Меню

План работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья

план работы с детьми ОВЗ
учебно-методическое пособие

Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалами для работы с детьми ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
plan_raboty_s_detmi_ovz.rar 73.64 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Учёт работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:

  • замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
  • детализация учебного материала и пошаговая тактика при изучении новой темы.
  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  • дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
  • планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
  • речевой образец;
  • чередование легких и трудных заданий (вопросов) ;
  • создание проблемных ситуаций;
  • индивидуальная помощь в случаях затруднения;
  • самостоятельная работа, работа в парах с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
  • благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
  • оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • точность и краткость инструкций по выполнению задания.

Рекомендации к поурочному планированию:
× наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзивного ребенка;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое домашнее задание

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие.

Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься:

по каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом . Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; включение заданий с опорой на несколько анализаторов

  • Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание.
  • Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
  • Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
  • Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
  • Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
  • Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

Коррекционно-развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) … на основе упражнений на отсроченное запоминание
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия на основе упражнений ……..;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
  • коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
  • коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  • коррекция пространственной ориентировки;
  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе;
  • коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
  • коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании;
  • коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
  • коррекция и развитие двигательной, вербальной, словесно – логической памяти

Источник

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
материал на тему

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года.

Скачать:

Вложение Размер
plan_raboty_s_detmi-invalidami.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Директор МОБУ СОШ № 1

работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

на 2018-2019 учебный год

1.Выявление среди принятых в школу учащихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2. Составление банка данных.

Педагог-психолог Бережанская И.Н.

Работа с нормативно-правовыми документами

1.Оформление заявок на бесплатное питание в школьной столовой нуждающихся учащихся.

2.Составление списков (корректировка), оформление документации по детям-инвалидам и детям с ОВЗ для Отдела образования

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

Взаимодействие с другими учреждениями и ведомствами

1.Взаимодействие с ГКУ РЦСПН (филиалом Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г Мелеуз) по вопросам реабилитации детей-инвалидов, санаторно-курортному лечению.

2. Взаимодействие с ПМПК (государственное бюджетное учреждение Кумертауская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия).

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

1.Планирование летнего отдыха детей-инвалидов

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

1.Консультирование, педагогическая помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ и их родителям.

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

Социально-педагогическая помощь семье

1.Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений.

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

Развитие творческих возможностей и способностей учащихся

1.Вовлечение детей-инвалидов, детей с ОВЗ в различные кружки учреждений дополнительного образования.

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

2.Городской и районный фестиваль творчества и спортивный фестиваль для детей-инвалидов.

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

3.Приглашение на Новогоднюю елку главы Администрации Мелеузовского района и г. Мелеуз детей-инвалидов

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

4.Участие в республиканских, городских, районных конкурсах для детей-инвалидов.

Социальный педагог Габитова Е.В. Классные руководители

Источник

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

Вложение Размер
План работы с детьми -инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 108.5 КБ

Предварительный просмотр:

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цель: создание в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • Обеспечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
  • Организация психолого-педагогического и социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • Оказание консультационной помощи педагогам с целью организации эффективного взаимодействия с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями);
  • Формирование толерантного отношения в техникуме к детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обновление базы данных обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Изучение нормативных правовых документов по инклюзивному образованию. Приведение нормативной правовой базы техникума по инклюзивному образованию в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации

Зам. директора УВР

Утверждение рабочих программ педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, по образовательным областям, внеурочной деятельности, адаптированных рабочих программ.

Зам. директора УР

Составление индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Зам. директора УР, зам. директора УВР

Посещение занятий теоретического и производственного обучения в тех группах, где обучаются дети-инвалиды или дети с ОВЗ, с целью контроля организации учебного процесса

Зам. директора УР, зам. директора УПР

Размещение на сайте информации о реализации программы «Доступная среда»

Зам. директора УВР

Контроль за социальными выплатами (социальная стипендия, материальная помощь и др.)

Источник

Материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему

Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный маршрут с ребенком ОВЗ на 2014-2015 учебный год.

