Целевая комплексная программа на тему: ЗОЖ для студентов колледжа
Целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся профессионального техникума, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в техникуме и в соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи к направлению деятельности педагогического коллектива по реализации программы «Здоровый образ жизни».
ЗАДАЧИ
1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширению кругозора учащихся в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
2. Разработка и внедрение в учебную жизнь системы «выращивания» учащихся, показывающие высокие спортивные результаты.
3. Воспитание у обучающихся патриотического отношения к училищу, городу, России.
4. Разработка и проведение увлекательных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни».
5. Тесное сотрудничество с Центром планирования семьи, с общественными объединениями, с представителями духовенства.
6. Поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечение в процесс решения поставленных задач.
Предполагаемые направления деятельности:
Физкультурно-оздоровительное.
Для учащихся:
Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам Занятия (уроки по физическому воспитанию).
Проведение Дней здоровья.
Работа спортивных секций (баскетбол, волейбол, легкая атлетика).
Организация работы турклуба и экологического клуба.
Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации).
Привлечение учащихся к занятиям в городских спортивных секциях, клубах.
Для педагогического состава:
Организация спортивных секций для педагогического коллектива (шейпинг).
Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления.
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения учащихся приёмам личной самодиагностики.
Создание условий для посещения тренажёрных залов, бассейнов, саун, профилакториев.
Реабилитационно-профилактическое
Внедрение медико-психологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья учащихся.
Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года.
Обучение учащихся приёмам личной самодиагностики, саморегуляции
Психологический тренинг для учащихся.
Работа по улучшению интерьера училища, кабинетов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели).
Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся.
Организация научно-практической подготовки педагогов по направлениям «Урок здоровья» – здоровый урок» по программе здоровьесберегающей педагогики.
Организация работы по вопросам психотерапии педагогического состава, регуляции психического состояния учащихся.
Консультации для пед.состава по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)
Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.
Привлечение родителей к участию в создании интерьера техникума, кабинетов, облагораживанию прилегающей к нему территории.
Культурно-просветительное
Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.
Проведение циклов классных часов по тематике ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.
Проведение внеклассных мероприятий развлекательного характера по заданным темам.
Семинары , конференции, выпуск постоянной газеты «Здоровье — залог оптимизма».
Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.
Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.
Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ.
Проведение практикумов, лекториев для педагогов по вопросам изменении психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации учащихся в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д. Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение для выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)
Индивидуальная работа с асоциальными семьями.
Экологическое
Формирование ответственного отношения учащихся к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе . Включение в учебный план техникума экологических спецкурсов.
Организация экологического клуба.
Работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.
Выпуск экологических газет.
Активизация внеурочной деятельности (проведение экологических игр, конкурсов, викторин).
Проведение в техникуме ежегодной экологической конференции.
Природоохранная деятельность учащихся на территории техникума.
Привлечение учащихся к облагораживанию территории (создание парка, Альпийской горки, реконструкция клумб и т.д.).
Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.
Проведение ежегодных семинаров — практикумов по пропаганде экологических знаний для педагогов.
Организация временных творческих групп педагогов по экологическому воспитанию.
Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города
Привлечение родителей к планировке и облагораживанию прилегающей территории.
Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями.
Мероприятия, проводимые на протяжении всего учебного года
Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).
Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).
Работа по профилактике травматизма.
Разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.
Работа специальных групп по физическому воспитанию.
Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала в общежитии.
Работа кружков .
Работа факультативов по здоровому образу жизни
Индивидуальные консультации психологов для учащихся, педагогов, родителей. Психологический тренинг для педагогов мастеров производственного обучения.
Разработка межпредметного проекта «Планировка прилегающей территории».
Мероприятия по улучшению интерьера техникума.
Внеклассная работа по пропаганде здорового образа жизни.
Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания (см. Приложения).
Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».
Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).
Примерный план проведения тематических месяцев:
Сентябрь – «Адаптация».
Анкетирование учащихся. Определение уровня здоровья учащихся на начало учебного года.
Октябрь – «Я и спорт».
Вовлечение в физкультурно – оздоровительную деятельность учащихся. Ноябрь – « Мы – молодёжь».
Мероприятия по половому воспитанию с привлечением общественных организаций и представителей духовенства.
Декабрь – «Мир без наркотиков».
Лекции, беседы с привлечением общественных организаций и представителей духовенства, выступление агибригады «Выбирай!».
Январь – традиционная Неделя здоровья.
