Меню

План беседы по репродуктивному здоровью

Репродуктивное здоровье (конспект занятия педагога-психолога с учащимися 9-11 классов)
классный час на тему

Занятие предназначено для повышения знаний старшеклассников о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения. В ходе проведения мероприятия возможно выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, осознание учащимися ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих, а также важность сохранения репродуктивного здоровья как основы здоровой семьи, формирование семейных ценностей.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия «Репродуктивное здоровье» 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

(конспект занятия психолога с учащимися 9-11 классов)

Цели: выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, осознание учащимися ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих, а также важность сохранения репродуктивного здоровья как основы здоровой семьи, формирование семейных ценностей.

Задачи: повышение знаний о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения.

  1. Вступительное слово психолога. Интерактивная беседа о происходящих в подростковом возрасте физиологических и психологических изменениях.

В период с 9 до 14 лет у девочек и мальчиков начинается так называемый переходный возраст. В этот период происходит целый ряд физиологических и психологических изменений. Этот период называется периодом полового созревания.

— Какие именно изменения происходят? (угревые высыпания, изменение голоса, волосяного покрова, фигуры, гормональные изменения, в т.ч., начало месячных)

От вас не зависит когда и как тело начнет расти и меняться. Это произойдет тогда, когда организм будет готов к этому. Важно помнить об этом и позитивно принимать самого себя, не переживая по поводу отличий с ровесниками.

  1. Знакомство с понятием репродуктивного здоровья.

Сегодня очень много говорят о сохранении репродуктивного здоровья. Ведущие международные организации определяют это как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся, репродуктивной системы, её функций, а не только как отсутствие болезней.

Когда мы говорим о репродуктивной системе, то имеем в виду органы и процессы их взаимодействия, которые обеспечивают функцию воспроизводства (деторождения). Здоровая репродуктивная система обеспечивает рождение здоровых детей. Иными словами, это то, что в будущем позволит вам стать мамами и папами счастливых нормальных малышей.

  1. Возникновение сексуальности в подростковом и юношеском возрасте.

В процессе полового созревания действие гормонов вызывает появление полового влечения, но это совсем не означает готовности к половым отношениям. Одной из составляющих человеческих отношений является сексуальность – совокупность внешних и внутренних признаков, делающих человека привлекательным для противоположного пола. Кроме того, в подростковом возрасте возникает стремление доказать свою взрослость, что иногда может привести к рискованному малообдуманному поведению.

В этом возрасте молодёжь чаще начинает влюбляться, вступать в интимные отношения. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек. Не каждый в этот период понимает, что любовь — это не только чувства, но и ответственность за своё здоровье.

Даже если парень и девушка чувствуют взаимное влечение, это ещё не значит, что они готовы к сексуальным отношениям.

  1. Способы выражения любви и взаимной симпатии (мозговой штурм).

Давайте подумаем, что именно может подчеркивать нежные чувства, взаимную симпатию, любовь или влюбленность. (доверительные отношения, поддержка в трудную минуту, возможность сделать что-либо приятное, знаки внимания (смс, записки, открытки, цветы, памятные подарки), объятия, поцелуи).

-Является ли секс доказательством любви? (нет, т.к. может происходить под давлением, из боязни потерять близкого человека, быть просто стремлением казаться взрослее).

  1. Проблемы, связанные с ранними половыми отношениями.

Первый сексуальный опыт является одним из самых значительных событий в жизни человека. Поэтому, до того, как наступит этот момент, необходимо разобраться в своих чувствах и знаниях и спросить себя:

-Доверяю ли я своему парню/ девушке? Не чувствую ли я, что кто-то из нас торопится в этой ситуации? Можем ли мы свободно поговорить о том, как это будет происходить? Как я и он/она будем себя чувствовать после секса? Способны ли мы вступить в сексуальные отношения без спиртного и наркотиков? Знаем ли мы достаточно о заболеваниях, передающихся половым путем? Кто из нас двоих приобретет, будет использовать средство предохранения? Что мы предпримем в случае, если всё же наступит беременность?

Если вы не знаете ответ хотя бы на один из этих вопросов, значит, безопаснее будет на время отложить начало половой жизни, то есть, сделать выбор в пользу воздержания.

