Урок технологии в 5 классе по теме «Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineral.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по материальной технологии
Тема «Физиология питания.
Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
I. Организация урока.
1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания .
Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.
- Что вы знаете о витаминах?
- Для чего они нужны человеку?
- Где они находятся?
- Что такое питаться по сезону?
- Кто открыл витамины?
- Соль это враг или друг?
- Могут ли витамины быть вредными?
- Что такое кремний?
- Всегда ли полезно молоко?
- Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?
III. Изучение нового материала.
Краткая история открытия витаминов.
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH 2 ) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.
Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.
Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.
Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.
Такое питание приводило к заболеванию цингой. Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.
Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.
В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания, такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.
В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.
В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.
В 1935 году датский ученый Дам выделил витамин К, способствующий свертыванию крови.
В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В 6.
В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.
В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.
В 1948 году Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В 12 . Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.
В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин В 15.
Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.
Значение витаминов в жизнедеятельности организма.
Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.
Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.
В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами . Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д
Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.
Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией .
Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме. Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме, диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ .
У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии равновесия.
Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.
Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.
Пример : при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.
Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм витаминов происходит нарушение питания тканей.
Пример : при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. ( Очень ценно ).
В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.
Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами. Функция каждого витамина может быть многообразной.
Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.
Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение организмом ряда витаминов и на их обмен.
Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.
Витамины принимают участие в углеводном обмене
Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.
Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.
Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.
Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках .
Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.
В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К 1, К 2, К 3, D 2, D 3, В 1, В 2, В 6, В 12 и так далее.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями. Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В 1 (тиамин), витамин В 2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.
Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.
Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека. Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.
Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.
Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).
Никакой организм не может существовать без кремния……
В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.
Источник
Общие сведения о пище и витаминах
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
урок технологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_obshchie_svedeniya_o_pitanii._vitaminy.doc | 67.5 КБ |
prezentatsiya_obshchie_svedeniya_o_pitanii._vitaminy.ppt | 760 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общие сведения о пище.
1) познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;
2) научиться правильно выбирать способ обработки продукта для повышения качества питания;
3) воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: таблица «Состав пищевых продуктов»
Словарь: белки, углеводы, жиры, витамины, рациональное питание, минеральные вещества, пища.
- Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Повторение изученного материала
Учащиеся отвечают на вопросы по технике безопасности и правилах поведения на уроках «Технологии»
Учащиеся отвечают, дополняя ответы других участников.
Учитель. Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и её разумному потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости, красоты. Эти наблюдения не теряют своего значения и в наши дни. Почему же без пищи мы не можем прожить? Как же правильно питаться, чтобы быть здоровым на долгие годы? Ответы на эти вопросы вы узнаете сегодня на уроке.
- Изучение нового материала
Общие сведения о пище
1. Значение питания в жизни человека
Учитель. Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.
И, наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.
Название основных биологически активных веществ вам хорошо известно. Можете ли вы назвать его сразу? Нет? Тогда вспомним этот термин, сыграв в «Поле чудес».
Учащиеся называют по очереди букву и, если эта буква есть в слове, пытаются назвать отгадываемое слово — витамины.
- Состав пищевых продуктов
Учитель. Питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.
Белки представляют основу элементов клеток. Несмотря на то, что белки составляют 1/5 часть человеческого тела, организм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным источником образования белков в организме являются белки пищи. Поэтому белки являются совершенно незаменимыми в ежедневном питании человека в любом возрасте. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка детский организм. Белковая недостаточность приводит к задержке, а затем к полному прекращению роста, вялости, похуданию, малокровию и т.д. Сколько же белка необходимо ежедневно человеку? Это зависит от возраста, трудовой деятельности и др.Так, например, 5-7 летнему требуется 3,5 грамма белка на один килограмм веса ежедневно, а взрослому человеку примерно 1,1-1,3 грамма белка на килограмм веса тела.
Жиры в организме выполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав клеточных структур. Высокая калорийность жира позволяет организму существовать даже при полном голодании в течении нескольких недель.
Принято считать, что в рационе здорового человека около 30% общей калорийности пищи должны составлять жиры. Это означает, что человек должен съедать 80-100 граммов жира в день. Кажется много, ведь мы не съедаем столько жира в чистом виде. Но тут важно знать, что жир входит в состав всех продуктов. Богаты жиром мясо и рыба, сыр и печенье и т. д.
Углеводы. В течение дня человек потребляет углеводов гораздо больше, чем других пищевых веществ. Главная функция, которую выполняют углеводы, — снабжение организма энергией. Потребность в углеводах в очень большой степени зависит от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше, чем у людей умственного труда, и зависимости от этого потребность в углеводах может варьироваться от 300 до 900 граммов в сутки.
Минеральные вещества — совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания. К минеральным веществам относятся, например, поваренная соль, соли кальция, железо и др. Больше всего человек потребляет поваренной соли. Какова же потребность человека в соли? Всего 10-15 граммов поваренной соли требуется человеку ежедневно. 3-5 граммов содержится в натуральных продуктах, 3-5 граммов в хлебе, остальные 3-5 граммов используются при приготовлении пищи. Но избыточная соль вредна, так как загружает ненужной работой сердце и почки.
Из 3,5 кг минеральных солей, содержащихся в организме взрослого человека, более килограмма приходится на долю кальция. Примерно 98 процентов кальция содержится в костях и зубах. Вот почему организму растущего ребёнка совершенно необходимы дополнительные количества кальция. Его потребность составляет 1-1,2 грамма в день. Лучшим источником кальция является молоко. Практически 0,5 литра молока или 100 граммов сыра удовлетворяют суточную потребность в кальции.
Витамины — незаменимые вещества пищи, действующие на организм в минимальных количествах. В настоящее время известно несколько десятков витаминов: А, В, Д, С, Р, Е, К и др.
Длительное отсутствие витаминов в пище приводит к характерным заболеваниям, получившим названия авитаминозов. При этом человек быстро утомляется, у него падает сопротивляемость организма против простудных и инфекционных заболеваний.
4. Работа с учебником
А. Проверка усвоения темы. А теперь открыть учебники изучить таблицу №4 (учебник, с.57), повторяя название и полезность питательных веществ и знакомясь с содержанием этих веществ в разных продуктах питания.
Закрепление. Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ.
1 карточка: Углеводы. Белки.
2 карточка: Жиры. Витамины.
3 карточка: Минеральные вещества. Вода.
Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.
Время обдумывания 7 минут.
Учитель. Вся жизнь человека связана с питанием. Для поддержания здоровья человеку требуется пища строго определённого качества. Состав пищи зависит от многих условий: характера труда, времени года, возраста, пола и т.д.
Рациональное питание состоит из трёх принципов: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи.
Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. При длительном избытке энергетической ценности пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира, что приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.
Второй принцип рационального питания- разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. И всё многообразие складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Важно также помнить о витаминах, занимающих особое место в питании. Отсюда возникает непобходимость максимально использовать в повседневном питании натуральные продукты- носители витаминов (овощи, фрукты, рыба и т.д.)
Третий принцип — режим приема пищи. В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа:
А. постоянство приёма пищи по часам суток.
Б. дробность питания в течение суток.
В. Максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приёме пищи.
Г. Правильное распределение количества пищи по её приёмам в течение дня.
А. Каждой группе задание: три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи. Описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.
Б. Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.
1. Заключительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы на уроке рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое, отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.
Питание-это основа жизни. Рациональное питание- залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.
2. Подсчёт баллов. Выставление оценок.
3. Домашнее задание. К следующему уроку к теме: «Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей» принести форму: фартук, косынка.
Источник