—> МБДОУ «ДС № 1» —>
Программа «Здоровье» В.Г. Алямовской
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:
1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).
2. Охрана и укрепление здоровья детей («Труппы здоровья»).
3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»). Программы познавательного развития дошкольников
Задачи программы:
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие физических качеств;
— создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
— выявление интересов, склонностей, способностей
— приобщение к традициям большого спорта
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» (В. Г. Алямовская)
Программа представляет комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного.
Программа включает четыре направления:
1. Физическое здоровье— программа «Группы здоровья».
2. Психологическое благополучие— программа «Комфорт».
3. Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».
4. Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Созданию программы «Группы здоровья» способствовали результаты проведенного исследования, которое убедило коллектив в том, что по общепринятой программе физического воспитания, рекомендованной «Программой воспитания и обучения в детском саду», не реализуется потребность детей в движении.
Автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась дет
Итогом пятилетней работы с 1985 по 1990 год явилась программа «Группы здоровья» — это комплексная система физического воспитания детей, которая рассчитана на все
возрастные группы детей.
При разработке новой системы физического воспитания автор руководствовалась результатами исследований лаборатории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.
Задачи программы:
• укрепление здоровья;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей, способностей;
• приобщение к традициям большого спорта.
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.
В первом разделе представлены организация и методика проведения разных вариантов физкулътурно-оздоровителъных мероприятий:
• утренняя гимнастика (в виде подвижной игры, танцевально-ритмической гимнастики, спортивной тренировки смешанного типа, на тренажерах, на полосе препятствий, оздоровительный бег на воздухе);
• физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тренажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игровое);
• гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздоровительный бег, лечебно-восстановительная, музыкально-ритмическая).
Автор уделяет внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе (из 4-х занятий одно проводится в зале), что позволяет создать оптимальный двигательный режим. Отличительная особенность планирования утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.
В приложении описана система обучения детей группы раннего возраста основным видам движений в течение года.
Во втором разделе раскрывается организация лечебно-профилактической работы. Здесь представлены план лечебно-профилактических процедур в течение года, система закаливания в каждой возрастной группе, требования, предъявляемые к одежде детей при проведении занятий на воздухе, в группе.
В третьем разделе кратко представлена диагностика физического развития, поскольку автор ссылается на рекомендации программы «Радуга». В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.
В четвертом разделе программы уделяется внимание воспитанию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В разделе перечисляются основные направления воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.
В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Источник
Программа Алямовской «Группы здоровья»
презентация на тему
Презентация программы Алямовской «Группы здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovye.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антинаркогенная программа поможет решить вопросы профилактики употребления психоактивных веществ старшими дошкольниками.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад Компенсирующего вида № 67 «Надежда»город Набережные Челны РТ План-программа«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»по формированию осо.
ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ,СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКИ ДЕТЕЙ.
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра.
Формирования знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к здоровью и интереса к занятиям физической культуры.
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об.
Цель: Развивать познавательную активность, учить работать в коллективе, принести детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Ведущий: Живут на одной улицеЧистюлька и ГрязнулькаЧистюльк.
Источник
Схемы здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал на тему
Педагогические и психологические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей.
Модель ежедневной системной работы по физическому воспитанию
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
(В. Г. Алямовская)
«Основы безопасности дошкольников»
автор Ананьев В.А.
Формы организации здоровьесберегающей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no5.doc | 36 КБ |
prilozhenie_no_14.doc | 84 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 122 КБ |
prilozhenie_no_4.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические и психологические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа представляет комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного.
Автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась дет
Итогом пятилетней работы с 1985 по 1990 год явилась программа «Группы здоровья» — это комплексная система физического воспитания детей, которая рассчитана на все
возрастные группы детей.
При разработке новой системы физического воспитания автор руководствовалась результатами исследований лаборатории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.
Задачи программы :
• укрепление здоровья;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей, способностей;
• приобщение к традициям большого спорта.
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа
«Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста»
Цель программы » Расти здоровым , малыш!» — создать условия в детском учреждении, при которых возможно полное удовлетворение основных потребностей ребенка, сохранение его физического и психического здоровья, становление полноценной личности.
Программа включает следующие разделы:
— система комплексных мероприятий, направленных на сохранение, укрепление, формирование, физического здоровья ребенка;
— обеспечение психологической безопасности личности;
— развитие различных видов восприятия у ребенка раннего возраста;
— организация пространственной предметно-развивающей среды.
Программа адресована педагогическим и медицинским работникам, обслуживающему персоналу ДОУ, родителям .
«Основы безопасности дошкольников»
автор Ананьев В.А.
Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности..
В программе «Основы безопасности дошкольников» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что детей нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться.
Пути решения задач:
прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия,
использование эмоционально- привлекательных форм.
Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Программа «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Автор программы: Н. Н. Ефuменко, кандидат педагогических наук, доцент.
В программе автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Чем коренным образом система Н. Н. Ефименко отличается от других в 10 профессиональных заповедях:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о тaк называемых общеразвивающих упражнениях – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников, играя оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.
6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создавай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции..
Источник
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
Алена Яковлева
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
Наше дошкольное учреждение реализует программу «Радуга», цель программы — это сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.Одна из главных задач: создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
К определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. В соответствии с ним Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.