Беседы, лекции, мероприятия внеклассного характера , показ видеофильмов.
Февраль – «Как прекрасен это мир».
Разработка проектов по обустройству территории, кабинетов и самого техникума.
Март – «Внимание, туберкулез».
Беседы, лекции с привлечением мед.работников. Разработка раздаточного материала, показ видеофильмов.
Апрель – Всемирный день здоровья.
Проведение соревнований, бесед и лекций.
Май – «Телефон доверия».
Организация службы доверия. Подведение итогов года.
Июнь – заключительный период.
Анкетирование, тестирование, определение уровня здоровья учащихся на конец учебного года. Определение новых задач на следующий учебный год.
Источник
Программа «Здоровье»для создания здоровьесберегающей среды в колледже
Программа «Здоровье»для создания здоровьесберегающей среды в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
на заседании МО
протокол № директор ГОУ НПО «ПУ № 44»
«___»_________2013г. _______________ Назарова Г.В.
Автор: Грязнова Марина Вячеславовна,
Проблема сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить подростку возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Очень важно сегодня не только подготовить подростка к самостоятельной жизни, а научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей и подростков — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителям и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в учебных заведениях состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы «Здоровье» мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и педагогов. Охрана здоровья педагога является важным фактором укрепления здоровья обучающихся. Педагог обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для уч-ся, вести здоровый образ жизни.
Программа “Здоровье” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья подростков.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы, Раздел 16 «Календарный план реализации программы» обновляется каждый год.
- Программа “Здоровье” предусматривает:
1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы “Здоровье”; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.
2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей.
3-й этап – формирующий – работа по реализации программы “Здоровье” (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников).
4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.
Программа “Здоровье” предусматривает следующие приоритетные направления:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья подростков, обучающихся в данном учебном заведении.
Основные задачи направления:
- организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
- разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья подростков;
- формирование у обучающихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
- построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся;
- устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.
2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива училища и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основные задачи направления:
- организация просветительской работы среди родителей;
- формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
- привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в училище и профилактической работы с подростками.
3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья
Основные задачи направления:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
- профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья обучающихся;
- работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
- осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
- организация активных форм досуга;
- снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.
4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Основные задачи направления:
- формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
- осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников;
- создание на базе учебного заведения “Школы здоровья”.
Методическое обеспечение программы “ Здоровье”:
- Создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий.
- Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, обучающих программ по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
- Включение в план методической работы училища мероприятий по проблеме здоровьесбережения.
- Пополнение библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования культуры здоровья.
4. Функции различных категорий работников училища
- проведение диспансеризации учащихся;
- медосмотр обучающихся училища, определение уровня физического здоровья;
- выявление обучающихся специальной медицинской группы.
4.2. Функции администрации училища:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль над организацией горячего питания учащихся в училище;
- организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ;
- организация и контроль уроков физической культуры;
- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в училище.
4.3. Функции мастера производственного обучения и
- организация проведения диспансеризации учащихся в медицинском учреждении;
- контроль за медосмотрами обучающихся училища, определение уровня физического здоровья;
- выявление обучающихся специальной медицинской группы.
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности учащихся в училище;
- организация и проведение в группе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;
- организация и проведение в группе мероприятий по профилактике травматизма на дорогах;
- организация и проведение в группе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч обучающихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
- организация и проведение исследования уровня психического и психофизического здоровья учащихся;
5. Участники программы:
- Обучающиеся.
- Педагогическое сообщество.
- Родители.
- Социальные партнеры
6. Сроки и этапы реализации программы:
1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы “Здоровье”; актуализацию, определение цели и задач её выполнения :
- Анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам;
- Изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ (здорового образа жизни) и их внедрение;
- Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей:
- Разработка и внедрение диагностических карт состояния здоровья обучающихся с учетом норм здоровья.
- Мониторинг физического развития и здоровья обучающихся.
3-й этап – формирующий – работа по реализации программы “Здоровье” (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников):
- Внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных;
- Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
- Выполнение оздоровительных мероприятий.
4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития:
- Сбор и анализ результатов выполнения программы;
- Коррекция деятельности.
7. Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам колледжа необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения подростков.
Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
- стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;
- убеждением в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знанием различных оздоровительных систем;
- умением поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;
- способностью вырабатывать индивидуальный образ жизни;
- гигиеной умственного труда.