Воздержание от секса – это самый простой и эффективный способ защитить себя от нежеланной беременности, любых ЗППП и их последствий.

Воздержание бывает необходимо, чтобы защитить и сохранить чувства и ценности. В подростковом возрасте круг интересов. Друзей может постоянно меняться. Также часто может меняться взгляд на отношения между девушкой и парнем – от «романтических», до «сексуальных», независимо от того, думают они о сексе или нет.

  1. Доступные контрацептивные средства (беседа).

Незащищенный половой акт может привести к беременности. Об этом следует помнить. В случае подозрений на внеплановую беременность и появления таких признаков, как токсикоз, перемены аппетита и настроения, набухание молочных желез, необходимо обратиться к врачу, рассказать об этом родителям. Проблема первого аборта в том, что, в какой бы самой лучшей клинике их не делали, он может привести к бесплодию. С другой стороны, рождение ребенка несовершеннолетней мамой тоже приводит к серьёзным трудностям.

Какие средства предохранения от беременности вам известны? Могут ли они защитить вас от ЗППП? Могут ли ЗППП протекать бессимптомно? (например, хламидиоз). Каковы последствия ЗППП (в т.ч. ВИЧ).

Действительно, существует ряд механических, химических и других методов предотвращения беременности, но даже самый доступный из них – презерватив — не может в должной мере защитить вас в случае риска. А последствия ЗППП – от длительного лечения и даже бесплодия до летального исхода.

  1. Подведение итогов занятия.

Теперь вы знаете об основных методах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Выбрать ли воздержание или безопасные половые отношения – зависит только от вас. Главное – оставаться здоровым и ответственным по отношению к себе и окружающим!

  1. В.И. Бодяжина, “Медицина”, Москва, 1985г “Акушерство”.
  2. Девушкам о репродуктивном здоровье и репродуктивних правах.- Благотворительный фонд «Здоровье женщины и планирование семьи», 2010г.
  3. Зимовец Н.И., Сивогракова З.А., Твоя жизнь – твой выбор.-Киев, 2002.
  4. Н.П. Стуканова, “Феникс” Ростов – на – Дону, 2008г “Кожные и венерические болезни”.
  5. Поговорим о… — Благотворительный фонд «Здоровье женщины и планирование семьи», 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по греческому языку для учащихся 6 гуманитарного класса.

Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса.

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме.

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме.

Содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность сплочение классного коллектива, сплочение семей; создать радостное настроение; показать ценность се.

развитие познавательной сферы ребенка для его естественного развития посредством предметов-заместителей.

Источник

Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек беседа с родителями

специалист в области арт-терапии

Репродуктивное здоровье мальчиков и девочек

Репродуктивное здоровье — это состояние физического, психического здоровья и со- циального благополучия человека, опреде- ляющее способность к воспроизводству по- томства. В сложившихся социально-эконо- мических условиях репродуктивное здо- ровье является фактором национальной безопасности. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково- молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства об- щества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост хрониче- ских заболеваний репродуктивной систе- мы, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем.

В целом система охраны репродуктивно- го здоровья ориентирована, прежде всего, на оказание помощи женщинам детородного возраста. Вне поля ее охвата оказываются девочки и мальчики. Согласно статистике Всероссийской детской диспансеризации 2002 г., каждый пятый подросток в России лишен возможности иметь детей. При этом в рамках общей диспансеризации российских школьников, где обследование у уролога впервые прошли дети начиная с 11 лет, нару- шение в области полового развития было выявлено в 63 % случаев, а у 36 % мальчиков были обнаружены заболевания, ведущие к

бесплодию (см.: Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответ- ственности // www.ecsoctan.edu.ru).

В этой связи с целью активного распро- странения здоровьесберегающих подходов в сохранении и укреплении репродуктив- ного здоровья мальчиков и девочек прово- дятся конференции, педагогические сове- ты, консилиумы. Возникает вопрос: может ли учитель начальных классов внести свою лепту в решение данной проблемы и каким образом? Разумеется, может. И прежде всего с помощью предметов природовед- ческого цикла (окружающий мир, естест- вознание, природоведение и др.), учебное содержание которых имеет большие воз- можности в профилактике заболеваний репродуктивной системы мальчиков и де- вочек, в повышении их репродуктивного потенциала.

