Дети и питание: пищевые привычки и здоровье
Как рацион ребенка повлияет на качество его дальнейшей жизни? Рациональное питание можно с уверенностью назвать важнейшим фактором детского здоровья. Если ребенок питается правильно и разнообразно, получает достаточно витаминов, микроэлементов, белков, жиров, углеводов — это послужит надежной профилактикой ожирения, кариеса, анемии, болезней сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения в настоящем и в будущем.
В то же время российские педиатры отмечают стремительный рост количества детей с избыточным весом и сопутствующими заболеваниями. У детей дошкольного возраста (3–7 лет) почти в половине случаев имеется лишний вес. Среди школьников каждый десятый мальчик и каждая пятая девочка больны ожирением. Важно помнить о том, что здоровые пищевые привычки у ребенка закладываются только в семье. Причем начинать лучше еще до того, как ваш ребенок появится на свет.
Рацион мамы — залог здоровья малыша
Риски ожирения могут передаваться «по наследству»: если мама и папа питаются неправильно, сами имеют лишний вес, то и детям подобных проблем практически не избежать. Особенно важно сбалансированно питаться во время беременности — рацион мамы формирует обмен веществ у ребенка, отвечает за его гармоничное развитие в дальнейшем.
Будущим мамам весьма рекомендуется есть побольше овощей, фруктов, творога, несладких кисломолочных продуктов, нежирного мяса, рыбы и круп (прежде всего гречки и овсянки). А вот с жирным, соленым, копченым, сладким — не злоупотреблять. К тому же малыш знакомится со вкусом еды уже в утробе, где он заглатывает околоплодные воды. Таким образом, вкусовые предпочтения беременной женщины передаются и ее ребенку.
Мамино молоко для самых маленьких
Самое лучшее питание для младенца — материнское грудное молоко. Конечно, бывают ситуации, когда естественное вскармливание по каким-то причинам не получается. Но если проблем нет, то до 1,5–2 лет ребенка лучше кормить грудью. Таковы рекомендации Всемирной организации здравоохранения и отечественных специалистов.
Начиная с шестого месяца вводится прикорм. Делать это нужно постепенно, в соответствии с определенными правилами. Они помогут вовремя приучить ребенка к различным видам продуктов. При знакомстве с новыми блюдами нужно проявить терпение: по одному новому вкусу за один раз. Если чувствуете, что малыш привык к продукту, то можно смело переходить к следующему, но не ранее, чем через 10–14 дней. Если ребенок отказывается, то насильно заставлять его есть не нужно.
Со взрослой едой малыша лучше знакомить позже, чем раньше. Некоторые родители дают пробовать совсем маленьким детям продукты с ярко выраженными вкусами — например, копчености или соленья. Но так у крохи легко сбить вкусовые ощущения, и впоследствии ребенок перестает наслаждаться здоровой едой.
Следим за питанием в детском саду и школе
Педиатры рекомендуют следить за меню ребенка, когда он питается вне дома. В нашей стране государство проводит комплексную работу для того, чтобы питание в образовательных учреждениях было качественным и здоровым. Этим занимается Роспотребнадзор. В 2019 году в 2 800 школах пяти регионов была опробована система мониторинга питания школьников. Исследование с участием 15 тыс. учащихся и родителей учеников 2, 5 и 10-х классов показало, что в меню не хватает овощей, фруктов, жидких молочных продуктов. Более 78 % детей школьного возраста регулярно употребляют сладкую выпечку и газировку, 60 % едят слишком много жира и соли. Часто встречается весьма короткий интервал между временем первого завтрака (дома) и второго (в школе), менее двух часов. Не всегда в шаговой доступности есть питьевая вода.
Принимаются меры, чтобы исправить ситуацию к лучшему. Например, с этого года все ученики начальных классов обеспечены бесплатным горячим питанием, а дома ребенка всегда должна ждать здоровая и вкусная еда. При этом перекармливать своего ребенка в попытках «наверстать упущенное в школе» ни в коем случае не стоит.
Детская полнота — не норма!
Многие взрослые, особенно в самом старшем поколении, рассуждают по привычке: «Подрастет — похудеет». Это миф, причем зловредный и антинаучный. Если ребенок явно имеет лишний вес, нельзя ждать и надеяться на то, что с возрастом «рассосется». Ситуацию желательно обсудить с эндокринологом, выявить причины избыточного веса и скорректировать его. Чем раньше это будет сделано, тем проще и приятнее будет жизнь ребенка.
