Беседа на тему: «Основы здорового образа жизни»
план-конспект по зож
Беседа на тему: «Основы здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Основы здорового образа жизни»
Цели и задачи: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; формировать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшения здоровья.
Правила здорового образа жизни:
1. У в ас всегда должно быть хорошее настроение.
2.Каждый человек должен хорошо выспаться.
3. Необходимо следить за своими зубами.
4. Дружить с водой. (Вода необходима для закаливания, содержания в чистоте тела; нужна для правильного питания).
5.Нужно соблюдать режим дня.
6. Необходимо правильно питаться.
Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий.
Здоровый образ жизни — это не просто усвоенные знания, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях.
Основные компонентам здорового образа жизни являются:
— занятия физкультурой, прогулки;
— рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены;
— бережное отношение к окружающей среде, к природе;
— дружелюбное отношение друг к другу;
— «не вреди себе сам»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Признаки физического здоровья:
1.Чистая гладкая кожа.
3.Блестящие чистые ногти.
4.Блестящие, крепкие волосы.
7.Ощущение бодрости в течение дня.
Признаки психического здоровья:
1.Уверенность в себе.
3.Уверенность в преодолении трудностей.
На здоровье влияют привычки человека. Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения. Они могут быть как вредными, так и полезными.
Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, стрессовые ситуации, все это приводит к к наследственным болезням, быстрому старению организма, болезням. Труд воспринимается как вынужденное занятие, человек становится раздражительным.
Вредные привычки лучше не приобретать. Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться. В борьбе с вредными привычками нужна сила воли. Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
Последствия полезных привычек: жизнь без болезней, активный отдых, труд в удовольствие, умение стойко выносить любые трудности, доброе отношение окружающих и к окружающим, занятие любимым делом. Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни. Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час организован и проведён в виде практикума. Ученики не только получили новые знания о правилах здорового образа жизни, но и использовали на данном занятии собственный опыт.
Основы здоровьесберегающих мероприятий.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры .
Материал презентации подходит для учащихся начальной школы. представленная информация структурирована и понятна, содержит основные составляющие ЗОЖ.
На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос был найден у В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в ш.
Основы здорового образа жизни.
Цели:Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.Сформулировать понятие “Здоровье человека”.Расширить представления детей о спорте, вызвать интер.
Источник
ВОЛГОГРАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
(ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»)
400119 г. Волгоград, ул. Туркменская, д.6.
Телефон/факс: + 7 (8442) 95-16-01
Адрес электронной почты: vrcoz@volganet.ru
Методический материал для отделений(кабинетов) медицинской профилактики по проведению обучающих бесед с территориально закрепленным населением по формированию ЗОЖ
Вниманию руководителей медицинских организаций, имеющих в составе отделения (кабинеты) медицинской профилактики!
В соответствии с приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 27.12.2015 № 4242 «О совершенствовании информационно-разъяснительной работы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни среди различных групп населения Волгоградской области» на сайте Волгоградского областного центра медицинской профилактики размещены информационные материалы для проведения обучающих бесед с закрепленным территориально за медицинской организацией населением!
Нормативно — правовая документация
Информационные материалы для проведения обучающих бесед
1.Тема: «Булинг: причины, формы, профилактика»
2. Тема: «Вакцинопрофилактика»
3.Тема: «В гостях у мойдодыра»
4. Тема: «Влияние компьютера на здоровье подростка»
5. Тема: «Гипергликемия как фактор риска развития хронических заболеваний»
6.Тема: «Дислипидемия как фактор риска развития заболеваний»
7. Тема: «Избыточная масса тела как фактор риска развития хронических неинфекционных заболеваний»
8. Тема: «Курение как фактор риска развития хронических неинфекционных заболеваний»
9. Тема: «Можно ли приостановить старение и как это сделать»
10. Тема: «Недостаточная физическая активность как фактор риска развития неинфекционных заболеваний»
11. Тема: «Нерациональное питание как фактор риска развития хронических неинфекционных заболеваний»
12. Тема: «Опасности летнего периода»
13. Тема: «Основы здорового образа жизни»
14. Тема:»Пагубное потребление алкоголя как фактор риска заболеваний»
15. Тема: «Повышенный уровень давления как фактор риска развития хронических неинфекционных заболеваний»
16. Тема:»Понятие о здоровом образе жизни (для школьников младших классов)
17. Тема:»Профилактика вирусных инфекций в зимний период»
18. Тема:»Профилактика заражения ВИЧ- инфекцией»
19. Тема: «Профилактика пневмонии»
20. Тема: «Профилактика подросткового пивного алкоголизма»
21. Тема: «Профилактика простудных заболеваний в холодный период»
22. Тема: «Профилактика употребления современных наркотиков»
23.Тема:»Факторы риска развития заболеваний»
24.Тема: «Физическая активность подростков как метод профилактики ожирения»
25. Тема:»Электронные сигареты: мифы и правда»
Источник
Методическая разработка на тему «Обучение пациента и его окружение формированию здорового образа жизни»
специалист в области арт-терапии
ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
очная форма обучения
МДК.04.01. Профилактика заболеваний и
санитарно – гигиеническое образование населения
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для самостоятельной работы студента на практическом занятии № 1
Тема: Обучение пациента и его окружение формированию здорового образа жизни
Тема занятия: Обучение пациента и его окружение формированию здорового образа жизни
Цель самостоятельной работы:
— уметь проводить беседы с различными группами населения
— формирование правильного отношения к ЗОЖ.