Некоторые темы раскрывают такие важ- ные стороны экологии человека, как взаи- мосвязи в живой и неживой природе, где человек — это часть природы и член обще- ства; особенности труда людей в разные времена года и сохранение здоровья в связи с разными видами природоохранной дея- тельности и погодными условиями; при- родные сообщества и поведения человека в окружающей среде; многообразие и красота природы и человеческого организма; уди- вительные свойства человеческой психики

и обусловленность форм и функций орга- нов; роль круговорота в поддержании по- рядка; человек в семье и коллективе и др.

Так, приобретая навыки культурного поведения в природе, дети узнают о том, что нельзя сидеть на сырой земле, камнях, разбивать палатки на низменных лугах, что одежда должна соответствовать сезону и типу деятельности, чтобы не было переох- лаждения, которое является причиной мно- гих заболеваний, в том числе ведущих к неспособности быть отцом или матерью.

Пиелонефрит является наиболее рас- пространенным заболеванием почек и од- ной из наиболее частых хронических ин- фекций в детском возрасте, при этом у де- вочек он встречается значительно чаще (в соотношении 10 : 1), чем у мальчиков. Пи- елонефрит опасен не своей тяжестью, а тем, что во многих случаях он начинается и протекает длительное время почти бес- симптомно, приводя к необратимым пос- ледствиям для здоровья. Важным момен- том профилактики пиелонефрита у дево- чек является лечение и профилактика вульвовагинита (воспаление наружных половых органов и влагалища; занимает первое место среди детских гинекологи- ческих заболеваний).

Обсуждая гигиенические требования к обуви, учитель обращает внимание детей на то, что в обуви на высоком каблуке (4–5 см) упор переносится на пальцы, походка ста- новится нетвердой, туловище отклоняется назад, изменяется форма таза. Приобщая детей к общественно полезному труду, учи- тель сообщает девочкам о необходимости выполнять разгибательные упражнения после посадки растений, прополки сорня- ков. Длительная мышечная работа, сопря- женная с утомительной согнутой позой, вредна для жизнедеятельности женских по- ловых органов, формирования скелета, кос- тей таза, которые в будущем будут обере- гать ребенка от повреждений, как скорлупа защищает находящийся внутри орех. Сог- ласно результатам медицинских исследова- ний, женщины, перенесшие заболевания органов малого таза в детстве и юности, имеют высокую распространенность гине- кологических заболеваний, ограничиваю- щих реализацию репродуктивной функции

(воспаление матки, ее труб и яичников, та- зовой брюшины).

В современном обществе стирается грань между мужским и женским трудом. Однако в целях сохранения здоровья буду- щих матерей и воспитания мужественности и женственности как социально необходи- мых свойств личности следует освобождать девочек от особенно тяжелых нагрузок. Причиной патологического отклонения матки, ее перегибов, опущения матки и вла- галища являются ношение тяжестей, не- удобные позы, резкие движения, совершае- мые в наклонном состоянии туловища.

Мальчикам интересно будет узнать, что на работу мышц существенное влияние оказывает музыка. Мышечная деятель- ность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание различных произведений. В большинстве случаев ма- жорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют. Картина меняется, когда музыку слушает утомленный чело- век. В. Бехтерев активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомле- нием. Ученый утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по характеру музыка П. Чайков- ского «Времена года». Наблюдения за плов- цами, хоккеистами и борцами показали, что прослушивание музыки во время трениров- ки благоприятно действует на организм спортсменов, они меньше устают и выпол- няют больший объем тренировочной наг- рузки, чем без музыкального сопровожде- ния. Успокаивающие и нежные мелодии, такие, как ноктюрны Ф. Шопена, «Утро» и Первая соната Э. Грига, «Осенняя песня» П. Чайковского и др., способствуют быстро- му восстановлению работоспособности и полезны для прослушивания беременным женщинам. Простейшие правила личной и общественной гигиены приучают детей держать в чистоте наружные половые орга- ны; иметь индивидуальные предметы туа- лета, носить только свое белье, лежать толь- ко в своей постели, тщательно мыть руки до и после туалета, после контакта с домашни- ми животными.

