«Формирование культуры здорового образа жизни педагогов ДОУ». Методическая работа с педагогическим коллективом
Ольга Сидоренкова
«Формирование культуры здорового образа жизни педагогов ДОУ». Методическая работа с педагогическим коллективом
Актуальной проблемой сегодняшнего дня является поиск новых подходов профессиональной самореализации работников, получение качественных результатов в педагогической деятельности.
Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще.» (Каптерев П. Ф.)
К сожалению, и сейчас еще не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним. Поэтому, чтобы достичь успехов в воспитании и обучении детей и при этом сохранить их здоровье, мы решили обратить внимание на здоровье и душевное благополучие воспитателя.
Многие из нас не понаслышке знают, насколько неблагополучна ситуация со здоровьем современного педагога, он страдает от тех же проблем, что и остальные его сограждане.Но есть в его деятельности специфика: воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет работать в детские сады и школы. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности заболеваний, главные причины которых – стрессы и психическое перенапряжение.
Таким образом, цель методической работы – формировать культуру здорового образа жизни педагогов ДОУ.
— содействовать укреплению здоровья педагога путем пропаганды основ здорового образа жизни;
— создавать условия для повышения профессионального здоровья педагога;
— развивать мотивацию у педагогов к освоению основ здорового образа жизни.
В нашем детском саду для решения этой проблемы, помимо традиционных мероприятий с педагогами по вопросам формирования ЗОЖ, такими как, деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, совместные досуги на свежем воздухе и прочие, которые проводятся ежегодно, в этом учебном году для педагоговбыли организованы следующие мероприятия:
— Утреннее приветствие «Подари улыбку». Ежедневно по утрам педагоги собираются на 5 минут поприветствовать друг друга, пожелать хорошего дня, успехов в работе. Студентки-психологи подбирали специальные упражнения.
— «Подзарядка» — во время тихого часа на 15 минут все педагоги собираются на небольшую гимнастику. Каждый педагог готовит свой комплекс упражнений и проводит его со всеми педагогами.
— «Психологическая разгрузка» — 1-2 раза в неделю наши педагоги-студентки проводили релаксационные упражнения с педагогами.
— «Педагогическое кафе» — беседа, обсуждение проблемных вопросов по ЗОЖ в неформальной обстановке за чашечкой чая.
Особенно значимым было также создание клуба «Здоровый педагог», в ходе которого основное внимание уделялось необходимому условию оздоровления детей – самочувствию самого педагога. В ходе «мозгового штурма», педагогами было принято решение проводить его в форме телевизионной передачи первого канала «Жить здорово!», чтобы поддерживать интерес педагогов в течение всего периода работы клуба.
Во время каждого «эфира», который проходил раз в месяц, воспитатели (в роли специалистов-экспертов) знакомят друг друга с полезными советами и рецептами по оздоровлению, проверенными собою на практике, обсуждают и рассматривают проблемы, которые интересны всем. Это различные методы и способы, позволяющие диагностировать состояние своего здоровья, сохранить и улучшить его.
Каждый «эфир» проходит по заранее разработанному сценарию самими педагогами, темы выбирались исходя из запросов и интересов педагогов. В ходе первой части эфира педагоги, выступающие в роли специалиста-эксперта, изучали вопросы по теме «эфира» глубже, с научной точки зрения, а во второй части — студия (остальные педагоги, которая делилась своим практическим опытом. Каждую встречу в клубе начинает ведущий телепередачи — старший воспитатель под музыкальное сопровождение, заимствованное из оригинальной программы.
На первом занятии клуба мы вели разговор о здоровье и ЗОЖ, персональной ответственности человека за состояние своего здоровья. О том, что укрепление и сохранение здоровья требует личного труда. Научиться быть здоровым — важнейший жизненный урок, который каждый должен пройти на Земле. Спланированы следующие темы «эфиров»:
№ Тема эфира Срок
1 «Здоровье и ЗОЖ современного человека», на котором рассматривались общие вопросы по формированию ЗОЖ, факторах, влияющих на здоровье, способах ЗОЖ Сентябрь
Серия эфиров (2-5) «Копилка народных традиций ЗОЖ»
2 «Кладовая ягод», разговор о лечебных свойствах ягод РК, обмен рецептами ягодных коктейлей, желе Октябрь
3 «Растения как средство оздоровления» – естественные лечебные (и наоборот) свойства комнатных цветов и других растений Ноябрь
4 «Как повысить иммунитет» — способы и средства поддержания и укрепления здоровья Декабрь
5 «Секреты красоты» — способы ухода за кожей лица, волосами, ногтями, проблемы омоложения и похудения Январь
6 «Оздоровительный массаж» — влияние массажа на организм человека, элементы самомассажа Февраль
7 «Влияние настроения на наше здоровье»: борьба со стрессом, навыки разрешения проблем, значение цвета и т. д. Март
8 «Основы здорового питания» — рациональное питание Апрель
Такие встречи помогают воспитателям узнать много нового, интересного и полезного, способствуют сплочению коллектива. Раскрывая тему «Кладовая ягод» педагоги поведали о том, какие витамины содержатся в ягодах, и как они влияют организм человека. Оказывается, что малина поднимает настроение («народный антидепрессант», черная смородина – средство для профилактики онкологических заболеваний, морошка оказывает противомикробное, потогонное, спазмолитическое действие. Особый интерес вызвало обсуждение темы о ягодах Годжи. В практической части педагоги угощались разными видами ягод и знакомились с выставкой литературы по теме, поделились способом приготовления масок из ягод, состоялась дегустация ягодных коктейлей.
