Тематический план работы Школ здоровья
Тематический план работы Школ здоровья
Для больных артериальной гипертонией:
1. Цели лечения артериальной гипертонии
2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии
3. Что надо знать о питании при ожирении
4. Что надо знать о физической активности
5. Курение и здоровье
6. Стресс и здоровье
7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии
Бронхиальной астмой:
1. Что такое бронхиальная астма?
2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.
3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.
7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.
9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.
10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.
11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.
12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.
Больных язвенной болезнью:
1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.
2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.
3. Гигиенический режим — основа лечения.
4. Профилактика обострений язвенной болезни.
5. Повторение тематики. Вопросы и ответы.
Школа больных сахарным диабетом 1 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»
Школа больных сахарным диабетом 2 типа
Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»
«Что такое – диабет?»
Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»
Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».
Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов):
1.Инсульт. Причина инсульта.
2.Питание пациентов, перенесших инсульт.
3.Физическая активность. Активный образ жизни.
4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.
5.Влияние стресса на здоровье.
6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.
7. Повторение тематики
Планирования семьи в женской консультации
1. Модель консультирования «ПОМОГИ»
2. Возможные варианты контрацепции;
3. Экстренная контрацепция;
4. Прерванный половой акт;
5. Внутриматочные средства (ВМС).
6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы.
7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).
8. Контрацепция после аборта.
Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:
1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;
2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;
3. Особенности доречевого и речевого развития;
4. От погремушек до других игрушек;
5. Гимнастика для активных малышей;
6. Как сделать малышу массаж?
Активного долголетия:
1. Принципы активного долголетия.
2. Как подготовиться к выходу на пенсию.
3. Основные принципы питания в по жилом возрасте.
4. Психическое здоровье пожилого человека.
5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.
6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.
Школы выздоравливающих:
1. Сущность заболевания;
2. Основные принципы лечения.
3. Профилактика обострений;
(по профилю заболеваний)
Школы «Здорового образа жизни»
1.Образ жизни и здоровье.
2.Частные вопросы медицинской профилактики.
3. Психическое здоровье и как его сохранить.
4. Мой дом – моя крепость.
Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:
Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»
Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»
Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».
Источник
Городской центр медицинской профилактики
здоровый образ жизни
«Профилактика заболеваний почек – здоровый образ жизни»
Елена Валерьевна Колмакова к.м.н., доцент кафедры внутренних болезней и нефрологии СЗ ГМУ им. И.И. Мечникова
По оценке экспертов ВОЗ заболевания почек признаны пятым «заболеванием – убийцей» наряду с болезнями сердечно — сосудистой системы и диабетом. Причем хроническая болезнь почек (ХБП) – это тихий, медленный убийца. Ведь больные почки долгое время себя никак не проявляют, у человека нет жалоб и, соотве6тственно, нет повода для обращения к врачу. Стоит отметить, что нарушение функции почек отмечается у каждого четвертого пациента с сердечно — сосудистыми заболеваниями.
Диализ и трансплантация
Функция почек – «фильтрация» крови. Почки – главный орган, который очищает кровь от продуктов обмена. При заболевании почек фильтрующая функция нарушается, и в крови накапливаются продукты обмена веществ. Через почки из организма выводится лишняя жидкость. Почки вырабатывают гормоны, которые регулируют артериальное давление.
Хроническая болезнь почек занимает среди хронических неинфекционных болезней особое место, поскольку она широко распространена, связана с резким ухудшением качества жизни, высокой смертностью и в последней стадии приводит к необходимости применения дорогостоящих методов заместительной терапии – диализа и пересадки почки. Но, ни один из методов заместительной почечной терапии не лишен риска осложнений и не дает 100% восстановления утраченных функций почек. Стоит отметить, что до заместительной почечной терапии доживает лишь один из тридцати больных ХБП. Хроническая болезнь почек может на сегодняшний день успешно лечиться, но только, если она выявлена на ранних стадиях.
Кто в группе риска?
Если говорить о факторах риска ХБП, то надо отметить, что почки тесно связаны с сердечно — сосудистой системой. Поэтому одни и те же факторы риска способствуют возникновению и прогрессированию заболевания почек и играют роль в формировании патологии сердечно -сосудистой системы. Это высокое артериальное давление, сахарный диабет, избыточный вес, высокий уровень холестерина, курение, употребление алкоголя, пожилой возраст старше 55 лет, семейный анамнез, известное первичное заболевание почек.