Темы «Органы пищеварения», «Гигиена

питания» подводят к серьезной генетиче- ской проблеме — к ожирению в детском

возрасте, связанному в первую очередь с нерациональным в количественном и каче- ственном отношении питанием, гиподина- мией и недостаточной физической нагруз- кой. Избыток калорийности, употребление твердых жиров (жиров коровьего молока и говядины), пищевого сахара, изделий из ра- финированной муки являются факторами задержки полового развития и предраспо- лагающими к возникновению опухоли мо- лочной железы как у девочек, так и у маль- чиков. К продуктам, содержащим массу противораковых адаптеров и повышающим антиоксидантный статус, относятся разные растительные масла (высшие сорта оливко- вого масла, льняное, тыквенное, амаранто- вое), косточковые (виноградное, черносмо- родиновое и др.) масла, зеленый и белый чай, чеснок, капуста брокколи, йодирован- ная соль. А вот кофе, шоколад и какао могут спровоцировать образование опухоли.

Знакомство с условиями образования качественных семян у растений и рождения здорового потомства у животных помогает детям глубже понять необходимость в веде- нии здорового образа жизни. Сформирова- лись обширные группы населения, условия и образ жизни которых обусловлены вред- ными привычками и рисковым поведением. Среди подростков за пять лет показатель неконтролируемого употребления алкого- ля увеличился на 65 %. Темп роста употреб- ления алкогольных напитков среди девочек (девушек) значительно выше, чем у маль- чиков (юношей). У злоупотребляющих ал- коголем девочек-подростков возникают острые воспалительные заболевания орга- нов малого таза с оперативным исходом. При достижении половозрелого возраста страдающие табако- и алкогольной зависи- мостью юноши и девушки в лучшем случае для своего здоровья страдают бесплодием. Медико-социальные проблемы репродук- тивного здоровья тесным образом сопряже- ны с отклонением репродуктивного поведе- ния девочек — каждая десятая из них начи- нает сексуальную жизнь в возрасте до 14 лет, поэтому крайне важным является ан- тинаркотическое воспитание младших школьников (см. подробнее: Харитоно- ва Л.А. Антиникотиновое воспитание млад- ших школьников // Начальная школа.

1999. № 5; Харитонова Л.А. Антиалкоголь- ное воспитание младших школьников // Там же. 2004. № 4).

Наблюдения, уход за комнатными расте- ниями и выращивание декоративных цве- точных культур убеждают детей, что все живые существа способны производить се- бе подобных. Одни размножаются побега- ми, другие семенами. У высокоорганизован- ных животных и человека все происходит гораздо сложнее: для создания новой жизни необходимо участие двух полов — мужского и женского. Не зря распространенный ми- фопоэтический символ— женщина — Вели- кая богиня. На пространстве от Пиренеев до Байкала обнаружено много женских изоб- ражений, выполненных около 35–15 тысяч лет до н.э. В большинстве случаев это не- большие фигурки из камня, мамонтовой кости, оленьего рога; встречаются также ба- рельефы и контурные рисунки, высеченные в камне. В публикациях разных авторов преобладает взгляд, что женские изображе- ния времен палеолита представляли мате- ринских предков, являлись символом един- ства и родственной связи членов общины, служили фетишами идеи продолжения ро- да, были наглядным воплощением идеи де- торождения, выражали заботу первобытно- го коллектива об увеличении числа людей в нем (см.: Нестерова О.А. История и теория мировой культуры. М., 2000). Активное мужское начало во многих культурно-исто- рических традициях связано с образом креста (также крест — символ бессмертия, жизни, страданий). На вопрос: «Хотел бы ты иметь сестричку или братика?» — млад- шие школьники (114) ответили: «Да» и

«Очень много». Видимо, поэтому их так по-

радовало сообщение, что в Китае жениху и невесте на праздничный стол обязательно подают пельмени и лапшу. Пельмени обоз- начают многочисленное потомство, а длин- ная лапша — долгую жизнь. 46,9 % учащих- ся I класса убеждены, что счастливая семья — это когда «все живут дружно», 17 % — «мама, папа и дети любят друг дру- га», 10,5 % — «есть мама и папа», 8,6 % —

«есть мама, папа, бабушки и дедушки», 0,9 % — «когда родители не пьют, не руга- ются», 14,5 % — разное (есть машина, дача; ролики, путешествие в Египет, папа не ез-