Формируемые компетенции — общие: ОК1, ОК2,ОК 6, ОК 12, ОК 13.
— профессиональные: ПК 4.1, ПК 4.4
Межпредметные связи: Здоровый человек и его окружение. Медико-социальная реабилитация .
Методические указания по выполнению самостоятельной работы (таблица 1)
Работа с методической литературой
Ознакомьтесь с методической разработкой.
Запишите в дневнике тему, цель занятия, формируемые компетенции.
Организация рабочего места
Оснастите рабочее место необходимым оборудованием.
Задание 1. Изучить новую информацию
Сделать краткий конспект темы (Приложение 2).
Составить синквейны по темам:
-государство и профилактика
Оформление письменного отчёта в дневнике
Результат самостоятельной работы записать в дневнике. Представить устный отчёт по выполнению заданий для самостоятельной работы
Уборка рабочих мест
Проведите уборку рабочих мест по общепринятой схеме.
8. Критерии оценки :
Критерии оценки синквейна при выполнении задания
За каждый синквейн студент получает до 5 баллов
1. Знание и понимание содержания лекционного материала, предложенного для составления синквейна. Максимально 1 балл.
2. Умение находить главное в конспекте, предложенном для составления синквейна. Максимально 1 балл.
3. Умение кратко резюмировать большие объемы информации. Максимально 2 балла.
4. Стилистическая чуткость; умение приводить для доказательства лексические и грамматические единицы, выражающие главную мысль. Максимально 1 балл.
Критерии оценки учебного конспекта:
«Отлично» — полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» — использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» — использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
«Неудовлетворительно» — использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк
Синквейн— это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему жизни:
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Задание ознакомьтесь с дополнительной информацией и сделайте краткий конспект.
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И
ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ пропаганда здорового образа жизни является обязанностью каждого медицинского работника.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.
Выделяют следующие виды пропаганды:
Устная пропаганда – лекции, доклады, беседы, семинары, конференции.
Наглядная (изобразительная) пропаганда – стенды, экспозиции по специальной тематике, слайды, фильмы, наглядные пособия, плакаты, листовки.
Пропаганда в средствах массовой информации.
Лекция подразумевает под собой “начитывание” определенного количества материала, который отличается высокой информативностью, новизной содержания, апелляцией к опыту слушателей, использованием приема ораторской техники (риторические вопросы, проблемные ситуации). Каждая лекция должна завершаться краткими, четкими рекомендациями, своеобразной программой действий. Беседа представляет из себя такое взаимодействие с пациентом, при котором медицинский работник отвечает только на те вопросы, которые интересуют его пациента в данный момент. Дискуссия – это обсуждение актуальной в настоящее время для пациента проблемы. Дискуссия предусматривает “гибкий” контроль со стороны медицинского работника, благодаря которому, в финале обсуждения пациенты приходят к выводу, который соответствует поставленным целям. Практическое занятие способствует преобразованию знаний, полученных пациентом в ходе обучения, в умения.
В настоящее время методы воздействия также включают интерактивное образование пациентов с применением мультимедийного оборудования, видеоматериалов, аудио-записей, сети Интернет.