У кого в первую очередь следует «искать» ХБП? У больных сахарным диабетом 2 типа, у пациентов с сердечно — сосудистыми заболеваниями, с артериальной гипертензией, с повторными инфекциями мочевыводящих путей, у «любителей» бесконтрольного приема лекарств – антибиотиков, нестероидных противовоспалительных препаратов, у женщин с нефропатией беременных в анамнезе, у лиц с ожирением, у страдающих аутоиммунными и инфекционными системными заболеваниями, у курящих, у людей, злоупотребляющих алкоголем.
Жалобы и исследования
Признаками ХЗП может быть изменение в анализах мочи в течение трех и более месяцев: количество мочи – уменьшение или значительное увеличение; сопутствующее этому чувство жажды; изменения цвета, состава мочи (кровь, осадок в моче и др.). Часто сопутствуют ХЗП высокое артериальное давление, слабость, потеря аппетита, упадок сил.
Для установления диагноза должен быть проведен первоначальный минимальный набор диагностических исследований, включающий в себя: общий анализ мочи (лейкоциты, белок, нитраты, эритроциты); биохимический анализ крови с расчетом уровня креатинина и скорости клубочковой фильтрации, так как при наиболее распространенных хронических заболеваниях почек повреждение возникает в первую очередь именно в клубочках, в результате чего со временем возникает нарушение всех функций почек; УЗИ почек; при сахарном диабете 2 типа – тест на микроальбуминурию. В норме белка в моче быть не должно!
Почки и ожирение
В России уже в седьмой раз отмечают День почки. В этот раз тема проведения акции «Болезни почек и ожирение». Доказано, что ожирение оказывает влияние на развитие ХБП. Ожирение связано с изменением образа жизни – увеличился калораж питания, мы стали мало двигаться. В последние годы частота развития снижения функции почек, связанная с ожирением, выросла в 10 раз. Особенно опасно абдоминальное ожирение ( окружность талии у женщин больше 88 см и у мужчин –более 102 см). С увеличением массы тела растет нагрузка на почки, так как почка осталась прежней, а «очищать» ей приходится больший объем.
Если при ожирении выявлена ХБП, то необходимо терапевтическое изменение стиля жизни, которое должен рекомендовать врач. Оно включает в себя информированность, психологическую поддержку, самоконтроль своего состояния и контроль врача. Необходимо будет бросить курить, снизить вес, наладить регулярную физическую активность, принимать определенные врачом медикаменты.
10 «золотых» правил для сохранения почек
- Не злоупотребляйте солью и мясными продуктами.
- Контролируйте свой вес.
- Пейте больше жидкости.
- Не курите, ограничьте потребление алкоголя.
- Увеличьте физическую нагрузку.
- Не злоупотребляйте обезболивающими лекарствами, не занимайтесь самолечением.
- Ограничьте себя от контактов с «химией».
- Не злоупотребляйте пребыванием на солнце, Не переохлаждайтесь.
- Регулярно контролируйте артериальное давление, уровень глюкозы и холестерина.
- Регулярно проходите медицинское обследование.
Выполнение этих несложных правил поможет вам сохранить почки здоровыми.
Источник
Для больных с хронической болезнью почек
Оказание терапевтической помощи больным с нефрологическими заболеваниями в рамках первичной медико-санитарной помощи организуется в муниципальном районе (амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, поликлиника, участковая больница, районная больница, центральная районная больница), в городском округе и внутригородской территории города федерального значения (городская поликлиника, клинико-диагностический центр, медико-санитарная часть, городская больница).
Оценка риска нефрологических заболеваний осуществляется у больных старше 45 лет, обратившихся впервые в текущем году по любому поводу за медицинской помощью или консультацией к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики, семейному врачу, нефрологу, в кабинет медицинской профилактики или кабинет доврачебного контроля поликлиники, в пункт или кабинет медицинской помощи предприятия, учреждения.