дит в командировки; отпускают гулять на- долго и др.), 1,6 % — не знают. Получается, 63,9 % детей, находящихся в предпубертат- ном периоде, имеют высокоморальные представления о семье. Семья — это союз любящих людей. К сожалению, женские об- разы в рекламе, в СМИ, видеоиграх, музы- кальных клипах и Интернете изображают женщин лишь как объект сексуального же- лания. Это приводит к тому, что самооценка девочек базируется исключительно на поло- вой привлекательности, а остальные качест- ва игнорируются. Да, дети еще не знают, что любовь имеет природную, биологическую основу — влечение полов, сексуальные чувства. И все же любовь является единой основополагающей ценностью всех сфер бытия как условие их достижения и ста- бильности. Кроме того, обществу задаются совершенно нереалистические стандарты женской красоты. Женский организм соз- дан природой для главной функции — вына- шивания и рождения здоровых детей. Сов- ременный идеал женщины, полностью ли- шенный подкожного жира, — угроза здо- ровью как самих женщин, так и детей. Подкожный жир участвует в гормональных процессах, накоплении жирорастворимых витаминов, необходимых для полноценного развития плода и других процессов.

Сохранение репродуктивного здоровья

детей — комплексная и многоуровневая за- дача, которая должна решаться в масшта- бах государства, но основная роль ее реше- ния отводится семье, школе, совместным усилиям педагогов, медиков и родителей. Около 75 % женщин хотя бы один раз в жизни перенесли такое серьезное гинеко- логическое заболевание, как вульвоваги- нальный кандидоз. Однако около 10 % ма- терей отметили, что жалобы дочери (жже- ние, зуд и др.) появились давно, но к врачу обратились лишь через год (см.: Байрамо- ва Г.Р. Современные подходы к терапии вульвовагинального кандидоза // Гинеко- логия. 2005. № 7 (3).

Родители упускают из виду сексуальное развитие детей, являющееся одним из глав- ных составляющих репродуктивного здо- ровья человека. Сексуальность всегда была частью человеческого поведения. У девочек

(3–10 лет) сексуальная направленность вы- ражается в чрезмерном кокетливом поведе- нии, объятиях и поцелуях с мальчиками или с мужчинами. Для мальчиков этого возраста характерно стремление прикос- нуться к ногам, прижаться к телу родствен- ниц и посторонних женщин. Иногда негра- мотное наказание родителей может нанести серьезный вред формированию репродук- тивного поведения детей. Как правило, шлепки рукой или плоским предметом не приносят ощутимого вреда здоровью детей, но у некоторых они могут вызвать эроти- ческие, вплоть до оргастических, ощуще- ния. Изредка дети провоцируют взрослых на такие экзекуции. В дальнейшем прият- ные ощущения связываются с болевыми. Приходилось слышать жалобы родителей на процедуру осмотра мальчиков в школе у андролога. Врачи нарушают этикет, а ди- ректора, классные руководители не догады- ваются деликатно напомнить врачам о пра- вах детей. В практике детской андрологии мальчик десятилетнего возраста обладает в отношении информированного согласия так называемой парциальной дееспособ- ностью, т.е. в случае возражений мальчика осмотр проводить противопоказано, в слу- чае согласия — его мнение должно быть уч- тено. Осмотр двух детей совместно в одном помещении без обеспечения их визуальной и вербальной изоляции является прямым нарушением сразу двух правовых норм — врачебной тайной и права ребенка на охра- ну его интересов. Дело в том, что осмотр об- ласти половых органов без согласия может принести серьезную психологическую травму ребенку. Как видим, репродуктив- ное здоровье детей затрагивает многие сфе- ры: политику репродуктивных прав, сред- ства массовой информации, репродуктив- ное здравоохранение и образование. Ведут- ся жаркие баталии между сторонниками полового воспитания в школах и противни- ками, проводятся «круглые столы», собира- ются подписи «за» и «против». А дети не ждут — они растут! И долг каждого педаго- га, используя возможности своей дисцип- лины, по крупицам формировать культуру здоровья, жизненные и семейные ценности будущих отцов и матерей.

Источник

Читайте также:  Нелинейный анализ состояния здоровья что это такое
Adblock
detector