Основные принципы обучения здоровому образу жизни
Обучение формированию здорового образа жизни не должно строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Основная цель обучения – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.
При определении целей обучения следует учитывать:
соответствие целей потребностям пациента;
соответствие исходному уровню знаний;
цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения.
Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, то есть осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия.
Прежде всего, необходимо поставить перед пациентом только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально сразу же ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Похудание на 3-7 кг – более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия. Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения.
Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.
Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие. Оптимальным вариантом является группа численностью 5 – 7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.
Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать «сильные» и «слабые» стороны каждого участника:
Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.
Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить.
Наибольшую трудность представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие — иногда весьма активно — свое недоверие. В подобных ситуациях результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента.
При работе с незаинтересованными пациентами рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта.
Проводя обучение, необходимо помнить:
Когда на занятии медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное.
Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял.
Если же пациент понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним.
Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение.
В случае если пациент один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.
Современные исследователи предлагают рассматривать процесс изменения поведения человека в области здоровья/болезни в виде «спиральной» модели. Выделяют следующие стадии изменения поведения:
Стадия безразличия – человек не подозревает о необходимости перемен в привычном образе жизни или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.
На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в образе жизни. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому образу жизни.
Стадия подготовки – это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.
Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения возврата к неправильному поведению и нездоровому образу жизни.
Поддержание – финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.
Медицинским работникам в процессе обучения необходимо фокусировать внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, так как большинство пациентов находятся именно в этой части «спирали».
Принципы образования пациентов:
Релевантность (пригодность, уместность) – адаптация программы обучения к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом. Предварительное тестирование или собеседование помогут собрать данные.
Индивидуализация – позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях. Обучение должно строиться на доступном изложении материала, активном участии пациента, создании открытой и доверительной атмосферы.
Обратная связь – помогает определить, как хорошо пациент усвоил материал и какого прогресса достиг. Обратная связь может быть основана на контроле знаний изученного материала или практических результатов.
Закрепление полученных знаний – предназначено для вознаграждения желаемого изменения поведения. Похвала или поздравления очень эффективны в достижении полезных изменений в образе жизни.
Помощь в выполнении рекомендаций – относится к мерам, помогающим пациентам выполнить рекомендуемые действия или устранять препятствия.
Общие требования к средствам печатной и наглядной пропаганды:
Наличие основной актуальной идеи в представленных средствах агитации.
Воздействие на эмоциональность и воображение целевой аудитории для наиболее эффективного восприятия.
Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни.
Доступность в восприятии средств агитации.
Соблюдение единства текста и изображения по смыслу, тональности, конкретности.
Оригинальность, использование в дизайне современных PR-технологий.
Соблюдение оптимального объема информации в целях его усвоения и восприятия.
Недопустимость использования материалов, способных оскорбить, вызвать негативные эмоции у целевой аудитории.
Мониторинг здоровья – система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья человека. Значительную часть системы мониторинга составляют методы диагностики индивидуального здоровья, являющиеся основой первичной профилактики заболеваний. В данном разделе представлены методы изучения функционального состояния организма, которые можно применять для диагностики индивидуального здоровья. Полученные результаты заносятся в «Карту здоровья студента» и позволяют осуществлять мониторинг на протяжении всего периода обучения в колледже.
Рост измеряется медицинским ростомером. Вес измеряется медицинскими весами или весами для бытового использования.
Индекс массы тела (ИМТ) – расчётный показатель, который определяется по следующей формуле:
Результат расчётов оценивается по таблице:
Ожирение I степени
Ожирение II степени
Ожирение III степени
Исследование проводится на базе центра здоровья. Это электронный метод исследования организма с целью точного определения веса, индекса массы тела, а также количества жиров и жидкостей в организме и сопоставление их с соответствующими нормами.
Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы
Подсчет пульса . Показатель нормы: 60 – 80 ударов в мин.
