Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
статья на тему
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы и направлена на формирование культуры и организацию здорового питания детей в школе и в семье. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pitanie_v_shkole_i_doma_doklad_na_roditelskom_sobraniii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Доклад учителя химии МБОУ Бондарской СОШ
на родительском собрании
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы и направлена на формирование культуры и организацию здорового питания детей в школе и в семье. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
В течение учебного дня продолжительностью 5-6 ч учащийся затрачивает около 600 ккал, т. е. более четверти энергозатрат в сутки. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Организм школьников 7-10 лет за сутки расходует в среднем 2300 ккал. Восполнить эту энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Большинство витаминов не вырабатывается в организме, а должно поступать с пищей.
Предприятие общественного питания школы – это столовая по месту учебы – школьная столовая, предназначенная для обеспечения продукцией массового спроса (завтраками, обедами) учащихся этой школы. Однако, существует ряд причин, по которым не все дети питаются в школьной столовой:
— кому-то из школьников не нравятся комплексные меню, где навязывается определенный набор блюд, которые могут быть не всегда по вкусу;
— может не нравится качество приготовления блюд или их оформление;
— некоторым детям вследствие определенных заболеваний необходимо диетическое питание;
— есть просто сладкоежки, они вместо горячего завтрака или обеда потратят значительную сумму на шоколадки в буфете, не задумываясь о пользе горячего питания.
В нашей школьной столовой проведена модернизация школьного пищеблока, благодаря чему проведены ремонтные работы в помещении, произошло оснащение новым технологическим оборудованием. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря и посуды, приборов. Экономически выгодным оказалось использование универсального аппарата – параконвектомата. В пароконвектомате одновременно могут быть приготовлены мясные, рыбные или овощные блюда, различные гарниры. Главным преимуществом пароконвектоматов при их использовании в системе школьного питания является возможность приготовления диетических блюд за счёт задания для каждого продукта своего особого режима приготовления. При этом обеспечиваются не только высокие вкусовые качества приготовляемых блюд, но и сохраняются все полезные свойства продуктов, не происходит разрушения минеральных веществ и витаминов. Модернизация пищеблока помогла увеличить процент охвата почти всех учащихся горячим питанием. Однако, наблюдая за детьми во время приема ими пищи, мы заметили, что основная масса учащихся питается избирательно. Стало ясно, что необходимо уделять больше внимания вопросам организации образовательно – просветительской работы по вопросам здорового питания. Разговор о правильном питании, знакомство с основами его организации мы начинаем с 1 класса. В этом нам помогает клубная форма работы, классные часы, проведение КТД, просветительская работа с родителями.
Мы провели диагностику представлений учащихся о правильном питании. Детям было предложено ответить на 4 вопроса:
1. Сколько раз в день вы едите? 2. Ежедневно ли вы едите первое блюдо? 3. Ежедневно ли вы едите свежие овощи (фрукты)? 4. Какие продукты вы любите больше всего? Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в основном дети питаются 3 раза в день, первое блюдо ежедневно употребляют только 36%, свежие овощи и фрукты присутствуют в рационе питания не у всех и не каждый день. А любимые продукты наших детей: чипсы, лимонад, пельмени, пицца. В числе нелюбимых продуктов – печень, творог, рыба. Достичь положительных результатов в области организации питания, стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.
Отрадно заметить, что все дети осознанно остановили свой выбор на полноценном горячем питании. Учащиеся и родители сделали вывод, что не все, что вкусно – полезно, что питание должно быть сбалансированным и пищу принимать следует в определенное время (соблюдать режим питания).
памятки о советами родителям ввести традицию совместной неспешной семейной трапезы, хотя бы один раз в день: она объединяет близких людей. Например, встречаться всем членам семьи за ужином, когда можно обсудить прошедший день. Но ни в коем случае нельзя в это время учить уму-разуму, высказывать критические «полезные» замечания своему чаду. Такое воспитание «отложите» на потом: начавшееся во время еды, оно негативно сказывается на процессе переваривания пищи и более того, вызывая негативные эмоции у ребенка, способствует возникновению у него заболеваний желудка.
В перспективе организация рационального питания школьников позволит:
— улучшить состояние здоровья школьников; — уменьшить случаи ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшить репродуктивное здоровье; — снизить риск развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни; — улучшить успеваемость школьников; — повысить их общий культурный уровень.
