Перспективный план работы с родителями детей с ОВЗ
Светлана Астафьева
Перспективный план работы с родителями детей с ОВЗ
Сентябрь 1. Анкетирование «У меня особенный ребенок»
2. Индивидуальная беседа «Адаптация» Изучение понимания родителями проблем детей
— организация среды для облегчения адаптации
Октябрь 1. Консультация для родителей «Я не такой как все»
2. Создание уголка «Индивидуального комфорта» Индивидуально для семьи
Налаживание контакта с ребенком и родителями
Ноябрь 1. Консультация «Все о развитии детской речи»
2. Посещение семей Повышение педагогической культуры родителей
Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
Декабрь День открытых дверей «Новый год – пора чудес» Посещение новогоднего утренника совместно с другими детьми
Сформировать мотивацию к такому участию
Январь 1. Конкурс рисунков совместно с родителями «Я познаю мир»
2. Памятка «Гимнастика, пробуждение» Создание доброжелательной атмосферы
Февраль 1. Издание брошюры «Развитие творчества особенных детей»
2. Занятие для родителей (тестопластика) «Создаем мир вокруг себя» Совместно с родителями
Создание комфортной атмосферы
Март 1. Родительский досуг «Вместе мы сила»
2. Телефон — доверия Делимся впечатлениями, достижениями
Создание атмосферы доверительного сотрудничества
«Арт-терапия» Нетрадиционные формы работы для зоны камфорного пребывания ребенка в группе
Май «День открытых дверей»
Фотоотчет Подводим итоги, делимся опытом
Строим планы на будущее
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми ОВЗ (ЗПР) с учетом регионального компонента Паклинова С. Н. Сентябрь 1. «Я люблю свой детский сад» — экскурсия по детскому саду и уточнение значимости труда сотрудников для детского.
Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Перспективный план работы с детьми с ОВЗ Направления деятельности 1. Психопрофилактическая работа * Создание условий для полноценного психического.
Перспективный план работы с родителями Сентябрь 1 неделя 1 Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Цель: Познакомить родителей с режимом дня ребенка и выделить.
Перспективный план работы с родителями Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника. Задачи: • Распространять педагогические знания среди.
Перспективный план работы с родителями Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное.
Перспективный план работы с родителями детей старшего возраста Перспективный план работы с родителями в разновозрастной группе № 10 (5-7 лет) для детей с ОНР на 2018–2019 учебный год. Сентябрь Папка-передвижка.
Перспективный план работы с родителями (старшая группа) Цель работы с родителями — это найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей. Направления работы.
План работы с родителями. Перспективный план сотрудничества с семьёй Перспективный план сотрудничества с семьёй. Месяцы Формы работы Сентябрь 1. Наглядная информация в «Уголок для родителей» (Режим дня;.
Перспективный план работы с родителями (средняя группа) Перспективный план работы с родителями Этапы Срок Взаимодействие участников проекта Продукт деятельности 1. Анкетирование родителей «Приятно.
Перспективный план работы с родителями детей младшей группы Перспективный план работы с родителями младшей группы на 2018-2019учебный год Воспитатель: Кодзаева Л. В Месяцы Название.
Источник
План мероприятий (на учебный год) по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ (дети с ЗПР и ОНР).
консультация (3 класс) на тему
План мероприятий по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiy.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План мероприятий (на учебный год) по взаимодействию семьи и образовательной организации в целях преодоления трудностей в обучении у детей с ОВЗ (дети с ЗПР и ОНР).
- Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
«Здоровьесберегающее пространство дома»
Мини – лекция с проведением практической работы
«Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»
«Роль родителей в развитии речи детей»
Консультация (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)
«Рекомендации для родителей детей с ЗПР»
Информация на стенде
«Рекомендации по коррекции гиперактивности у детей»
«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса»
«Влияние психологического настроя родителя на развитие ребенка с ОВЗ»
Индивидуальная консультация педагога-психолога
Совместное праздничное мероприятие
формирование навыков звукобуквенного анализа
Индивидуальная консультация педагога-дефектолога
«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»
Особенности работы с ребенком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений»
«Результаты работы за I квартал»
«Преодоление нарушения внимания у детей с ЗПР»
«Развитие речи ребенка в повседневной жизни»
«Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда»
Индивидуальная консультация педагога-логопеда
Совместное праздничное мероприятие
«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
«Обучение детей с системным недоразвитием речи рассказыванию»
«Комплекс практических советов для родителей «шустриков»
Информация на стенде
«Домашняя работа ученика»
«Каким я вижу будущее своего ребенка»
«Физическое воспитание детей с нарушениями речи»
«Результаты работы за II квартал»
«Как научить ребенка быть усидчивым»
«Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
«Детские страхи и пути их преодоления»
Совместное праздничное мероприятие
«Дыхательные упражнения как метод оздоровления»
Семинар-практикум с элементами тренинга
«Воспитание и обучение ребенка с проблемами в развитии»
«Развитие у детей фонематического восприятия»
Индивидуальная консультация педагога-логопеда
«Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.»