Так, одной из главных причин прибавления в весе является недостаток необходимых физических нагрузок. Сегодня это нередко связано с увлечением детей электронными игрушками. Они часами могут неподвижно сидеть за разного рода гаджетами. При этом родители зачастую поощряют такие занятия, не задумываясь о том, чем заплатит ребенок за их комфорт и спокойствие. Не забывайте, что активные игры, спорт и прогулки — важнейшая составляющая нормального развития вашего ребенка.
Источник
Особенности детского питания
Ребенок с самого раннего возраста должен правильно питаться. Это одна из главных задач родителей. Правильно составленный рацион питания положительно отражается на здоровье ребенка, его настроении и успехи в школе.
Общая информация
Питание играет немаловажную роль в развитии организма, умственной деятельности. Потребляя только правильную и здоровую еду ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.
По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно. В ином случае могут наблюдаться различные проблемы: отставание в росте и развитии, частые болезни.
Главные принципы правильного рациона питания
Можно выделить несколько основных принципов, которыми стоит руководствоваться не только детям, но и взрослым:
Энергетическая ценность пищи должна в полной мере соответствовать энергетическим затратам в течении всего дня;
Следовать правильному режиму питания;
Нужно позаботиться о сбалансированном и разнообразном рационе питания, чтобы организм получал необходимое количество полезных веществ;
Продукты питания должны проходить правильно обрабатываться. Это позволит добиться приятного вкуса и сохранить питательную ценность еды;
Учет личных вкусовых предпочтений;
Следование санитарным нормам касаемо хранения продуктов питания и их приготовления.
Следуя простым правилам, можно сделать рацион ребенка правильным. Это позволит избежать в дальнейшем множества заболеваний, а также обеспечит организму его правильное развитие.
Особенности детского питания
Вместе с продуктами детского питания организм должен получать необходимое количество полезных питательных веществ.
Белки
Считаются главным строительным материалом, без которого невозможно появление новых клеток, развитие организма и рост. Если в пище не хватает белка, это негативно отражается на иммунитете, может привести к замедленному развитию. С первых дней жизни в рационе малыша должно присутствовать молоко и молочные продукты.
Не менее значимый компонент. Жиры поддерживают и укрепляют иммунную систему, возобновляют затраченную энергию. В жирах содержатся витамины А и Д, которые особенно важны для детского организма.
Углеводы
На углеводы возложена энергетическая функция. Их излишек приводит к ожирению. Дети, которые потребляют большое количество углеводов, чаще остальных болеют.
Витамины
Организм ребенка в большей степени нуждается в витаминах А и Д. Витамин А отвечает за работу эндокринной системы. При нехватке витамина Д может развиваться рахит. Витамины В отвечают за работу головного мозга.
Минералы
В рационе ребенка должна присутствовать пища, в которой содержатся следующие минералы: железо, кальций и йод.
Как организовать правильный режим питания
Рацион школьника зависит от его возраста. Детям школьного возраста нужно питаться как минимум 4 раза на день.
При организации режима питания стоит руководствоваться следующими правилами:
В пище должно содержаться не менее 60% белков;
В рационе должны быть злаки, картофель и хлеб;
Меню должно быть разнообразным и сбалансированным;
Количество углеводов должно в 4 раза превышать количество жиров и белков;
Нужно следовать режиму питания;
Потреблять рыбу минимум 2 раза на неделю;
Каждый день есть свежие фрукты и овощи;
Меню на каждый день также должно включать молочную продукцию;
Жирная пища и сладкое допустимы, но в небольших количествах и не в качестве замены основной пищи;
В меню должны быть свежевыжатые соки.
Детская диета
Если ребенок не страдает от чрезмерного веса и чувствует себя отлично, то готовить еду можно любыми методами. Но количество слишком жаренной пищи стоит свести к минимуму. Меню школьника должно включать вареную, тушеную и запеченную еду. Если у ребенка лишний вес, то жареную еду нужно давать реже.
Для полных деток нужно составить диетическое меню, но при этом питание должно быть разнообразным и сбалансированным. В рационе должно присутствовать побольше свежих овощей, рыбы и молочной продукции.