Адаптация уч-ся 10-х классов
В нашей школе проходила проверка 10-х классов по адаптации учащихся к условиям обучения в профильной школе с целью учёта индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся к условиям обучения в профильной школе, сформированностью ЗУНов, условий нормализации учебной нагрузки учащихся.
У десятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителя) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования), поэтому и возникает необходимость адаптации ребенка при переходе из среднего звена в старшее. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной и тем более для десятиклассника. Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и родителей.
( В вопросах 1-3, 5-12 выбирается один ответ из предложенных)
1.Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой класс, ты бы остался в профильном классе?
1) остался бы в профильном классе;
2) перешел бы в обычный класс.
2. Как ты относишься к обучению по выбранному профилю?
1 ) я считаю, что сделал правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет мне при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем;
2) не вижу смысла обучения в профильном классе, но продолжу обучение на данном профиле;
3) я разочарован, профильное обучение не соответствует моим ожиданиям;
4) я считаю, что обучение в профильном классе способствует моему социальному и профессиональному самоопределению, повышает их культурный уровень.
3. Твое отношение к проведению и содержанию элективных курсов
1) считаю, что выбор элективных курсов недостаточно широк;
2) меня не устраивает выбор и содержание элективных курсов;
3) меня удовлетворяет проведение и содержание элективных курсов;
4) я ничего не знаю о проводимых элективных курсах.
4. Твое отношение к учебным предметам (можно выбирать несколько предметов, отмечать знаком + )
Отношение к учебному предмету
Люблю эти предметы и уроки
Хочу знать эти предметы
Не люблю этот предмет
Какой из предметов самый трудный для тебя
Какие из предметов считаешь самыми нужными для подготовки к жизни после окончания школы
Источник
«Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьника»
В данной работе раскрыты принципы рационального питания школьника как фактора сохранения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
racionalnoe_pitanie_kak_faktor_sohraneniya_zdorovya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая Интернет – конференция школьников «Мои исследования в области естествознания»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Ул. Димитрова 20, тел. (884566) 5-29-19
Рациональное питание как фактор сохранения здоровья школьника
учащаяся 11 А класса
МОУ-СОШ №2 р.п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Маслова Ольга Владимировна
Адрес ул. Кирова д. 14, кв. 10
Дом. тел. (884566) 5 04 39
Закрой Наталья Евгеньевна
- Введение
- Основная часть. Основы рационального питания
1) Энергетическая ценность пищи
2) Сбалансированное питание
3) разнообразие пищевого рациона
4) Режим питания
- Заключение
- Используемая литература
Для человека нет более важной проблемы, чем сохранение собственного здоровья. У В.Г. Белинского есть выражение: «Без здоровья невозможно и счастье» Академик А.И. Опарин указывал на то, что пища – одна из главных основ здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела и поведения человека. Рациональное питание является мощным фактором укрепления здоровья, неправильное питание — способ его разрушения. Эти слова кажутся аксиомой, не требующей доказательств. Но так ли это на самом деле? Проведенное мною исследование показало, что только 57,3% учащихся школы считаются практически здоровыми, 42,7% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, 15% школьников имеют больше одного диагноза. Чаще встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной и пищеварительной систем. [1] О правильном питании много говорят в средствах массовой информации. Мне захотелось детально разобраться в этом вопросе, поэтому я выбрала данную тему.
Цель моей работы: выяснить принципы рационального питания и его влияние на состояние здоровья человека.
Задачи: проанализировать энергетическую ценность суточного рациона; изучить химический состав рациона; определить сбалансированность питания школьника; исследовать рацион питания двух возрастных групп.
Методы: анкетирование учащихся 5, 9 классов, вычисление индекса массы тела учащихся; беседа с медицинской сестрой; изучение литературы.
Основы рационального питания
«Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Такое питание способствует нормальному развитию организма, сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, активному долголетию», писала проф. О.П. Молчанова.
Большинство западных и отечественных диетологов советуют при формировании здорового образа жизни человека учитывать четыре принципа рационального питания:
1) калорийность суточного рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам человека;
2) химический состав пищи должен удовлетворять потребности организма в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах, биологически активных веществах и «балластных» компонентах пищи;
3) разнообразие пищевых продуктов должно обеспечивать поступление в организм всех ингредиентов, которые не синтезируются в организме;
4) прием пищи в течение суток должен подчиняться оптимальному режиму (как по энергетической ценности, так и по объему).