К лицам с высоким и очень высоким риском нефрологических заболеваний и осложнений относятся:
Больные, имеющие следующие заболевания:
- ишемическая болезнь сердца, в т.ч. инфаркт миокарда и/или реваскуляризация миокарда (оперативная, эндоваскулярная) в анамнезе;
- артериальная гипертензия;
- хроническая сердечная недостаточность;
- сахарный диабет;
- ожирение;
- метаболический синдром, (сочетание абдоминального ожирения, артериальной гипертонии любой степени и нарушения толерантности к глюкозе);
- распространенный атеросклероз с поражением центральных и периферических артерий, в том числе после оперативного или эндоваскулярного лечения;
- подагра;
- системные заболевания соединительной ткани;Лица, не имеющие указанных заболеваний, но являющиеся родственниками больных, страдающих хроническими заболеваниями почек.
Участковые врачи-терапевты, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи-урологи осуществляют динамическое наблюдение и лечение с регулярным контролем не менее 4 раз в год состояния функции почек следующих категорий больных:
- перенесших острую почечную недостаточность;
- страдающих хронической болезнью почек (пиелонефрит, мочекаменная болезнь, поликистоз почек, гломелуронефрит), независимо от ее причины и стадии;
- относящихся к группам высокого риска поражения почек (страдающих артериальной гипертензией, распространенным атеросклерозом и/или стенокардией любого класса, сердечной недостаточностью, сахарным диабетом, ожирением III – IV степени, а также лиц пенсионного возраста);
- реципиентов трансплантированной почки;
- страдающих хронической почечной недостаточностью.
Оказание специализированной нефрологической медицинской помощи осуществляется в федеральных организациях, оказывающих медицинскую помощь, а также в соответствующих организациях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.
Госпитализация и оказание медицинской лечебно-диагностической помощи в соответствии с утвержденными стандартами и протоколами ведения больных со следующими заболеваниями и состояниями:
Источник
Школы здоровья для пациентов с заболеваниями почек
Столкнувшись с почечной патологией, пациент теряется, ему непросто разобраться со сложной медицинской терминологией, больной утрачивает способность к самоконтролю своего состояния. Чтобы такого не происходило, созданы специальные школы здоровья, где пациентов учат не пасовать перед возникшими трудностями, дают необходимые рекомендации, рассказывают о том, как действует нефрологическая служба, и главное, вселяют надежду на выздоровление.
Цели, тематика и задачи обучения пациентов в школах здоровья
Врачу-нефрологу недостаточно осуществлять диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией. При нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов. В Ростовском государственном медицинском университете под эгидой Ростовского областного общества нефрологов такая школа здоровья для пациентов была создана в 2002 году и на протяжении уже более чем 10 лет успешно функционирует.
Организация школ здоровья нужна для повышения уровня знаний пациентов в вопросах анатомии, физиологии и патологии мочевыделительной системы, приобретения навыков ведения здорового образа жизни и правильного питания, а также самоконтроля за патологическим процессом, позволяющего повысить уровень мотивации в качественном ведении почечной патологии.
Целями и задачами школы здоровья являются:
1. Формирование доминанты у пациента на активное участие в процессе оздоровления.
2. Обучение методам диагностики и коррекции факторов риска развития и прогрессирования почечной патологии, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, ожирение, гиперурикемия, гиперхолестеринемия и т. д.
3. При организации школ для пациентов обязательно освещают основы и правил лечебного питания при заболеваниях почек, а также диетического питания, направленного на снижение веса тела при ожирении.
4. Работа школы здоровья основана на обучении методам самоконтроля СКФ, артериального давления, индекса массы тела, анализа мочи с применением тест-полосок, водного баланса.
5. Информирование о методах заместительной почечной терапии и особенностях питания, контроля водного баланса, подходах к медикаментозному и немедикаментозному лечению.
6. Одна из задач школы здоровья – ознакомление с концепцией хронической болезни почек и стратегией борьбы с почечной патологией.
7. Представление информации об организации нефрологической службы, деятельности профессиональных и пациентских нефрологических обществ и возможностях получения квалифицированной помощи.
Занятия в школе здоровья проводятся четыре раза по полтора часа:
Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Основные симптомы при заболеваниях почек».
Занятие № 2 — «Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».
