Стало известно, почему привитым от коронавируса опасно летать
Подпишитесь на туристические новости:
В Европе обсуждают возможность ограничить авиаперелеты для привитых от коронавируса – такое заявление озвучил на портале «Доктор.Питер» врач-консультант, специалист по организации здравоохранения Евгений Ковалев. Причина якобы в том, что риск возникновения тромбозов в полёте у привитых туристов повышен, так как вакцины плохо влияют на свертываемость крови. Впрочем, в России медики данных опасений не подтверждают.
В целом такое явление как «тромбоз путешественника» уже давно известно медикам. Дело в том, что любое долгое пребывание в неподвижном состоянии чревато образование тромбов. Так как положение туриста во время авиаперелёта вынужденное и неудобное, да еще и в непривычных для организма внешних условиях – риск тромбоза возрастает: в результате долгого нахождения в неподвижном состоянии у человека пережимаются вены, кровоток замедляется, а сниженная скорость кровообращения нарушает снабжение тканей питательными веществами и кислородом. Постепенно состояние может ухудшиться, в том числе образоваться и кровяные сгустки, которые могут привести как к острым состояниям – таким как тромбоз или инфаркт легкого, так и ко хроническим и подострым – таким как венозная недостаточность, флебит и варикозное расширение вен. Утверждают даже, что туристы страдают от них значительно чаще домоседов. Всего 4 часа в одной позе, без движения — и риск тромбоза глубоких вен повышает четырехкратно.
Впрочем, медики отмечают, что нет никакого смысла выделять привитых туристов в какую-то отдельную группу по этим показателям, а тем более – запрещать им перелеты. Общие правила безопасности в данном случае рекомендуется соблюдать всем – летать в свободной одежде, которая нигде не давит на тело, пить больше воды, а также, в случае длительного перелёта – менять позицию в кресле, а желательно – и прохаживаться по салону – хотя «антикоронавирусные» правила это и не рекомендуют.
Что же до проблем конкретно привитых туристов. «Этот вопрос в Европе обсуждается, но не является официальной позицией ни Евросоюза, на Ассоциации по гражданской авиации. Исследования аденовирусных вакцин («Астразенека», «Спутник V») показали, что реальный риск образования тромбозов повышен только в первые две недели после вакцинации. Это же касается и мРНК-вакцин («Пфайзер» и «Модерна»), где также возможно образование тромбозов (только другого типа), но риск их возникновения высок в первые дни после получения вакцины», — пояснил на упомянутом портале Николай Крючков, врач-иммунолог, эксперт по общественному здоровью. Через месяц, тем более год, заявил медик, этот риск становится не больше обычного. Поэтому нет смысла ограничивать перелёты для привитых туристов.
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Установлено, что ожирение повышает риск развития 10 видов рака».
Источник
Кому по состоянию здоровья нельзя летать на самолете
Запрет на полёт от врача могут получить те, кому по состоянию здоровья совсем нельзя летать на самолёте, или есть какие-либо ограничения. Перелёт на самолёте, к сожалению, доступен не всем, и иногда безопаснее воспользоваться услугами другого вида транспорта. В отдельных случаях авиаперелёт может сказаться на безопасности окружающих пассажиров, о чём заранее должен побеспокоиться авиаперевозчик.
Как авиаперелет влияет на организм человека?
За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.
Полёты влияют на:
- сердечно-сосудистую систему. Перегрузки во время полёта и разреженный воздух за бортом, сглаживаются специальными системами, которыми оборудуются самолёты. Но полностью устранить влияние перепадов высот пока невозможно;
- нервную систему. Большое скопление народа, волнение во время взлёта и посадки ведут к стрессу, который отнимает много энергии;
- состояние кожи и слизистых. В самолёте пассажиры испытывают на себе влияние низкой влажности воздуха. Сохнут губы, внутренняя поверхность носа, поверхность глаз, кожа рук;
- общее физическое состояние организма. Пассажир чувствует усталость и даже разбитость из-за влияния авиаперелёта. Разное давление внутри лайнера и снаружи, долгая сидячая поза без возможности нормально размяться, монотонный гул полёта — факторы, угнетающие организм. При взлёте и посадке у многих закладывает уши, что сказывается на дальнейшем состоянии: «тяжёлая голова», боль вплоть до мигрени, непреодолимое желание спать.
При каких болезнях летать на самолете противопоказано?
Даже здоровые люди испытывают трудности при перелёте, а пассажиры с отклонениями в физическом состоянии зачастую очень рискуют, садясь в самолёт. При некоторых состояниях существует запрет на полёты.