Комплексная система оздоровительной работы в дошкольном учреждении должна в принципе соответствовать «пирамиде здоровья общества». Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.
Наши воспитанники, дети дошкольного возраста, еще только, если можно так выразиться, «учатся» нравственности. И она не может в полной мере служить основой их здоровья. Поэтому Вера Алямовская предлагает несколько иную «пирамиду здоровья воспитанников дошкольного учреждения» выстраивает её таким образом. Поскольку в дошкольное учреждение изначально принимаются в психическом плане здоровые дети, то фундамент пирамиды это обеспечение психологического благополучия ребенка.Затем идут надстройки: обеспечение физического здоровья, обеспечение ментального здоровья, обеспечение духовного здоровья и, наконец, обеспечение нравственного здоровья как вершина этой пирамиды.
Каждое направление оздоровительной системы «пирамиды здоровья дошкольника» обеспечивается через реализуемую программу и условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Обеспечение психологического благополучия реализуется через среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, совместную образовательную деятельность, досуг.
В нашем дошкольном учреждении созданы «уголки уединения» – это зоны для психологической разгрузки.
Уголки «Моё настроение», «Мир моих эмоций» «Мешочки настроения» «Веселые перчатки» — в них воспитатель может отследить эмоциональное состояние каждого ребенка, а ребенок учится осознавать свое эмоциональное состояние.
Игры «Коробочка примирения» — это один из способов примирения после ссоры.
«Раз, два, три – в окошко посмотри!» — это вид эмоциональной гимнастики для детей.
«Зеркальный кубик» — он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж.
9 «Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» — знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций.
«Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» — направлены на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.
Компонент «Здравствуйте, я пришел» — размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
Игры с водой являются прекрасным закаливающим средством, но еще большее значение они имеют для профилактики психоэмоционального напряжения.
Игры с песком и крупой развивают речь и воображение детей, помогают детям справиться со страхами.
«Машина времени» — помогает ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.
«Сухой дождь» — снимает психологическое и физическое напряжение.
Сюжетная игра – это основной вид деятельности дошкольника, в игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
Обеспечение физического здоровья — это организация питания, закаливания, обучение движениям, создание условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно-профилактической работы, а также система приобщения к культурным традициям спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья – воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.
В ДОУ созданы уголки «Здоровья», «Растишка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» — благодаря им ребенок осваивает практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедряет знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.
Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.
Уголок «Какие мы разные», «Я и мой папа», «Я и моя мама» — создан для формирования устойчивых представлений о своей половой принадлежности, для создания целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки, для обогащения представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, для формирования эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.
Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через развитие предприимчивости (способность искать нестандартные методы решений, выдумывать свои способы и средства деятельности, понимать, что такое мастерская работа, и стремиться «стать мастером»). Развитие логического и бескорыстного мышления; способностей к коллективной мыслительной деятельности и индивидуальной рефлексии.
Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества.
Уголки экспериментирования – в них ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
Детское коллекционирование «Сокровищницы» — в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.
Проекты «Исследователи почвы», «Династия музыкантов» — способ самостоятельного поиска ответа на возникшую проблему, средство интеллектуально-творческого развития детей.
«Желанница», «Кукла желаний» — ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле он загадывает свое желание.
Духовное здоровье воспитанников формируется в ходе приобщения детей к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего, дети знакомятся с народными ремеслами, культурой и традициями своего края, специфику ремесел других регионов.
В группах созданы уголки народного быта – знакомят дошкольников с различными формами культуры, поддерживают у детей интерес к познанию жизни своих предков, формируют нравственно-патриотические чувства и развитие художественно-творческой активности детей.
Выставка «Чугунное кружево» — знакомит детей со своеобразной отраслью русской художественной промышленности, в которой, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя.
Обеспечение нравственного здоровья личности направленное на становление у детей начало этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения.
«Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство»— воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
В совместной образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ используют здоровьесберегающие технологии, а в самостоятельной деятельности создают условия для их применения. Здоровьесберегающие технологии подразумевают обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса, психологическую безопасность детей, а также приобретение ими элементарных знаний о строении и функциях своего организма.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся, такие технологии как:
Динамическая пауза (физминутки, пальчиковые игры, логоритмическая гимнастика, телесные игры) — предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Минутки здоровья – (массаж, самомассаж, гимнастика для глаз).
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Хороводные игры – в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление, социальные контакты.
Релаксационные упражнения – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Бодрящая гимнастика – её цель сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.
Технология эстетической направленности – привитие детям эстетического вкуса через музыкальные произведения, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, красоту природы.
Дорожка здоровья — обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:
Физкультурное занятие – оно нацелено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Утренняя гимнастика – важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурные праздники и досуги – приносят радость, дают душевную и физическую разрядку.
Мы стараемся, чтобы микросреда нашего дошкольного учреждения отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но также и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых с детьми в коллективе сверстников.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Проект по летней оздоровительной работе с детьми младшего возраста «Вот оно какое, наше лето!» Проект » Вот оно какое наше лето!» Цель: создание максимально эффективных условий для организации работы, направленной на охрану и укрепление.
Источник