план работы с детьми ОВЗ
учебно-методическое пособие
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалами для работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_detmi_ovz.rar | 73.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Учёт работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ:
- замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- детализация учебного материала и пошаговая тактика при изучении новой темы.
- сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
- планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
- речевой образец;
- чередование легких и трудных заданий (вопросов) ;
- создание проблемных ситуаций;
- индивидуальная помощь в случаях затруднения;
- самостоятельная работа, работа в парах с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
- благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
- оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- точность и краткость инструкций по выполнению задания.
Рекомендации к поурочному планированию:
× наметить план деятельности на уроке для каждого инклюзивного ребенка;
× включить в общий план для класса блоки заданий для детей с ЗПР;
× закреплять новый материал дифференцированно;
× давать разноуровневое домашнее задание
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие.
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься:
по каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом . Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер; включение заданий с опорой на несколько анализаторов
- Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание.
- Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.
- Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти.
- Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
- Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
- Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Коррекционно-развивающие цели могут быть сформулированы следующим образом:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) … на основе упражнений на отсроченное запоминание
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия на основе упражнений ……..;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…
- коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы ;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
- коррекция пространственной ориентировки;
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в анализе и синтезе;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании;
- коррекция восприятия на основе упражнений в распознавании;
- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
- коррекция и развитие двигательной, вербальной, словесно – логической памяти
Источник
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с детьми -инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Цель: создание в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- Обеспечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Организация психолого-педагогического и социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
- Оказание консультационной помощи педагогам с целью организации эффективного взаимодействия с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями);
- Формирование толерантного отношения в техникуме к детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekom.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
по организации обучения
детей–инвалидов в образовательной организации
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.
При определении статуса ребенок с ограниченными возможностями здоровья необходимо следовать определению:
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства:
«п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации.
«Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.
«Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»
Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов .
При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам необходимо учитывать:
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 года №1312;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1897;
- ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 N 413;
- действующие примерные региональные учебные планы;
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
- рекомендации медико-социальной экспертизы; по учебной нагрузке и особенностям организации образовательного процесса для детей – инвалидов, оформленных в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида;
- мнение родителей (законных представителей).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
*В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов.
Источник
➤ Adblockdetector