Нарушение этих принципов имеет отрицательные последствия для здоровья человека. Интересно то, что 100% учащихся 11-х классов, опрошенных мною, назвали принципы рационального питания правильно. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ окисляется, в результате чего освобождается энергия, которую организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и, особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей. По общему закону сохранения и превращения энергии она не может зарождаться и исчезать; энергия лишь видоизменяется, переходя из одного вида в другой. Источником такого возмещения энергии и являются вещества, поступающие с пищей. Энергетические траты человека меняются в зависимости от возраста, рода деятельности или отдыха. Для лиц моей возрастной категории энергозатраты составляют 3000-3500 калорий в сутки. [2]
Однако из-за неправильного питания баланс организма может нарушиться и как следствие избыточного питания — ожирение, являющееся фактором риска возникновения различных заболеваний: сердечно-сосудистой системы, печени и желчного пузыря, поджелудочной железы (сахарный диабет, панкреатит). При ожирении резко снижается работоспособность, творческий потенциал. Увеличение массы тела по отношению к должной ее величине на 6—14 % считается показателем избыточного питания.
С целью изучения этого показателя я провела стандартизованную оценку массы тела учащихся 11 классов(40 человек). Результаты исследования показали, что 27% учащихся имеют ИМТ выше нормы, а двое учеников имеют ИМТ более 25%. При таком показателе ИМТ массу тела расценивают как повышенную, требующую коррекции.
При наличии избыточной массы необходимо сокращение общей калорийности пищи за счет жиров и углеводов (прежде всего — моносахаридов), а также увеличение двигательной активности.
При составлении того или иного пищевого рациона необходимо учитывать его калорийность, но если равняться только на нее, то ничего, кроме вреда, это не принесет.
Пищевой рацион должен обеспечивать здоровое, сбалансированное питание человека . Сбалансированным является питание, которое включает все необходимые компоненты пищи в оптимальных количествах и соотношениях.
Тело здорового человека, не страдающего ожирением, на 17% состоит из белков. Уже давно было замечено, что, если в пище не хватает белков, организм человека будет истощаться и это в конечном итоге приведет его к гибели. Белки – основной строительный материал для клеток организма человека, они содержатся в мясе животных и птицы, рыбе, яйцах, молоке и молочных продуктах, семенах растений: орехах, фасоли, горохе, зерне и его производных – крупах и муке.
Белки составляют большой процент веса нашего тела, но из этого не следует, что они должны преобладать в нашем меню. Сбалансированный рацион должен состоять из белковых продуктов на 15-20%. Подростку в день необходимо 70-100 г белка.
Для организма не только необходимо обеспечение достаточным количеством белков, но и важно, чтобы белки были в правильных соотношениях с другими питательными веществами, в первую очередь с углеводами, жирами, витаминами.
Углеводы – это многочисленная, широко распространённая группа органических соединений, составляющая незаменимый фактор питания. Углеводы обычно составляют основную часть нормального повседневного рациона. Они участвуют в пластических процессах, входя в состав различных тканей организма. Вместе с белками они образуют некоторые ферменты и гормоны, секреты слюнных и других выделяющих слизь желёз.
Существует три основных типа углеводов: сахара, крахмал и клетчатка. Они поступают в организм человека в основном с продуктами растительного происхождения – хлебом, крупами, картофелем, овощами, фруктами, ягодами. При нормальном, сбалансированном питании организм получает достаточно естественных сахаров, чтобы исключить рафинированный.
Помимо углеводов, являющихся источником энергии, в пищевом рационе должны содержаться сложные полисахариды — пищевые волокна; они обладают способностью связывать воду и набухать, стимулировать перистальтику кишечника и ускорять транзит кишечного содержимого, адсорбировать токсичные вещества и выводить их из организма, связывать желчные кислоты и стерины, снижать содержание холестерина и нормализовывать микрофлору кишечника. Пищевые волокна содержатся в ржаных и пшеничных отрубях, овощах и фруктах. Они не являются балластом, а активно участвуют в процессах пищеварения.
Норма углеводов в питании колеблется в широких пределах. Так подростку, при суточных затратах энергии в 3000 кал, количество потребляемых углеводов в среднем составляет 450 г. Для восполнения затрачиваемой организмом энергии служат в основном углеводы, а при недостатке – жиры, а затем и белки.