Занятие № 3 — «Подходы к диагностике и лечению заболеваний почек».
Занятие № 4 — «Основы почечнозаместительной терапии».
Следует заметить, что данные темы занятий в школе здоровья предназначены для пациентов, нуждающихся в консервативной терапии, и здоровых людей с факторами риска почечной патологии. В случае обучения в школах здоровья пациентов, получающих лечение гемодиализом или имеющих почечный трансплантат, а также страдающих хронической почечной недостаточностью (ХБП 3—4-й стадии), требуется иная структура школы.
Темы школы здоровья для пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и готовящихся к началу или получающих почечнозаместительную терапию:
Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».
Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению и подготовительные процедуры».
Занятие № 3 — «Особенности питания и поддержания водно-электролитного баланса на гемодиализе».
Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина и коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена».
strong>Школа «Здоровая почка» для пациентов с почечным трансплантатом или больных, готовящихся к операции трансплантации почки:
Занятие № 1 — «Основы строения и функционирования органов мочевыделительной системы. Концепция хронической болезни почек, факторы риска развития и прогрессирования почечной патологии».
Занятие № 2 — «Основы почечнозаместительной терапии. Методы, показания к применению. Трансплантация почки — показания к применению, технология проведения и особенности подготовительного этапа».
Занятие № 3 — «Применение иммунодепрессивной терапии, классификация и проявления криза отторжения, профилактика, тактика при кризе отторжения».
Занятие № 4 — «Контроль артериального давления, гемоглобина, коррекция нарушений фосфорно-кальциевого обмена, нарушений питания, инфекционных осложнений у пациентов с функционирующим почечным трансплантатом».
Школа здоровья: план обучения пациентов с заболеваниями почек и МТО
strong>План обучения пациентов в школе здоровья представлен тремя основными блоками:
- информационный блок — 30 минут;
- интерактивный блок — 30 минут;
- практический блок — 30 минут.
Информационный блок представляется в виде небольшой лекции продолжительностью 30 минут, в рамках которой специалист дает в популярной манере информацию по теме занятия. Далее идет интерактивный блок, который представляет собой ответы на вопросы, интересующие пациентов. Важны простота изложения и доступность информационных материалов для лиц, не являющихся медицинскими работниками. Практический блок в плане занятий школы здоровья направлен на обучение пациентов практическим навыкам, которые необходимы для поддержания функции почек и всего организма в целом.
Крайне важно при составлении плана обучения пациентов в школах здоровья обеспечить мультимедийное сопровождение в виде статических и мультипликационных иллюстраций, а также короткометражных фильмов. Материалы школы нужно представлять на сайте подразделения, и должны быть созданы возможности для их обсуждения в рамках электронных форумов.
Материально-техническое обеспечение (МТО) деятельности школы здоровья для пациентов с заболеваниями почек:
Показатели работы школы здоровья
Определив цели, задачи и тематику школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд критериальных показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю.
Показатель охвата обучением анализируется в отношении всех пациентов, пролеченных в отделении или прикрепленных к учреждению. Он рассчитывается ежеквартально и ежегодно и представляет собой отношение прошедших обучение больных к общему числу пролеченных. Данный показатель не должен быть менее 70% в отношении стационарных пациентов и менее 30% — амбулаторных.
Показатель способности к самоконтролю рассчитывается в отношении пациентов, обученных в школах выборочно. Например, в течение года было проведено десять школ, пациентов, прошедших обучение в двух из них, включили в опрос для расчета показателя способности к самоконтролю. Данный показатель рассчитывается исходя из отношения суммы положительных ответов, каждый из которых принимается за единицу, к числу вопросов. Индивидуальные показатели всех пациентов суммируются и делятся на количество пациентов.
В идеальном случае все пациенты, которые получают лечение в отделениях нефрологии и диализа, должны проходить через обучение в школах.
В настоящее время наиболее перспективным является дистанционное обучение больных. Оно позволяет охватить большой объем людей, живущих далеко от нефрологического центра и/или не имеющих возможностей пройти это обучение очно. Более того, при формировании ответов на поставленные вопросы в блогах специализированных сайтов школ их смогут прочитать десятки больных, повысив свой уровень знаний.
Источник