Родителям стоит знать список продуктов, которые негативно влияют на организм ребенка. Из рациона нужно исключить или ограничить прием следующих продуктов:
Сахар – употреблять в редких случаях и в небольшом количестве. Приводит к полноте;
Продукты с пищевыми красителями и консервантами;
Магазинный майонез, кетчуп и прочие соусы;
Продукты и напитки, в которых присутствует кофеин;
Фастфуд (хотдоги, гамбургеры);
Все эти продукты тяжело полностью исключить из меню, но ограничить их прием вполне реально.
Возможные проблемы из-за несоблюдения режима питания
Если не уделять питанию ребенка должного внимания, то появятся проблемы со здоровьем:
Замедление роста и развития;
Появление лишнего веса;
Гастрит. Часто появляется у детей, который не хотят полноценно завтракать, едят острую пищу и фастфуд;
Отмечается нехватка железа и йода в организме;
Ухудшение общего самочувствия.
Девочки в подростковом возрасте могут сидеть на строгих диетах, желая выглядеть стройной и красивой. Это также негативно отражается на организме.
Молодые парни портят свое здоровье разными гормональными препаратами, чтобы иметь красивое тело.
Таким образом, правильное питание очень важно для детей с самого раннего возраста. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети питались только качественными и свежими продуктами, соблюдая режим питания. Это позволит предотвратить многие проблемы и заболевания.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Авторизуйтесьчтобы оставлять комментарии
Возрастные ограничения 18+
Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности ЛО-77-02-011246 от 17.11.2020 Скачать.
Источник
Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста
Лариса Амельченко
Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста
Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья»
Проблема правильного и здорового питания стоит очень остро. Современный человек все время куда-то спешит, торопится и полноценные домашние обеды и ужины отошли на второй план. Овощи, зелень, фрукты, молочные продукты и рыба используются недостаточно. Люди стали чаще посещать рестораны быстрого питания, где предлагаются блюда с большим количеством жиров и углеводов, перекусывают не фруктами, а чипсами и сухариками, что негативно сказывается на здоровье современного человека
Во все времена любое общество старается все лучшее отдать детям. На сегодняшний день – треть населения Земли – дети, и основной задачей государства является забота о здоровье подрастающего поколения. Здоровые дети – это будущее сильной страны. Статистиками было отмечено, что здоровое поведение всех членов семьи, снижает более чем на 50% риск развитии заболеваний и отклонений в развитии ребенка. Не стоит забывать, что здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. И особое значение принадлежит раннему и дошкольному возрасту. Медиками отмечено, что число здоровых детей уменьшается, а детей-инвалидов становится все больше. Почти у каждого ребенка в возрасте до одного года регистрируется не менее трех различных заболеваний.
Большое внимание педагоги, психологи, медики и ученые уделяют организации детского питания. Сташевской Н. А., Квитковской В. А, Миниой Н. А., Маталыгиой О. А. были изучены особенности питания детей дошкольного возраста. В работах Алямовской В. Г., Алексеевой А. С., Лещенко М. В., Конь И. Я. рассмотрены вопросы организации рационального и сбалансированного питания дошкольников.
Рациональное питание, которое отвечает всем физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает адаптационные возможности организма. В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и сотрудников детского сада.
Анкетирование родителей воспитанников выявило ряд проблем: недостаточное соблюдение норм правильного питания, культуры прием пищи (просмотр телепередач, использование столовых ножей при приеме пищи, дети не всегда соблюдают правила поведения за столом, плохо знают названия блюд, недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволило нам сделать вывод о том, что в семейном воспитании проблеме формирования культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание.
Цель нашей работы: Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового ребенка.
1. Сформировать у детей понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья.
2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах.
3. Познакомить детей с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов.
4. Познакомить с правилами современного этикета.
5. Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи.
6. Обучить детей культуре питания.
7. Способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье.
8. Развивать познавательную деятельность, творческие способности.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем в современных условиях жизни. То есть ребенок должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей. Для решения данной проблемы мы провели анкетирование, консультации, семинары для педагогов ДОУ.
Для реализации поставленных задач нами был составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей, в котором отображена непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность и работа с семьями воспитанников.
Воспитатели разработали презентации «Витамины на грядке», «Как правильно сервировать стол»; создали картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок, физминуток и экспериментов.