Жиры, их приток в организм более-менее постоянен. Тем не менее, часть жиров после пищеварения откладываются в «кладовых» нашего организма – под кожей и вокруг таких жизненно важных органов, как сердце, печень и почки. Эти слои жира защищают нас от холода и предохраняют кости и внутренние органы от повреждений. Вопреки модным теориям, некоторое количество подкожного жира необходимо для поддержания здоровья. Избыток жиров снижает усвояемость пищи, в частности белков. Однако и слишком малое количество жиров сказывается на качестве пищи, ее вкусе и тоже приводит к снижению усвояемости всех пищевых веществ. Животные и растительные жиры необходимы организму для выработки гормонов и усвоения жирорастворимых витаминов: А, Д, Е, и К.
Поскольку жиры содержат энергию в более концентрированном виде, чем углеводы, в нашем повседневном рационе их должно быть меньше. В холодном климате или при избыточной активности потребность в них возрастает, однако общее правило таково, что жиры должны составлять минимум 15% и в среднем 20-30% рациона. За счет уменьшения доли животных жиров необходимо увеличить потребление рыбных и растительных, они более полезны, так как содержат ненасыщенные жирные кислоты. Полиненасыщенных жирных кислот в суточном рационе должно быть около 3—5 г; богатым источником их содержания являются такие продукты, как подсолнечное и кукурузное масла (53—55 %).
Для правильного обмена веществ необходим ряд специфических, иной раз очень сложных веществ, которые сам организм человека строить не может и поэтому он обязательно должен их получать с пищей. Речь идет о витаминах . Отсутствие или недостаток того или иного витамина в пище ведёт к гиповитаминозу. Витамины — ключевые компоненты здорового рациона, но они отличаются от других питательных веществ, в том числе и по своему назначению. Кроме того, они легко разрушаются в процессе обработки пищи. Поэтому так важно ежедневно есть сырые овощи и фрукты.
Минеральные вещества относятся к необходимым компонентам питания человека, так как обеспечивают развитие и нормальное функционирование организма. Они являются обязательной составной частью всех жидкостей и тканей человеческого тела и принимают активное участие в пластических процессах. Наибольшая часть минеральных элементов сосредоточена в твёрдых опорных тканях организма – в костях, зубах (кальций и магний), меньшая – в мягких тканях, крови и лимфе (калий и натрий). Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания.
Ни одна живая клетка не может существовать без воды. Вода не является питательным веществом, её энергетическая ценность равна нулю, и всё же это ещё один ключевой фактор рационального питания. Кроме поддержания состава тканей тела и обмена питательных веществ, вода выводит из организма токсичные отходы химических реакций прежде, чем они успеют принести вред. Поэтому человеку требуется около трёх литров воды в день. Конечно, это больше, чем мы выпиваем с чаем и кофе, но большая часть пищи также частично состоит из воды.
Разнообразие – ещё одно требование к рациону. Чтобы пища содержала все вещества и была полноценной, она должна быть разнообразной и состоять из крупы и мучных продуктов, мяса и рыбы, молока и молочных продуктов, картофеля и других овощей, свежей зелени и фруктов.
Для правильного питания важен вкус пищи. Вкусовые качества пищи – первостепенное условие ее полноценности. Но было бы ошибочно утверждать, что при выборе кушаний всегда следует руководствоваться только своим вкусом. 100 % опрошенных мною восьмиклассников ответили, что любят хот-доги, чипсы, сухарики и с удовольствием их едят. А есть ли польза от такой пищи?
Исследования показали, что в хот-доге почти половина ДНП (дневная норма потребления) вредных насыщенных жиров (45%), более трети ДНП (38%) соли, 19% ДНП калорий, 13% ДНП холестерина, 24% ДНП жиров, 15% ДНП углеводов, 1,5 г вреднейших трансжиров.
Важно, чтобы входящая в рацион пища имела высокие органолептические свойства, то есть должную консистенцию, приятный вкус и запах, соответствующий внешний вид, оптимальную температуру. Эти свойства оказывают существенное влияние на аппетит человека и на усвояемость пищи
С целью выявления рациона питания школьников мною была проведена анкета среди пятиклассников и девятиклассников нашей школы. После обработки анкетных данных [3] я пришла к выводу, что вопреки советам диетологов в пищевом рационе девятиклассников удельный вес занимают рафинированные продукты, калорийные животные продукты с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочное масло, жареные блюда, пища, богатая углеводами. Напротив не хватает в пищевом рационе школьников овощей, фруктов, бобовых, рыбы и молочных продуктов, то есть тех продуктов, которые богаты белками, витаминами так необходимыми для растущего организма. Еще один вывод, который я сделала из данного исследования: питание пятиклассников более сбалансированное и разнообразное, чем питание девятиклассников.
