Меню

Песочная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Светлана Агамалиева
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.

Начало занятий с песком. Положите ладони на песоки расскажите ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно.

Примеры некоторых упражнений

1. «Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

• Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

• Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

• Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Упражнение «Песочный дождик» (по Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослы сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

17. Игра «Кто это был?» (по Р. Г. Голубевой). Психолог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

18. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке

Читайте также:  Пекинес проблемы со здоровьем

— та-ка-па — па-ка-та — га-ба-да — по-бо-по — пу-бу-пу.

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

19. Упражнение «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

Использование песочной терапиидает положительные результаты:

• у детей значительно возрастает интерес к занятиям;

• ребёнок с ОВЗ чувствуют себя более успешными;

• на занятиях нет места монотонности и скуке;

• ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;

• на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям.

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапияможет применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки,маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными.

Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Как правило, это классическая музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ.

Источник

Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Светлана
Опыт работы «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

«Использование песочной терапии

в работе с детьми с ОВЗ»

г. Москва ГКУ ЦССВ «Маяк»

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» Ушинский КД.

Работая в ЦССВ, используя разнообразные методы и приемы, новые педагогические технологии я остановилась на пескотерапии не случайно. Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.

Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.

Перед нами стоят вопросы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассматриваем это как предмет комплексного анализа. Мы стараемся использовать вариативность как ведущую тенденцию совершенствования системы помощи детям с ОВЗ и умственной отсталостью.

У наших детей более всего проявляется сенсорная, материнская и социальная депривация. Это отрицательно влияет на развитие детей, их коммуникативные навыки, а это является одной из основных составляющих эффективной социализации детей о ОВЗ и умственной отсталостью.

Читайте также:  Молитва что бы у человека здоровье

С целью успешной коррекции наших детей мы используем в своей работе наряду с традиционными методами и приемами новые педагогические технологии, в частности пескотерапию.

Песочная терапия это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый.

Обычная картина- ребенок увлеченно копается в песке. Естественную тягу детей к песку давно заметили психологи и решили использовать ее для развития малышей и помощи им в сложных житейских ситуациях.

Впервые принцип песочной терапии (sand-play) был предложен Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что песок символизирует жизнь, а отдельные песчинки — людей и других живых существ. Идея понравилась психологам и педагогам и стала разрабатываться дальше. В 30-е годы ХХ века игры с песком использовались для терапии маленьких пациентов Лондонского института детской психологии. Дети строили «волшебные страны», используя поднос с песком, маленькие игрушки, формочки и совочки, выкладывали на песке картины из шишек и орехов или инсценировали сказки, рисовали сухим песком на бумаге. Сейчас sand-play используется многими детскими психологами и как один из вариантов детской психотерапии, и как способ диагностики состояния малыша.

Песочная терапия — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на решение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессия воспитанников.

Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмперическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арттерапевтического и игротерапевтического подходов.

В качестве основных материалов мы используем песок, воду и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагаем создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок умеющий говорить дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу. Педагог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу, фиксирует композицию на фото, подробно записывает рассказ ребенка. Это необходимо для дальнейшей работы.

Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию взрослого, работающего с ребенком. Композиция, построенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Игры с песком в моей практике помогают малышу:

— снять состояние тревожности (Хаос)

Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка, попавшего в ЦССВ. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния ребенка и освобождение от него.

Ребенок может что-то построить из песка, затем разрушить, а потом построить заново. Такие действия позволяют ребенку понять, что нет ничего такого, что было бы непоправимо сломано. На смену старому всегда приходит новое. Многократное повторение такой игры помогает ребенку без страха и тревоги смотреть в завтрашний день.

«отыграть» проблемные ситуации (Борьба)

В песочницупереносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности.

Наши дети не владеют речью, чтобы рассказать, что их беспокоит. И даже если мы взрослые знаем о проблемах малыша, у нас не всегда находятся слова для преодоления сложностей. И тут на помощь приходит песок! Наши дети опускают в песок руки, пересыпают его, разыгрывают со взрослыми различные сюжеты. Ребенок переносит на песочницу свой внутренний мир.Взволновать малыша может что угодно: смена группы, конфликты

с другими детьми. Предлагаем ребенку проиграть похожую ситуацию на песочном поле, но с вымышленным персонажем — маленьким мишкой, щенком или котенком и ребенок успокаивается, становится позитивным.

— измениться самому (Гармония)

Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие. Внутреннее «проживание» игры с песком позволяет ребенку достичь изменений и в себе самом. Часто дети, испытывающие трудности в общении с другими малышами, выстраивают высокие стены около песочных домиков. Мы предлагаем малышу сделать дверь в стене, чтобы к нему в гости смогли приходить друзья. Повторив такую игру несколько раз, мы замечаем, что ребенок станет более открытым и общительным.

Песочная терапия позволяет использоватьсовременные образовательные технологии:

1. Технологию исследовательской деятельности.

2. Игровую технологию.

4. Личностно-ориентированную технологию

5. Технологию проблемного обучения

6. Технология развивающего обучения

Кроме этого пескотерапия позволяет гармонизировать внутренний душевный хаос,господствующий в душе ребенка посредством:

— возвращения его в состояние играющего, свободно творящего ребенка;

проработка психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

-отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;

— расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;

— изменения отношений к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

— укрепления или пробуждения доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

Мы в своей работе используемследующие принципы игр с песком:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.

Читайте также:  Какие обои могут быть вредными для здоровья

2 «Оживление»абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.

3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.

Мы начинаем работус песком с простых упражнений:

1. Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.

2. Делаем те же движения ребрами ладоней и рассматриваем с ребенком разницу в оттисках, даем ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Стараемся не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения. Поощряем и хвалим детей.

3. Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

4. Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены

5. Раскрытую ладошку ребенка кладем на песок и малыш закрывает глаза. Затем насыпаем песок на пальчик, а ребенок должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

6. Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.

7. Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делаем это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Задаем ему наводящие вопросы. Какой песок? Влажный? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.

8. Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

9. Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями. Для ливня можно использовать детское ведерко. Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

10. Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.

Занимаясь с детьми пескотерапией, мы отметили заметную положительную динамику.

Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе будем использовать песочную терапию.

Литература:

1. «Чудеса на песке» Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д.Зинкевич — Евстигнеева — СПб: Речь, 2007. – 224с. ;

2 .Реабилитация детей в домах ребёнка / под ред. В. А. Доскина, З. С. Макаровой. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335с;

3. Материал с сайта «shape-mama.ru»;

4. Материал с сайта «Воспитание и развитие ребенка»;

5. Материал курсов повышения квалификации Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция».

Взаимодействие узких специалистов при работе с детьми ОВЗ в ДОУ (опыт работы) Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на.

Исследовательский проект «Мир детей на песке» с использованием песочной терапии с детьми ОВЗ Краткая аннотация проекта «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные.

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные.

Опыт работы по интеграции продуктивных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Мастер-класс «Счастье — это…» Мастер-класс «Счастье — это.» (из опыта работы по интеграции продуктивных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ) Музыка Слайд.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Инновационный.

Видео о применении песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Песочная терапия — это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических.

Из опыта работы. Использование песочной терапии на занятиях по развитию речи детей 3–5 лет Песочная терапия Введение Песочная терапия применяется в работе многими специалистами, работающими с детьми с сохранным и вариативным развитием.

Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе с детьми» Я, музыкальный руководитель детского сада, немного расскажу, как использую метод «Сказкотерапии» в своем творчестве. Считаю, что в работе.

Источник

Adblock
detector