Педагоги ДОУ обновили наглядный и демонстрационный материал. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола, складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по сервировке и украшению стола, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи. Совместно с детьми и семьями воспитанников были созданы дидактические игры «Ужинаем дома», «Посуда для кухни», «Выбери полезные продукты».
Большое внимание уделили обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатели средней и коррекционной группы в уголках дежурства обновили схемы дежурства, правила сервировки, поведения за столом, форму для дежурства (фартучки, колпачки, косынки). Пополнили уголки современными атрибутами для сервировки стола.
Разработанные методические материалы позволили в доступной для детей форме познакомить с основами рационального питания, как составной части образа жизни, обучить навыкам и принципам правильного питания.
Проводя работу по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи педагогами использовались следующие методы и приемы.
Методы Задачи Приемы
словесные методы Рассказ педагога Создавать яркие, точные представления Риторические вопросы; обмен мнениями; беседа до и после рассказа; рассматривание наглядных материалов
Рассказы детей Совершенствовать знания, умение передавать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний Вопросы, напоминания, соучастие воспитателя, анализ, оценка
Беседа Уточнение, коррекция знаний, их обобщение,систематизация: развитие умений участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредоточиваться Рассматривание наглядных материалов, вопросы, моделирование, задания на сравнение, обобщение, пояснение, объяснение, самооценка результатов деятельности, показ, оценка педагога
Предварительная беседа Знакомство с новыми знаниями, оживление знаний, пробуждение интереса к новым знаниям
Итоговая беседа Систематизация знаний, углубление, осознание
Индуктивная беседа Воспроизведение фактов, анализ, установление связей, обобщение
Дедуктивная беседа Соотнесение рассматриваемых явлений с понятием, выделение существенных признаков, понятий
Чтение художественного произведения Расширение, обогащение знаний детей, формирование способности к восприятию, пониманию прочитанного Чтение произведения по книге или наизусть, рассказывание, инсценирование, заучивание наизусть
Наглядные методы Наблюдение Формирование основного содержания знаний, развитие наглядно-образной, наглядно-действенной формы мышления, речи Показ способа действий, показ образца, показ предметов, демонстрация картин, иллюстраций, использование ТСО, вопросы, обсуждение
Распознающее наблюдение Формирование знаний, связь наблюдаемого объекта с другими
Преобразующее наблюдение Знания о строении, процессах, их динамике
Репродуктивное наблюдение Изучение состояния организма, устанавливаемое по отдельным признакам
Распознающее наблюдение Формирование первоначальных представлений, обобщение, систематизация знаний, формирование основных умений: наблюдение, понимание задачи, сосредоточение восприятия, использование поисковых, исследовательских действий
Преобразующее наблюдение Сопоставление данного состояния с предыдущим; осуществление процесса сравнения на основе представлений, памяти; умение выделить признак, подтверждающий изменения; формирование элементов диалектического мышления
Репродуктивное наблюдение Совершенствование имеющихся знаний, формирование умений использовать знания, применять их при решении практических и познавательных задач
Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем Уточнение, обогащение представлений, обогащение словаря; формирование наглядных образов, восприятие которых в жизни обеспечить невозможно; обогащение, систематизация словаря, развитие связной речи Вопросы, образец рассказа, задания творческого характера
Слайды, диафильмы, кинофильмы Расширение знаний; развитие речи, формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно, знакомство с явлениями, происходящими длительное время Вопросы, обсуждение, повторный показ, рассказ, объяснение, художественное слово, рисование на темя, близкие к их содержанию
Практические методы Упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие, речевые) Овладение разными способами умственной деятельности, формирование валеологических и практических навыков, умений, совершенствование и укрепление познавательной активности Многократное повторение умственных и практических действий
Игровой метод Использование, применение имеющихся знаний, их совершенствование, систематизация знаний, развитие, совершенствование познавательных процессов, сосредоточенности, внимания, точности, быстроты припоминания, наглядно-образного мышления Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация
Элементарные опыты Преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств, установление связей между ними, причин изменения, формирование сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, формирование способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы Вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи
Моделирование Создание моделей, их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов Вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи
рование Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, умение обследовать предмет, формирование сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, формирование способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы Указания, рисунки, сравнения, таблицы, анализ результатов, решение познавательной задачи
Работа с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи предполагает различные формы работы: познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины. В ходе образовательной деятельности (экскурсии, занятия, игры) знакомили с правилами и принципами питания: дети узнали о правилах сервировки, узнали о том, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. В свободной деятельности (во время игр и продуктивной деятельности) закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.