Диастолическое или минимальное давление (ДД)
Его высота в основном определяется степенью проходимости прекапиляров, частотой сердечных сокращений (ЧСС) и степенью эластичности кровеносных сосудов. ДД тем выше, чем больше сопротивление прекапилляров, чем ниже эластическое сопротивление крупных сосудов и чем больше ЧСС. В норме у здорового человека ДД равно 60—80 мм рт. ст. После нагрузок и различного рода воздействий ДД не меняется или несколько понижается (на 10 мм рт. ст.). Резкое снижение уровня диастолического давления во время работы или, напротив, его повышение и медленный (более 2 минут) возврат к исходным значениям расценивается как неблагоприятный симптом. Показатель нормы: 60 – 89 мм. рт. ст.
Систолическое, или максимальное давление (СД)
Это весь запас энергии, которым фактически обладает струя крови в данном участке сосудистого русла. Лабильность систолического давления зависит от сократительной функции миокарда, систолического объема сердца, состояния эластичности сосудистой стенки, гемодинамического удара и ЧСС. В норме у здорового человека СД колеблется от 100 до 120 мм рт. ст. При нагрузке СД увеличивается на 20—80 мм рт. ст., а после ее прекращения возвращается к исходному уровню в течение 2—3 мин. Медленное восстановление исходных значений СД рассматривается как свидетельство недостаточности сердечно-сосудистой системы. Показатель нормы: 110 – 139 мм. рт. ст.
Пульсовое давление (ПД)
В норме у здорового человека составляет около 25—30% величины минимального давления. Механокардиография позволяет определить истинную величину ПД, равную разности между боковым и минимальным давлением. При определении ПД с помощью тонометра оно оказывается несколько завышенным, так как в этом случае его величина вычисляется вычитанием из максимального давления величины минимального (ПД = СД – ДД).
Исследование показателей при проведении тестовых воздействий
1. Проба Мартинета (упрощенная методика) используется при массовых исследованиях, позволяет оценивать способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению после физической нагрузки. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 секунд и приседания в том же темпе в течение 2 минут. В первом случае период длится 3 минуты, во втором — 5. Перед нагрузкой и спустя 3 (или 5) минут после ее окончания у испытуемого измеряется ЧСС, систолическое и диастолическое давление. Оценка пробы проводится по величине разности исследуемых показателей до и после нагрузки:
при разности не более 5 — «хорошо»;
при разности от 5 до 10 — «удовлетворительно»;
при разности более 10 — «неудовлетворительно».
2. Гарвардский степ-тест оценивает реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Оснащение: гимнастическая скамейка высотой 30 см, секундомер, протокол. Для проведения теста необходимо обучить студентов подсчету пульса. Пульс подсчитывается только за 10 секунд на лучевой или сонной артерии и всегда только в положении стоя.
Нагрузки выполняются следующим образом: на счёт «раз» ставится правая нога на гимнастическую скамейку (всей ступнёй, а не носок), на счёт «два» — левая нога (колени выпрямляются), на счёт «три» правая нога ставится на пол, на счёт «четыре» левая нога ставится на пол. Первая нагрузка выполняется со скоростью 20 подъёмов в минуту, то есть 1подъём и спуск на 4 счёта в течение 3 секунд, а вторая нагрузка – со скоростью 30 подъёмов в минуту, то есть полный подъём и спуск на 4 счёта в течение 2 секунд. Между первой и второй нагрузкой перерыв в 10 секунд, необходимый для подсчёта пульса.
Поэтапно методика степ – теста выглядит следующим образом:
Группа студентов строится за гимнастической скамейкой.
Заполняется протокол исследования физической работоспособности (№ п/п, ФИО, курс, группа, масса тела, паспортный возраст).
Преподаватель объясняет и показывает технику проведения степ – теста.
Студенты 4 пальцами левой руки находят пульсацию на правой лучевой или сонной артерии и подсчитывают пульс в течение 1 минуты, затем вносят результаты в протокол.
Под счёт преподавателя (раз, два, три, четыре – за 3 секунды) проводится первая работа: в течение 3 минут 60 подъёмов на гимнастическую скамейку.
После прекращения работы, в положении стоя, находится пульсация 4 пальцами левой руки на правой лучевой или сонной артерии и подсчитывается пульс в течение 10 секунд. Результат сообщается помощнику, который заносит его в протокол.
Под счёт преподавателя (раз, два, три, четыре – за 2 секунды) проводится вторая работа: в течение 3 минут 90 подъёмов на гимнастическую скамейку.
После прекращения работы, в положении стоя, под команду преподавателя подсчитывается пульс на лучевой или сонной артерии в течение 10 секунд. Результат сообщается помощнику, который заносит его в протокол.