План работы с родителями ребенка с ОВЗ на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

Вложение Размер
prgramma_ovz.doc 103.5 КБ
plan_s_detmi.doc 58 КБ
plan_s_roditelyami.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам администрации г. Ишима

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад № 23» города Ишима

(МАДОУ ЦРР д/с № 23)

Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нормативно-правовой аспект программы

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, от 29 декабря 2012 года, вступившим в силу 01.09.2012 года определяет содержание определенного уровня и направленности. Реализация дополнительных образовательных программ, направлена на решение задач формирование общей культуры личности ребенка, адаптации личности ребенка к жизни в обществе.

Положения программы «Лечебная физическая культура» разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-Ф3 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» адаптивная физическая культура детей с ограниченными возможностями, который направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа создана на основе дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».

Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа на 3 года обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы). Обучение реализуется в режиме занятий. Продолжительность занятий для детей от 4-5 лет 40 мин. в неделю (2 занятия по 20 минут), для детей от 5-7 лет 1 час в неделю (2 занятия по 30 минут) – 60 часов в год.

Актуальность и новизна программы

Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их сформированности.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.

Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.

Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, — социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны

осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.

Коррекционная физкультура — система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

При дефектах зрения, слуха возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма.

Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.

В силу особенностей психофизического развития слабослышащих имеет свою специфику — направлено на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.

На занятиях, наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для слабослышащих детей.

Положительными особенностями упражнений являются:

  1. отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
  2. возможность длительного применения;
  3. универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
  4. положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
  5. стимулирующее влияние на все органы и системы организма.

От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми. При этом необходимо учитывать характеристику заболевания, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.

Несмотря на индивидуализацию занятий, существуют общие правила:

  1. Строго дозировать физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
  2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
  3. Упражнения охватывают различные мышечные группы.
  4. В занятие включаются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
  5. Перед занятием помещение хорошо проветривается.
  6. Проводится строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
  7. При появлении признаков утомления занятие прекращается.

При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма воспитанников, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности дошкольников с нарушением слуха, улучшение состояния здоровья.

Занятие состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную — 20-25%.

Для самих воспитанников с ограниченными возможностями основная цель физкультурной деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры.

Занятия направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, оперативность мышления, моторная выносливость).

Рабочая программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).

Направления программы и их содержание

Вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, подразделяется на:

– комплекс утренней гимнастики;

– комплекс физкультурных занятий;

– комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики;

– комплекс упражнений на дыхание.

Принципы физкультурной работы

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятии, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  2. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

Задачи физкультурной работы

  1. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  2. Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
  3. Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
  4. Развивать коммуникативные навыки.
  5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
  6. Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
  7. Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
  8. В ходе экспериментальной деятельности и поиска новых форм работы с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья были, найдены варианты нестандартной организации физкультурной деятельности.

Основные направления и их содержание

  • Утренняя гимнастика.
  • Физкультурные занятия.
  • Сюжетные физкультурные занятии.

Разработан комплекс утренней гимнастики с учетом коррекции. Структура утренней гимнастики:

  • Упражнения на дыхание;
  • Пантомима;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Различные виды ходьбы;
  • Оздоровительный бег;
  • Подвижные игры;
  • Релаксация.

В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.

Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.

Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:

— вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;

— блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения;

— оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.

Физкультурное занятия проводится два раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. При проведении второго и третьего физкультурного занятия коррекционные упражнения меняются, а основные виды повторяются.

При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.

Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Основное содержание физкультурных занятий

Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.

Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.

Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.

Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.

Основные виды движений:

Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.

Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.

Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.

Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.

Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.

Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.

Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики

Сюжетное физкультурное занятие проводится в подготовительной логопедической группе вводиться в сетку занятий третьем занятием, за счет сокращения времени проведения физкультурных коррекционных занятий.

Сюжетное физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики состоит из трех частей :

  • Вводная часть включает упражнения на построение, различные виды ходьбы и бега; основная часть занятия состоит из общеразвивающих упражнений с предметами и без них.
  • Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.
  • Подвижная игра заменяется играми-эстафетами.
  • Третья заключительная часть включает в себя упражнения на восстановление дыхания и спокойные виды ходьбы.