Педагогами были разработаны проекты: в младшей группе – «Витаминная радуга», в средней группе – «Чудесное зернышко», в коррекционной группе – «Здоровое питание», «Витамины в тарелке». В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у детей повысился уровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания.
Предложенные нами темы занятий: «Если хочешь быть здоров», «Вкусная каша», «Еда для сильных», «Хлеб – всему голова», «Полезные продукты», «На вкус и цвет товарищей нет», «Красиво и правильно накроем стол», «Правила поведения за столом», способствовали решению поставленных задач и затрагивали все стороны и принципы правильного питания.К детям приходили сказочные герои: Айболит, Фиксики, Незнайка, Витаминка и превращали занятие в игру, увлекали детей, которые старались помочь своим любимым героям, через путешествия по разным сказочным странам, где экспериментировали, изучали и мастерили.
На практических занятиях дети учились сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, праздничный ужин, учились пользоваться столовыми приборами, вести беседу за столом
В рамках непосредственно образовательной деятельности для повышения интереса детей использовались экскурсии на пищеблок, презентации; дети отображали свои знания в художественно-творческой деятельности, на занятиях по развитию речи.
Для формирования навыков правильного и безопасного питания, ознакомления со свойствами продуктов, воспитателямибыли подобраны познавательные мультфильмы: «Жила была Царевна» (серии «Про еду», «Замарашка», «Откуда берется еда», «Ми-ми-мишки» (серия «Несовременная еда», «Пчелка Умняша» (серия «Полезные и вредные продукты», «Фиксики» (серии «Витамины», «Микробы», «Взбитые сливки», «Консервная банка»). Работу по просмотру мультфильмов строили по принципу сочетания наглядного материала и беседы. Воспитатель создавал проблемную ситуацию, например «Как сделать масло?» или «Что будет, если есть много сладостей?», далее шел просмотр мультфильма. Следующий этап — беседа, обсуждение, подведение итогов.
Созданные педагогом проблемные ситуации, побуждали детей искать правильный ответ.Для этого использовалась экспериментально-познавательная деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Сколько жира в чипсах?», «Как соль влияет на рост растений?», «Фокусы с кока-колой», «Как заварить чай?», «Молоко, молочные и кисломолочные продукты». Проведенные эксперименты были захватывающими и интересными, помогли узнать много нового, дети научились проводить эксперименты, проявляя самостоятельность, творческий подход и ответственность.
Досуги «Путешествие в страну каш» (в средней группе, «Страна Витаминов» (в младшей группе, викторина «Что? Где? Когда?» (в коррекционной группе) способствовали закреплению знаний о важности правильного питания, соблюдения гигиенических требований, о правилах сервировки.
Знакомство с художественной литературой способствовало обогащению словарного запаса детей, воспитанию культуры поведения за столом, помогло приобщить к народному фольклору, дети научились быть вежливыми, гостеприимными, формировались культурно-гигиенические навыки, знания о русской национальной кухне.
Одной из форм привития культуры питания является дежурство. Работу по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой у детей второй младшей группы начинали со второй половины года. Одев фартуки и колпачки,дети помогали накрывать на стол к обеду: раскладывали ложки, расставляли хлебницы (без хлеба, тарелки, чашки. Воспитатели учили детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела.В средней группе каждый дежурный полностью накрывал на один стол: раскладывал индивидуальные салфетки, вилки, ложки, хлебницы, салфетницы, чашки и тарелки (с раздаточного стола). Воспитатели учили детей правильно сервировать стол. В коррекционной группе (старший дошкольный возраст) во время дежурства по столовой дети помогали младшему воспитателю накрывать на столы, закрепляя ранее полученные знания по сервировке столов, соблюдению гигиенических требований. Руководство воспитателя было направлено на предупреждение ошибок и исправление, если они были допущены. Для этого воспитатель просил дежурных вспомнить, что необходимо сделать и в какой последовательности. Если дети затруднялись, то педагог обращал внимание на схемы. По окончании работы, дежурные проверяли правильность сервировки стола, анализировали опущенные ошибки.