С данными заболеваниями людям нельзя летать на самолете даже с сопровождением:
- заболевания сосудов: тромбозы глубоких вен, высокое внутричерепное давление, тромбофлебит;
- заболевания дыхательных органов: астма в стадии обострения, пневмония, лёгочная гипертензия и другие;
- инфекционные заболевания крови, лёгких, желудка, кожи в стадии обострения. Этот пункт — забота не столько о самом пациенте, сколько об окружающих пассажирах. Многие острые инфекции легко передаются воздушно-капельным путём. В условиях замкнутого пространства самолёта обязательно произойдёт заражение;
- психиатрические болезни, при которых пассажир может начать непредсказуемо вести себя в салоне лайнера и представлять угрозу окружающим и себе.
Список тех, кому нельзя летать, дополняется беременными женщинами на сроке после 36 недель, младенцами меньше трёх дней от роду. Эти группы лиц допускаются только на борт спасательного самолёта и только в сопровождении врачей. Для полёта необходимы серьёзные медицинские показания.
Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность
Списка болезней, ставящих полёт под вопросом, нет. Любые патологические состояния кровеносной системы, сердца, органов дыхания и перенесённые инфекции требуют предварительной консультации с врачом.
Нельзя летать людям, перенёсшим хирургическое вмешательство в грудную клетку или пневмоторакс менее чем три недели назад. Даже если прошло больше трёх недель, лучше заранее поговорить с врачом и получить одобрение на полёт.
Тем, кто погружался с аквалангом, перед полётом нужно выждать как минимум сутки, чтобы лёгкие оправились от полученной нагрузки.
Если будущий пассажир недавно перенёс инфекцию, он должен пройти карантин от нескольких дней до нескольких недель после выздоровления, прежде чем садиться на борт самолёта.
Можно ли летать на самолете после инсульта?
Консультация специалиста обязательна тем, кто перенёс в прошлом хотя бы один инсульт. Срок давности случая — 5 лет и меньше. Полёт может спровоцировать возвращение патологического состояния и поставить под угрозу жизнь пассажира. Тем, у кого последний инсульт произошёл больше 5 лет назад, и никаких проблем с сосудами за этот период не возникало, летать разрешено без консультаций.
Можно ли гипертоникам летать на самолёте?
Диагностированная гипертония не считается прямым противопоказанием к полёту. Лучше проконсультироваться у кардиолога, а также запастись необходимыми препаратами, снижающими давление. Если в анамнезе есть инфаркт миокарда, жизнеугрожающие состояния сосудов, лучше перед покупкой билетов пройти обследование сердца и сосудов, чтобы оценить их работоспособность и риски.
Подготовиться к полёту следует тем, кто часто испытывает:
- мигрени;
- одышку;
- спазмы сосудов и тахикардию;
- стенокардию;
- проблемы со свёртываемостью крови.
Набор высоты, длительная обездвиженность и спуск могут спровоцировать приступ. Тем же, кто, кроме высокого давления, не имеет больше никаких сопутствующих болезней, полёт разрешён.
Аэрофобия
Следует отличать настоящую фобию от дискомфорта при полете. Страхи, связанные с полётом, действиями экипажа и наземных диспетчеров, погодными условиями и прочими моментами, поддаются контролю. Если человеку предстоит лететь, а он боится, стоит воспользоваться разными способами: пообщаться с психологом, поговорить с друзьями, взять с собой на борт талисман, выпить успокоительное, попытаться расставить приоритеты и так далее.
Аэрофобия, клаустрофобия — неконтролируемые состояния психики, при которых полёт или запрещён, или разрешён только с сопровождением. Тем, кто не может совладать со страхом высоты, замкнутого пространства и самолётов, рекомендуется выбрать другой способ передвижения.
Потенциальные проблемы со здоровьем во время полета
Зная специфику путешествий по воздуху, можно предугадать возможные проблемы и подготовиться к ним заранее.
- обезвоживание — частый спутник длительных перелётов. Чтобы избежать дискомфорта кожи, воспользуйтесь перед полётом кремом. Тетрациклиновая мазь в нос не только избавит от сухости слизистой, но и защитит от бактерий соседних пассажиров. Если есть возможность, наденьте вместо контактных линз очки, чтобы не нагружать оболочку глаз;
- проблемы с кровообращением. Сюда можно отнести проявления настораживающих симптомов: боль в ногах, их отёчность, онемение конечностей, носовые кровотечения, сильные головокружения, боль в ушах;
- проблемы с дыханием: внезапная одышка, головокружения, ощущение нехватки воздуха, панические атаки и так далее;
- психологические проблемы: агрессия, страх, тремор и другие неврологические проявления стресса.
Если вы предполагаете, что в полёте могут возникнуть проблемы, лучше не отправляться в путешествие без сопровождения. Если сидящий рядом человек имеет медицинское образование — это прекрасно. Но можно просто объяснить сопутешественнику, как оказать помощь прямо на борту при возникновении нестандартной ситуации, и она, скорее всего, не возникнет. Спокойствие — главный козырь в борьбе с патологическими состояниями при перелёте.