Тема сюжетного занятия соответствует лексической теме учителя-логопеда и основная цель его проведения закрепление и автоматизация поставленных звуков.

Цель: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами физической культуры, развитие у них основных двигательных качеств, с использование, как игровых методик, так и других средств и методик адаптивной физической культуры.

  1. Коррекционно-оздоровительные: позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, которые могут быть описаны, воспроизведены и объективно (количественно) измерены.
  2. Образовательные: расширить двигательный опыт (навык) детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить детям с проблемами в состоянии здоровья и развития основ адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.
  3. Воспитательные: приобщить детей с проблемами в состоянии здоровья и развития к здоровому образу жизни, воспитать у них основы адаптивной физической культуры, решить проблему социально-бытовой ориентации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Для обеспечения более высокого уровня физической подготовленности детей ограниченными возможностями используются специальные комплексы упражнений.

Для развития скоростной способности применяются упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и координационные способности (бег с остановками определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном расстоянии друг от друга и на разном расстоянии и т.д.). Также для развития скоростной способности во время выполнения общеразвивающих упражнений применяется методический подход, при котором быстрые движения руками выполняются в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.

Развивая, скоростно-силовые качества необходимо использовать упражнения одновременно формирующие ориентационную способность и способность воспроизведению параметров движений: прыжки в разном ритме, прыжки с ноги на ногу по ориентирам, танцевальные упражнения, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами, увеличивающих подвижность в суставах и развивающих прыгучесть.

Общая выносливость организма связана с функциональными возможностям мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. В то же время, возможность дыхательной системы у глухих детей с ограниченными возможностями снижены по сравнению с условно здоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой дыхательной систем, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренно интенсивности. Для этого наиболее целесообразно использовать движения, связанные работой большого числа мышц.

Развивая координационные способности у детей с ограниченными возможностями, на занятиях физической культурой необходимо добавлять упражнения и задания в ходьбе, беге, метании, требующих участия большого числа мышц.

Например, развитию выносливости способствуют упражнения направленные на формирования дифференцированной, ориентационной способности, выполняемых поточным способом в виде бега с прыжками и т.д.

Развивая ловкость, используются упражнения с быстрой сменой: положений по звуковому сигналу, применяемых для формирования реагирующей способности, а также упражнения и задания, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени.

При организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями по целенаправленному развитию координационных способностей задания разработанные комплексы упражнений включаются не только в занятия по лечебной физической культуре, но и в другие формы воспитания проблемных детей. Упражнения для мелкой моторики рук, игровые комплексы самомассажа, танцевальные упражнения, «пальчиковые» игры проводятся на утренней гимнастике, физкультурные минутках, занятиях по фонетической ритмике и музыке.

В связи с указанными выше особенностями физического развития и физической подготовленности детей с ограниченными возможностями в педагогической работе большое внимание уделяется формированию правильной осанки, коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развития дыхательной и сердечнососудистой систем, которое осуществляется посредством обще подготовительных и специальных упражнений.

Одной из важных задач лечебной физической культуры детей ограниченными возможностями является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений. На занятиях также используется звуковое сопровождение, которое помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развитие медленных и быстрых звучаний, а также способствует развитию слухового восприятия.

В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, с музыкальным сопровождением (во время музыкально-ритмических отрезков занятий использовался слуховой аппарат), а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.

В процессе занятий (особенно на начальных этапах) у детей развивают произвольно внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу (наглядно-образный характер).

С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих — мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п.

При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленные темп усвоения ими новых движений и не отказывать от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению.

Словесная инструкция — обязательный показ — совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.

Методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы:

  1. Применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
  2. Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
  3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
  4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
  5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
  6. Более сложные сочетания основных движений. Например: использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча.

Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч. Причем, старшие дети способны выполнить и достаточно сложные гимнастические упражнения — точные движения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.

