального питания.
4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа
5. Комплекс психогигиенических мероприятий
6. Консультативно-информационная работа
2. Анализ условий для обеспечения
В ДОУ созданы условия для обеспечения медицинского обслуживания и организации физкультурно-оздоровительной работы:
• имеются медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.
• медсестра, также ДОУ сопровождает педиатр.
• имеется необходимый инструментарий кварцевые лампы на группах, бактерицидный обеззараживатель, измерительные приборы (весы, ростомер, термометр, прибор для измерения артериального давления). Имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи.
• создана предметно-пространственная среда: спортивный зал: шведская стенка, оборудование для игр, зарядок, оздоровительной гимнастики: скакалки, кегли, мячи, скамеечки для ходьбы. Музыкальный зал (для зарядки под музыку и музыкально-ритмической деятельности), спортивные уголки в группах (корригирующие дорожки, мячи, обручи, султанчики, флажки, кольцебросы, кегли).
План мероприятий по снижению острой заболеваемости в ДОУ
Строгий контроль за выполнением санитарно – противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий
Заведующий Старшая м/с
Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд
Заведующий Старшая м/с
Осуществление преемственности в работе детской поликлиники в ДОУ по подготовке и ведению детей в период адаптации в ДОУ. Проведение мероприятий по ослаблению адаптационного синдрома.
При поступлении ребенка в ДОУ и после пропусков (по болезни, отпуска и пр.)
Контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий
Во время инфекционных заболеваний
Проведение сезонных профилактик гриппа и ОРЗ
С сентября по март
Составление индивидуальных планов по оздоровительным группам с оценкой эффективности оздоровления
Осуществление преемственности между детской поликлиникой и ДОУ
Источник