План-конспект по теме:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
учебно-методический материал (8 класс) на тему
-создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
Задачи:
— способствовать формированию положительной «Я- концепция».
-способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;
— способствовать развитию творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_po_teme_individualnoe_zdorove_cheloveka_ego_fizicheskaya_dukhovnaya_i_sotsialnaya_sushchnost._kostyuk_g.n.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности
Учитель высшей категории Костюк Г.Н.
ТЕМА : И ндивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)
- ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ (10 мин.)
- ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (20 мин.)
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (5 мин.)
- РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
- ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (3 мин.)
- -создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
— способствовать формированию положительной «Я- концепция».
-способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;
— способствовать развитию творческих способностей.
2. Проверка знаний (7 мин.)
1.Сегодня я хочу начать урок казалось бы с простого вопроса — вы любите жизнь? Вы скажите, что за вопрос? А что такое жизнь?
Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».
б) запись в тетради
Одним из часто сказанных объяснений счастливой жизни было — счастливая жизнь-здоровье.
Что такое здоровье?
Здоровье — это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Работа в парах. Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Ребята, скажите, что для вас является жизненными ценностями?
У вас на столе лежат анкеты, вам необходимо выбрать четыре ценности, которые, по вашему мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.
Беседа с учащимися.
Учитель: В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстается со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Учитель: Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Учитель: Некоторые из вас на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?
Учитель: Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?
Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
3.Формирование новых знаний
Сегодня тему урока я не буду формулировать самостоятельно. Для формулировки темы занятия обратимся к видеоролику
Показ видеоролика на тему: « Индивидуальное здоровье человека»
- Какова же тема нашего урока?
Ребята формулируют тему урока: « Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
(Запись темы урока в тетрадях)
Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Задачи: Что такое индивидуальное здоровье? Чем для человека является духовное, физическое и социальное здоровье?
Изложение программного материала
Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. Понятие здоровья включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?
Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой истории отражена реальная жизнь.
В нашей стране около 150 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2050г. нас может остаться всего около 102 млн.
Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины – 71-72 года.
За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый – от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.
— Вы хотите такого будущего?
Благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Оно зависит от физического, духовного и социального здоровья.
Все составляющие должны находится в гармоничном единстве .
Физическое здоровье обеспечивается:
Закаливанием и очищением организма
Исключением вредных привычек
Сочетанием видов труда
Временем и умением отдыхать
Духовное здоровье обеспечивается:
Познанием окружающего мира
Ориентацией в окружающем мире
Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальных средах. Оно достигается умениями:
Предвидеть возникновение ЧС
Оценивать последствия ЧС
Принимать обоснованное решение
Действовать в ЧС
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние ОС, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций, организацию защиты населения от их последствий и доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они влияют на 30% здоровья.
Духовный фактор – наиболее важный компонент здоровья и благополучия. Он включает:
- понимание здоровья как способности к созданию добра;
- понимание здоровья как способности к самосовершенствованию;
- понимание здоровья как способности к милосердию и бескорыстной взаимопомощи;
- создание установки на ЗОЖ (знать что такое ЗОЖ, — это одно, а вести его, — совсем другое).
Степень влияния духовного фактора на здоровье составляет 50%.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности . Он влияет на все стороны нашего физического развития. Это предрасположенность к заболеваниям и наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье составляет до 20%.
Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека. Для этого необходимо выработать у себя ряд необходимых качеств. Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
1.Что такое индивидуальное здоровье
2.Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
3.Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ В 8 КЛАССЕ. УРОК № 25. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ — СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
специалист в области арт-терапии
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 8 КЛАССЕ.
Индивидуальное и репродуктивное здоровье – составляющие здоровья человека и общества
1. Определить особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащихся.
2. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека, оказывающих влияние на формирование его духовного, физического и социального благополучия, а также убеждение в том, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие.
1. Основные составляющие индивидуального здоровья человека.
2. Некоторые элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие.
3. Ведущие факторы, оказывающие влияние на здоровье человека.
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение: учебники, план конспект.
I. Подготовительная часть 5 минут
— проверка наличия и готовности учащихся к уроку;
— довожу тему, цель, учебные вопросы урока;
— краткий опрос по предыдущему материалу:
1. Почему здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от него самого?
2. Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?
3.Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?
4.Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности?
5.Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
II . Основная часть 35 минут.
1. Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. («психическое, физическое и эмоциональное здоровье, являющееся потенциалом для рождения здоровых детей и получения удовлетворения от сексуальной функции» )
Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.
Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знания:
– о семье и любви как ценности;
– о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранение своего репродуктивного здоровья;
– о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
– о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
– о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
– о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
– соблюдать принципы здорового образа жизни;
– регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
– сохранять свое репродуктивное здоровье;
– уважать представителей противоположного пола и считаться, с их интересами, мнениями, потребностями;
– владеть эмоциональной регуляцией.
Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.
III .Заключительная часть 5 минут
— напоминаю тему, цель, учебные вопросы урока:
— выборочным опросом проверяю, как понята учащимися тема:
— подвожу итог урока.
1. Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
2. Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
3. Какова роль физических факторов в отношении состояния здоровья человека?
4. Какова роль социальных факторов в отношении состояния здоровья человека?
5. Какова роль духовных факторов в отношении состояния здоровья человека?
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Нормальное функционирование организма в системе «человек ― окружающая среда».
Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.
Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
3. ДЗ. П.7.3, Вопросы № 4,5 с. 174
4. творческая работа – рисунок «Моё индивидуальное здоровье»,
Источник
План урока ОБЖ 8 класс Индивидуальное здоровье человека
Данный конспект может помочь учителям ОБЖ в проведении урока по данной теме.
Просмотр содержимого документа
«План урока ОБЖ 8 класс Индивидуальное здоровье человека»
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Образовательная – познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
Воспитательная — содействовать формированию положительной «Я- концепции».
Развивающая — способствовать развитию творческих способностей.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, дневники безопасности, учебник
I. Организационный этап — (1 мин.)
II. Основной этап.
Повторение пройденного материала.
Почему здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от него самого?
Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?
Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?
Почему здоровье человека связывают с непременным условием его эффективной жизнедеятельности?
Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
Работа в группах. Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь
Е—
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность».
Цель урока: познакомиться с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
Изложение программного материала.
Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать её более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.
Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделён творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья всё больше выступает духовная его составляющая.
В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Тулия Цицерона. Вот что он написал в своём трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. своё тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе всё необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и будущем. Напротив, человек, наделённый разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причём предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с лёгкостью видит всё течение своей жизни и подготавливает себе всё необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».
Физкультурная пауза.
Упражнения для физкультминутки
1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. — сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.
2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» — круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.
3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. (Cлайд 10)
Духовное, физическое и социальное здоровье – это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье – это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны жизни нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определённым заболеваниями или наличие врождённых физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его – совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
В заключение отметим, что каждый человек ответственен за своё здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определённая жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это, прежде всего, осознанное стремление к соблюде6ию норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитания в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить своё отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
Какова роль физических факторов на здоровье человека?
Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?
Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?
Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.
Источник