Информация на стенде
«О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»
«Друзья моего ребенка»
«Ребенок на улице»
«Итоги учебного года»
Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма.
Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи. В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что родители устраняются от непосредственного участия в школьной жизни. А ведь тесное взаимодействия ро.
На развитие речи детей благоприятное воздействие оказывают игры с ручными куклами.
Избирательный подход к учебному материалу.
План работы с учащимися 4 класса.
План мероприятий на учебный год для воспитателя начальных классов для детей с ОВЗ позволяет воспитателю максимально подробно изложить порядок действий н.
Источник
Программа родительского всеобуча семей, воспитывающих детей-инвалидов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами — это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.
Сроки реализации:
- 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
- Продолжительность занятия – 3 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 5-7 человек.
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
- Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
№п/п | Тема мероприятия | Кол-во часов | Организационная форма | Задачи мероприятия |
1. | Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. | 3 | Семинар | Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. |
2. | Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ | 2 | Лекция | Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. |
3. | Взрослые и дети Приложение 1 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы. |
4. | Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления | 2 | Лекция | Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. |
5. | Общение с ребенком Приложение 2 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Введение понятия «принятие». Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния участников. |
6. | Покажи мне любовь Приложение 3 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие) | Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка. |
7. | Методы педагогического воздействия на ребенка в семье | 1 | Индивидуальная консультация | |
8. | Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов | 2 | Круглый стол | Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах |
9. | Тренинг «Родительская эффективность» | 9 | Групповой тренинг (3 занятия) | Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям. |
«Я – родитель» Приложение 4 | ||||
«Учимся требовать и контролировать» Приложение 5 | ||||
«Счастливая семья» Приложение 6 | ||||
10. | Тематический практикум«Класс родительского мастерства» | 10 | Практическо езанятие (5 занятий) | Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов. |
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ » | ||||
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов» | ||||
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ» | ||||
«Формирование игровой деятельности у детей» | ||||
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста» |
На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»
- Презентация программы.
- Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
- Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
- Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
- Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.
Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) — необходимое условие нормального развития ребенка.
Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»
- Разминка «Цветок настроения».
- Выработка и принятие правил группы.
- Упражнение «Знакомство с семьей».
- Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
- Информативный блок.
- Упражнение «Пойми чувства ребенка».
- Упражнение «Я-сообщение».
- Рефлексия, обратная связь.
- Домашнее задание.
Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»
- Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
- Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
- Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопросы и задания.
Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»
- Приветствие «Комплимент».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Упражнение «Активное слушание».
- Упражнение «Никто не знает, что…».
- Творческая работа «Портрет моего ребенка».
- Рефлексия чувств.
- Домашнее задание.
Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
- Приветствие.
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
- Упражнение «Искатели».
- Упражнение «Мне в тебе нравится…».
- Рефлексия.
Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»
- Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
- Анкетирование родителей.
- Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
- Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»
Занятие № 1 «Я – родитель»
- Приветствие «Знакомство руками».
- Упражнение «Пантомима».
- Групповая работа «Цели воспитания».
- Упражнение «Родитель-ребенок».
- Упражнение «Слепой и поводырь».
- Упражнение «Возрастная регрессия».
- Упражнение «Диалог сторон моего Я».
- Домашнее задание.
- Рефлексия занятия.
Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»
- Разминка «Ассоциации».
- Упражнение «Разожми кулак».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Работа в парах «Зоны контроля».
- Упражнение «Родительские требования».
- Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
- Упражнение «Испорченный телефон».
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Занятие № 3 «Счастливая семья»
- Упражнение «Ластик».
- Упражнение «Привет».
- Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
- Упражнение «Я – ребенок».
- Упражнение «Безоценочное восприятие».
- Упражнение «Я забочусь …».
- Упражнение «Я-высказывание».
- Упражнение «Передай сигнал».
- Арт-терапия «Мой ребенок».
- Музыкальная релаксация.
- Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
- Рефлексия занятия. Прощание.
Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)
- «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
- «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
- «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
- «Формирование игровой деятельности у детей».
- «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».
Источник