  • На коррекционных занятиях желательно использовать подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей. Учитывая повышенную возбудимость, снижение двигательных способностей детей, занятия нужно проводить спокойно, не требуя сразу точного выполнения задания, поощрять у них старательность и настойчивость.
  • Использовать специальное оборудование, которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений. Рекомендуется в процессе занятий коррекционной физкультурой пользоваться тренажерами (велотренажером, тренажером «Здоровье» и др.) с целью повышения функциональных способностей занимающихся и направленного коррекционного воздействия упражнений. Необходимость использования тренажера особенно возрастает в осенне-зимний период.

Гимнастика на мячах и других надувных предметах.

Лечебная гимнастика с применением надувных предметов (мячей, подушек, наклонных плоскостей, цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого бассейна и т. п.) — перспективное направление, успешно используемое в кинезиотерапии (терапия движением) детей. Упражнения можно проводить в любое время дня, спустя 40-60 минут после еды. Необходимо позаботиться о надежной страховке ребенка. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.

  1. Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.
  2. Покачивание на мяче в положении на животе с отталкиванием стопами от поверхности пола. Следить, чтобы ребенок наступал на пятку.
  3. Покачивание на 2-х мячах. При покачивании на мяче старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.
  4. Прокатывание на мяче с лишением опоры верхней части туловища, в руках – гимнастическая палочка. Осторожно потягиваем за палочку вперед и вверх.
  5. Прокатывание на физиоролле в положении на животе по коврику со следочками для кистей рук.
  6. Покачивание на мяче в положении на боку.
  7. Покачивание в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движения.
  8. Покачивание на мяче в положении на четвереньках (с лишением равновесия).
  9. Ползание по наклонной плоскости на животе, на спине, перекат “бревнышком”.
  10. Упражнение на сопротивление — отталкивание от мяча. Ребенок отталкивает мяч ногами, тренируя опорность стоп.
  11. Покачивание на надувном бревне в положении сидя верхом (следить за тем, чтобы ребенок полностью нагружал стопу).
  12. Прыжки и ходьба по батуту.
  13. Прокатывание в надувном цилиндре.
  14. Упражнение на надувном бревне в тренажере.

Формирование навыков самостоятельного стояния и обучение ходьбе

Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя равновесие. Исходное положение — стоя с поддержкой (со страховкой) у шведской стенки, держась руками за перекладину на уровне талии.

1. Опора на полную ступню.

2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу (фиксируя пятку).

3. Приставные шаги вправо и влево.

4. Поочередно стоять на одной ноге.

5. Поочередное выставление правой и левой ступни на нижнюю планку шведской стенки с постепенным подъемом на следующую планку.

6. Сохранение равновесия у шведской стенки с открытыми и закрытыми глазами поочередно.

Исходное положение — стоя со страховкой:

1. Ходьба на месте.

2. Ходьба по ребристой доске.

3. Ходьба по массажной дорожке.

4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки.

5. Ходьба по черте.

6. Ходьба по следочкам (на коврике).

7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту).

8. Шаговые движения за управляемой движущейся тележкой, тележкой с подвесным мячом (стремясь наступить на мяч).

9. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе.

10. Самостоятельная ходьба с минимальной страховкой.

Эффективность методики по мнению авторов — около 70%. Степень выраженности положительного эффекта лечебной гимнастики в ЛК “Адели” зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий. Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям: клиническим признакам улучшения здоровья (улучшение настроения, самочувствия, повышение эмоционального тонуса); происходит нормализация осанки, коррекция движений; увеличение показателей роста стоя и сидя; увеличение показателей жизненной емкости легких (спирометрия); увеличение объема движений в конечностях (гониометрия); увеличение мышечной силы (динамометрия); появление и развитие ранее отсутствующих движений; приобретение новых навыков самообслуживания.

Предполагаемые конечные результаты

  1. Внедрение в практику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, системы физкультурной работы, в которой присутствует обучение, воспитание и оздоровление, позволит достичь положительных результатов в коррекционной работе.
  2. Внедрение комплексного подхода оздоровления дошкольников.
  3. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  4. Данная программа позволит сформировать умения детей произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

Источник

Читайте также:  Охрана здоровья населения права пациента
Adblock
detector