Как подготовиться к перелету, если лететь необходимо?
Нередко возникает необходимость лететь во что бы то ни стало. Первое правило при любых сомнениях нужна консультация. Лечащий врач объяснит особенности течения вашего заболевания, возможные трудности в полёте и способы справиться с ними:
- избежать отёков и снизить нагрузку на сосуды конечностей поможет компрессионное бельё, удобная сменная обувь для перелёта;
- не допустить проблем с сердечной мышцей и повышение давления поможет соблюдение режима питья (лучше выпить несколько стаканов воды перед полётом и в течение путешествия пить не менее одного стакана в час);
- нагрузку на физическое состояние уменьшит подготовка к смене часовых поясов. От заложенности ушей одних спасает леденец во рту, а других — открыть рот во время взлёта и снижения. Таким образом, давление с обеих сторон барабанной перепонки выравнивается, и заложенности не происходит;
- предотвратить проблемы с сердцем помогут принятые заблаговременно Валидол или Корвалол — привычное вам разрешённое лекарство;
- чтобы легче справиться со стрессом, за несколько дней до полёта можно попить лёгкие седативные средства: Тенотен, валериана, пустырник, Новопассит;
- в путь возьмите с собой подушку под шею, и не забывайте прогуливаться по коридору самолёта минимум раз в полчаса.
Полёт на самолёте — это стресс для организма и проверка работы всех его систем. Справиться с ними поможет подготовка, которую лучше начать за несколько дней до вылета. Людям с серьёзными проблемами — заболеваниями сердца, сосудов, лёгких, нервными расстройствами — бывает запрещено летать. Лучше получить разрешение и рекомендации у лечащего врача. Если ожидается длительный перелёт, бывает удобно разбить его на несколько, чтобы дать организму возможность отдохнуть от скованной обстановки лайнера.
Источник
Летать не вредно
О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.
ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Итак, страшилка первая — тромбозы. Это состояние, при котором в глубокой вене (обычно в голени) образуется сгусток крови — тромб. Он может оторваться и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку мелкой или крупной вены — тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».
Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).
Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.
Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.
Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.
И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.
Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.
А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).
Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.
Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.
Ясно, что таким летным стажем не может похвастаться ни один пассажир. Но, может быть, это опасно для летчиков? На этот вопрос дало ответ крупномасштабное международное исследование, затронувшее в течение 17 лет 10032 пилота гражданской авиации северных стран – Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Общий стаж летчиков впечатлял – 177244 года в воздухе. Частота возникновения злокачественных опухолей — а именно в них чаще всего винят радиацию — оказалась практически такой же, как и у обычных людей. Отмечался лишь незначительный, в пределах погрешности, подъем по раку кожи (меланоме).
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД
Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.
Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.
Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.
Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.
Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.
Нужно ли делать упражнения в полете? Замереть в позе сфинкса на 3-4 часа — безусловно, не лучший вариант. Но и превращать полет в тренировку не стоит. Для предотвращения синдрома эконом-класса достаточно просто поболтать ногами, сидя в кресле, потянуться, лишний раз встать и пройтись по салону.
Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.
Как часто можно летать? Если вы не работаете вахтовым методом – неделя в Америке, неделя в России — волноваться не о чем. В среднем, вероятность развития тромбоэмболии (в группах риска!) сохраняется повышенной примерно в течение 4 недель, да и то, если перелет был длительным. Так что завтраками в Париже можно баловать себя хоть каждый выходной.
НИКОЛАЙ БАСКОВ, ПЕВЕЦ:
— На гастроли я, конечно же, лечу самолетом. А это как минимум 40 перелетов в год. Летать я не боюсь, но все равно перед полетом выпиваю 50 г, чтобы чувствовать себя более расслабленным. Правда, иногда, во время длительных 12-ти часовых перелетов затекают ноги и болит все тело. Поэтому я в день прилету никогда не назначаю концертов – надо восстановиться. В остальном — никакого дискомфорта в полете не испытываю, наоборот, радуюсь возможности побыть в тишине, ведь в самолете запрещено пользоваться даже мобильником.
КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ, ПЕВИЦА:
— Я никогда не задумывалась, сколько именно часов в год я провожу в самолетах, но что значительную часть жизни – это точно. Во время многочисленных переездов я стараюсь максимально себя занять. Например, перечитала всего Бориса Акунина и благодарна его прозе: эти книги стали для меня просто спасением и от скуки, и от укачивания. А когда читать
надоедает, я просто слушаю плеер. За долгие годы постоянных гастролей я для себя вывела такой жанр — «дорожная музыка». Это совсем не обязательно какие-то шлягеры. Просто та музыка, под которую можно фантазировать.
Источник