Режим питания – важнейшее условие рационального питания. Речь идёт о времени и количестве приёмов пищи, перерывах между ними, распределении рациона (по энергетической ценности, набору продуктов, объёму между завтраком, обедом и ужином).
Пищу следует принимать в одни и те же часы. Это является одним из важнейших условий нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. «Редкие и обильные трапезы – первопричина таких заболеваний, как гастрит, холецистит, панкреатит. Большие порции перегружают организм, приводят к ухудшению переработки и усвояемости пищи», утверждает А. Королев, профессор кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ММА им. Сеченова. Диетологи советуют: перерывы между приемами пищи должны составлять около 4-5 часов, ночной перерыв – не превышать 10 часов. При трехкратном питании пищу следует распределить следующим образом: завтрак 30 %; обед 45 – 50 %; ужин 20-25 % суточной нормы калорий.
Детям и подросткам в промежутках между основными приемами пищи рекомендуются фрукты, ягоды, кондитерские изделия, содержащие легкоусвояемые углеводы (пастила, мармелад).
Определённое значение имеют условия приёма пищи: сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов и т. п. «Кушать надо со вниманием и удовольствием», — говорил русский физиолог И.П. Павлов. При виде красиво оформленной пищи и при ощущении ее запаха выделяется слюна. Хорошему сокоотделению способствует употребление крепких мясных бульонов, отваров овощей, содержащих экстрактивные вещества.
Питание преимущественно бутербродами без так называемых горячих блюд вредно. Эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка. Сладкое непосредственно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит. Прием пищи на ночь нарушает сон, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела.
В результате проведенного мною исследования с целью изучения режима питания школьников, я выяснила, что 64% учащихся 5-х классов питаются 4-5 раз в день. Среди учащихся 9-х классов таковых 14%. Зато 1-2 раза принимают пищу в день 22% девятиклассников, а среди пятиклассников таких нет. Было также выявлено, что 92% пятиклассников завтракают ежедневно, а девятиклассников – 56%. 100% опрошенных пятиклассников и девятиклассников отдают предпочтение выпечке, конфетам, шоколаду, вторым блюдам, а не первым [4] . Очевидное нарушение режима питания школьников, прослеживается тенденция: чем старше учащиеся, тем больше нарушений и в рационе и режиме питания. А это как раз то, что является причиной развития болезней цивилизации: ожирения, гипертонии, атеросклероза.
Результаты проведенных мною исследований по теме «Рациональное питание как фактор сохранения и укрепления здоровья школьника» на примере учащихся нашей школы позволяют мне сделать вывод о том, что многие школьники имеют определенные знания о правильном питании, но при этом не соблюдают режим питания, нарушают основы рационального питания, правила приема пищи. Причины этого я вижу в социальных аспектах: для поддержания рационального питания нужны немалые материальные средства, а также затраты времени и сил, не последнюю роль, на мой взгляд, играют традиции: семейные, национальные. Еще М. Булгаков гениально заметил, что разруха не в клозетах, а в головах; так и проблема здоровья порождена, прежде всего, « кризисом в головах», а не только научно – техническим прогрессом.
Питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечет за собой серьезные последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, ожирение, тормозит физическое и нервно- психическое развитие подростка.
На мой взгляд, каждому человеку надо хотя бы элементарно разбираться в пище, в продуктах, в их использовании. Необходимо не только знать, но и соблюдать основные принципы здорового питания, а они просты и доступны каждому: питание должно быть разнообразным, сбалансированным, регулярным, соответствовать энергозатратам человека.
Всегда нужно помнить о том, что наше здоровье – в наших руках, а правильное питание – залог нашего долголетия!
- Издательский дом «Ридерз Дайджест» 1998 год
«Всё о здоровом образе жизни».
http:// ozdorovi/ ru/
http:// www/ pravilno. com/
http:// www poedim, ru/
- А. А. Покровский «Беседы о питании»
- Л. А. Трушкина, Н. Л. Могильный, В. С. Михайлов «Культура питания и здоровье семьи» Москва «Профиздательство» 1987 год.
- А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов «Гигиена и здоровье» пособие для учащихся. Москва «Просвещение» 2003 год.
Источник