Во время эфира «Растения как средство оздоровления» разговор шел о том, какую неоценимую услугу в очищении воздуха оказывают комнатные растения. Многим было интересно узнать, что некоторые растения обладают специфической экологической значимостью и могут положительно или отрицательно влиять на здоровье человека. В ходе разговора выяснилось,что наиболее полезным растением является хлорофитум: он поглощает формальдегид, выделяемый теплоизоляцией из синтетических материалов, защищает воздух от различных патогенных частиц. Выделяемые геранью биологически активные вещества уничтожают стрептококки и стафилококки. С помощью герани народные целители определяют наличие у человека болезни центральной нервной системы. Если ему нравится аромат растения – пора начинать лечение.
Актуальной оказалась тема эфира «Влияние настроения на наше здоровье». Во время встречи педагогов заинтересовали методы су-джок-терапии, применяющиеся как для профилактики, так и для лечения широкого круга заболеваний. Его сущность состоит в том, что на кистях и стопах человека располагаются системы высокоактивных точек, соответствующих внутренним органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. И элементы су-джок-терапии с использованием грецких орехов и массажных ковриков практикуются в нашем детском саду. Педагоги (студентки психологического факультета) рассказали о значении и влиянии цвета на организм человека, его настроение, раскрыли способы борьбы со стрессом, познакомили с доступными методами релаксации. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья. Один из признаков здоровой личности предполагает умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм, способность к саморегуляции, т. е. умение свободно управлять своими мыслями, эмоциями, настроением.
Такая форма проведения занятий заинтересовала педагогов, способствовала не только получению новой информации о нетрадиционных способах оздоровления, но и помогла раскрыть личные интересы членов коллектива, поддерживать практический интерес на протяжении всего цикла работы клуба.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая различных специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни. Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога, составляет основу общего благополучия человека. Основу профессионального здоровья педагога составляют такие механизмы,процессы и качества: овладение психологической культурой; самовоспитание, саморазвитие; способность и умение сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы; работоспособность и эффективность.Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенсью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ — это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.
Источник
Оздоровление педагогических работников дошкольного учреждения на рабочем месте
МКДОУ № 000 города Кирова
Оздоровление педагогических работников дошкольного учреждения на рабочем месте
В последнее время много говорят о создании здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Но важно не только создать условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, но еще более важным сделать так, чтобы педагог был заинтересован в ней. Кроме того, крайне необходимо оздоровление самих педагогов, так как, только психологически и физически здоровые педагоги могут воспитывать здоровых детей.
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении и создание здоровьесберегающей среды – одна из важнейших проблем в настоящее время.
Педагоги – это одна из категорий работников, работа которых связана с психоэмоциональным напряжением. Их труд велик и важен. Они каждый день отдают «частичку себя» детям». Именно педагоги нуждаются в социально-медицинской помощи.
Создание здоровьесберегающей среды для сотрудников очень важно, так как формирование сознательного отношения к собственному здоровью, привычка к здоровому образу жизни, состояние здоровья педагогов и их самочувствие – это важнейшие факторы, которые определяют формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников и влияют на сохранение их здоровья.
Но этому направлению деятельности в дошкольных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и с самим собой? Что нужно изменить, чтоб это было так?
Проводимое нами исследование показало, что к наиболее значимым проблемам педагоги относят проблемы со здоровьем (74%), а среди медико-психологических проблем большинство (74%) отмечает повышенную усталость. Среди отклонений в состоянии здоровья на первое место выходят отклонения со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Большинство педагогов (92,3%) считает необходимым оздоровление на рабочем месте. И лишь малая часть педагогического коллектива (46,2%) считает, что оздоровительные мероприятия на рабочем месте проводятся.