Продолжая стоять, студенты под команду преподавателя подсчитывают пульс через 5 минут восстановительного периода в течение 10 секунд.
Секретарь вносит в протокол все результаты пульсов, которые диктуют помощники.
Оценка результатов: по продолжительности выполненной работы и количеству ударов пульса вычисляют индекс, позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы:
Продолжительность работы (в секундах) х I00
И ндекс =
5,5 х число ударов пульса
Величина индекса оценивается как низкая, если она меньше 50, средняя — от 50 до 80 и высокая — более 80. Низкая величина индекса свидетельствует о неудовлетворительной реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку.
Расчётный индекс адаптационного потенциала
сердечно-сосудистой системы (по Баевскому)
Основан на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела:
АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) – 0.009(Р)
где АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах
ЧП – частота пульса (уд/мин)
САД и ДАД — систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.)
МТ – масса тела (кг)
По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние пациента. Трактовка пробы:
ниже 2.6 – удовлетворительная адаптация
2.6 – 3.9 – напряжение механизмов адаптации
3.10 – 3.49 – неудовлетворительная адаптация
3.5 и выше – срыв адаптации.
Методы исследования состояния дыхательной системы
Минутный объём дыхания (МОД)
При спокойном и ровном дыхании проводится измерение дыхательного объёма (ДО) спирометром, который рассчитывается как средняя величина после регистрации как минимум шести дыхательных циклов. Ритм и глубина дыхания должны соответствовать естественным значениям (в спокойном состоянии). В процессе исследования может быть оценена частота дыхания (ЧД). С учетом частоты дыхания и дыхательного объема может быть рассчитан минутный объём дыхания (МОД), как произведение ЧД на ДО.
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около 3 / 4 общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.
При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300—500 мл воздуха (так называемый дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляет в среднем примерно по 1500 мл каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.
Определяют ЖЕЛ с помощью спирографии . Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма к выполнению физической нагрузки.
Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным формулам:
для мужчин ДЖЕЛ = 5,2*рост – 0,029*В – 3,2;
для женщин ДЖЕЛ = 4,9*рост – 0,019*В – 3,76, где В – вес человека.
Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. Снижение жизненной емкости легких чаще всего наблюдается при болезнях органов дыхания и патологических изменениях объема грудной полости.
Исследование проводится для курящих лиц. В центре здоровья производится определение концентрации угарного газа на выдохе и по цветовой шкале (от оранжевого до зелёного) выявляют степень урона, которую причинила вредная привычка организму.
Биохимические показатели крови
Определение уровня холестерина проводится в клинико-диагностических лабораториях поликлиник, больниц, центров здоровья. Уровень холестерина является показателем, характеризующим состояние липидного обмена. Избыток свободного холестерина в крови откладывается в стенках артерий и ведет к развитию атеросклероза. Верхняя граница нормы общего холестерина не более 5,2 ммоль/л.
Определение уровня глюкозы в крови также проводится в клинико-диагностических лабораториях поликлиник, больниц, центров здоровья. Контроль уровня глюкозы в крови позволяет проводить раннюю диагностику сахарного диабета. Норма глюкозы крови натощак 3,3 – 5,5 ммоль/л.
Определение остроты зрения
Одна из основных функций глаза — острота зрения, или способность распознавания минимальных по размеру объектов на максимальном расстоянии. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке.
П ри рассматривании предметов на одинаковом расстоянии острота зрения тем выше, чем меньшего размера объекты удается рассмотреть или острота зрения тем выше, чем на большем расстоянии человек может увидеть предметы одинакового размера.
Обычно тесты для проверки остроты зрения помещаются на расстоянии 5 м. Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева—Головина. Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки. Если человек видит знаки только первой строчки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, то есть 0,1. При определении по таблице Сивцева-Головина с пятиметрового расстояния острота зрения при видении каждого последующего ряда букв выше на 0,1.
Использование представленных методов диагностики функционального состояния организма для определения индивидуального состояния здоровья способствует не только выявлению на начальном этапе различных заболеваний, но и позволяет оценить адаптационный потенциал человека. При этом полученные в ходе исследований результаты могут выступать в качестве обоснования необходимости внесения корректив в образ жизни.
Источник