Большое внимание уделялось формированию навыков культуры приема пищи. Перед обедом проводились беседы о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсуждалось меню. Воспитатели использовали художественное слово, стихи, пословицы и поговорки. Накрывая на столы, делался акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник. Во время приема пищи воспитатели следили, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не класть, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.
Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, мы широко использовали данный вид деятельности.Широко использовались дидактические игры: «Приготовь салат», «Свари компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу», которые способствовали знакомству детей с особенностями приготовления блюд, помогали выявить полезность продукта, вызывали интерес к разнообразным вкусам блюд.
Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Семейный ужин», «День рождения куклы Кати», «Кафе», «Магазин» помогали отработать полученные навыки сервировки стола, правил поведения, составление дневного рациона. Дети в играх опирались на свой опыт, традиции семей.
Формирование навыков правильного питания невозможно без взаимодействия с семьей. Большое внимание было уделено работе с родителями воспитанников по вопросу организации питания детей. Педагоги информировали родителей с примерным десятидневным меню, принципом его составления, рецептами блюд, вели активную пропаганду здорового питания, соблюдения правил столового этикета.
С родителями проведены консультации, родительские собрания «Важность правильного питания», «Как накормить малоежку», на которые приглашались медицинская сестра и шеф-повар детского сада; круглый стол «Что мы едим дома». В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании: «Как красиво оформить детские блюда», «Рецепты блюд», «Особенности питания детей», стенгазета «Наш выбор – здоровее питание», изготовленная детьми.
Наш детский сад расположен в поселке «Цементников», и достаточно много родителей работает на Цементном заводе. Об организации обедов на производстве рассказывали мамы и папы, работающие на МЦОЗ. Дети коррекционной группы съездили на экскурсию в заводскую столовую, где познакомились с блюдами, узнали об особенностях питания рабочего.
Родители привлекались к участию в проектах: дети вместе с родителями дома готовили, фотографировали процесс приготовления, участвовали в выставке рисунков «Мое любимое блюдо», создании фото-коллажа «Готовим вместе с мамой». Дети дома с родителями изготовили альбомы рисунков, рецептов блюд, фотоальбомы, поделки по теме «Полезные продукты».
Результатом проведенной работы стало:
1. Сформирована потребность в здоровом питании и здоровом образе жизни.
2. Сформированы знания о пользе витаминов, находящихся в продуктах.
3. Развито чувство ответственности за свое здоровье.
4. Дети научились выбирать полезные продукты.
5. Усовершенствовались навыки сервировки стола.
6. Развито бережное отношение к народным традициям питания.
7. Повысился уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросах здорового питания в семье.
8. Сформированы основные понятия рационального питания.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о результативности проведенной работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста.
1. Доскин В. А.Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/ В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 2002. – 110 с.
2. Мартынов С. М.Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ.врача-педиатра: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
3. Организация детского питания в дошкольныхобразовательных учреждениях: произв. -практ. изд. : в 3 ч. / сост. Т. В. Шипова; под ред. Н. В. Дорогиной. –Ч. 1. – Магнитогорск, 2001. – 400 с.
4. От рождении до школы. основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 368 с.
5. Тарасова Т. А., Власова Л. С.Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М. : Школьная пресса, 2008. – 80 с.
«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.
Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста Формирование основ правильного питания и здоровьесберегающих технологий у детей старшего дошкольного возраста Автор: Чумак Елена Вячеславовна.
Опыт работы по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подготовила: Гнусенкова Елена, воспитатель МДБОАУ № 71 «Лучик» г. Орска Цель: Формирование игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.
Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.
Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания — основа ЗОЖ». Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания – основа ЗОЖ». Задачи: 1. Познакомить детей с понятием, что.
Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Тема: Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Подготовила: воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н. Актуальность Когда.
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (опыт работы) Завалишина Елена Викторовна воспитатель.
Памятка для педагогов «Алгоритм организации приема пищи» 1. Младший воспитатель встречает дежурных. 2. Дежурные и младший воспитатель моют руки. 3. Младший воспитатель протирает столы, а дежурные.
Проект Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища — здоровые дети» ПРОЕКТ Формирование культуры здорового питания детей дошкольного возраста на примере проекта «Здоровая пища — здоровые дети» Тема: «Здоровая.
Источник