Таким образом, данные результаты послужили основанием для разработки дополнительной образовательной программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте (далее программа), адаптированной к реальным возможностям нашего учреждения.
В ходе разработки и реализации данной программы осуществлялось научное руководство со стороны Кировской государственной медицинской академии , старшего преподавателя , а так же коллективом нашего дошкольного учреждения.
В основу программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте легли следующие принципы:
1. высокая клиническая эффективность;
2. личностно-ориентированная направленность;
3. доступность и простота;
Ключевой идеей программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте стало приобщение педагогических работников к здоровому образу жизни, профилактика эмоционального климата на рабочем месте.
Целью программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте является включение педагогов в оздоровительные мероприятия и повышение уровня здоровья педагогических работников.
Для достижения цели программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте нами были поставлены следующие задачи:
1. сформировать у педагогов мотивации к здоровому образу жизни и навыкам здорового образа жизни;
2. охранять и укреплять здоровье педагогов, как физического, так и психического;
3. организовать оздоровительные мероприятия.
Реализация программы проходится с 2009 года.
Для достижения цели и задачи, нами были разработаны мероприятия, направленные на оздоровление педагогов на рабочем месте.
План мероприятий на учебный год:
Ответственный за проведение
Беседы по интересующим педагогов темам
1 раз в 2 месяца
В зависимости от темы: старшая медицинская сестра, педагог-психолог
Тренинги на снятие эмоционального напряжения
1 раз в 3 месяца
Сеансы педагогической разгрузки
1 раз в 3 месяца
Инструктор по физической культуре
1 раз в 3 месяца
1 раз в 3 месяца
Инструктор по физической культуре (плавание)
Через каждые 3 недели по 10 дней
Через каждые 3 месяца по 10 дней
Первоначально выявлен круг вопросов, интересующих педагогов по проблеме укрепления здоровья, по которым в последующем специалистами ДОУ были проведены индивидуальные и групповые беседы.
Организовать групповые беседы возможно в музыкальном зале во время тихого часа. Каждая беседа занимает примерно по 10 минут, что не переутомляет педагогических работников. Приведем примеры тематик проводимых бесед:
· «Эмоциональное выгорание и его профилактика».
· «Стресс и его профилактика».
· «Уход за ногами в домашних условиях».
· «Здоровый образ жизни».
· «Взаимодействие педагогов и родителей».
В ходе бесед уточняются и систематизируются знания у педагогических работников по темам.
Для успокоения и улучшения здоровья предложили педагогам целый год употреблять травяные, витаминные сборы и кислородные коктейли по следующей схеме: две недели принимать любой из видов сбора, последующие три недели дать отдохнуть организму, затем следующие две недели употреблять другой вид сбора. Кислородные коктейли рекомендуем употреблять один раз в три месяца сроком две недели.
Педагогом-психологом организуются аутотренинги с использованием аромотерапии, в ходе которого сотрудники ложаться на пол (на гимнастические коврики). Для большего расслабления и удобства под голову кладут небольшие подушки. Для аромотерапии используют 3-5 капель эфирного масла (жасмин, иланг-иланг, цитрусовые), разводят в воде (20-30 мл.) и разбрызгивают в помещении. Под тихую, спокойную музыку сотрудники отдыхают 15-20 минут.
Для снятия стрессового напряжения в музыкальном зале проводятся тренинги длительностью 30 минут, включающие в себя рассмотрение понятия стресса, тесты на стрессоустойчивость, скорую помощь при остром стрессе и приемы снятия стресса.
Разработан и проведится комплекс упражнений, направленных на снятие усталости, напряжения, на лечение заболеваний позвоночника и нижних конечностей и на активизацию работы всех систем организма, так называемая лечебная физкультура. В ходе данного мероприятия используется музыкотерапия. В конце занятий организуется трехминутная релаксация с использованием аромотерапии и элементов аутетренинга.
Немаловажным мероприятием на расслабление для педагогов выступает арт-терапия. Сотрудникам предлагаются мандалы, которые необходимо разукрасить карандашами или мелками; картинки с различными изображениями, которые украшаются крупой при помощи клея и кисточки и красок, а так же произвольные рисунки, в которых педагоги отражают свое настроение.
Проводим занятия в бассейне для сотрудников — аквааэробику, с целью укрепления здоровья, повышения настроения и закаливание организма.
После выполнения предложенных мероприятий улучшается настроение педагогов, снимается эмоциональная напряженность и укрепляется здоровье.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни.
Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога и составляет основу общего благополучия человека.
Источник