Меню

Педсоветы по воспитательной работе по зож

Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
материал по теме

Предлагаю Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

Повестка:

1.«Значение здорового образа жизни» – вступительное слово воспитатель — методист

2. Справка о заболевании детей – медсестра ДС

— Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ

4. Анализ тематической проверки системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ

5. Решение педсовета

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.doc 97 КБ

Предварительный просмотр:

к здоровому образу жизни»

Детский сад «Медвежонок»

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

1.«Значение здорового образа жизни» – вступительное слово воспитатель — методист

2. Справка о заболевании детей – медсестра ДС

— Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ

4. Анализ тематической проверки системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ

5. Решение педсовета

Вступительное слово старшего воспитателя.

Значение здоровья в жизни детей и взрослых

«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите ,пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…» (блиц опрос педагогов).

Мы уточнили что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и еще многое другое. Но самое главное то , что зависит прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» — вот эти самые 50-52% в наших руках. О том, как грамотно распорядится этим контрольным пакетом акций в условиях дошкольного учреждения пойдет речь на нашем педсовете.

В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться.

Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом . Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% — со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников — аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.

Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов,

патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.

Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:

формирование здорового образа жизни у дошкольников;

разработка инновационных оздоровительных технологий.

Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому в нашем ДОУ приоритетным направлением является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими технологиями пользуются педагоги:

Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?

  1. Ритмопластика
  2. Динамические паузы
  3. Подвижные и спортивные игры
  4. Релаксация.
  5. Пальчиковая гимнастика
  6. Гимнастика для глаз
  7. Дыхательная гимнастика
  8. Бодрящая гимнастика

Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:

  1. Утренняя гимнастика
  2. Физкультурные занятия
  3. Мероприятия «Школа здоровья».
  4. Самомассаж.
  5. Активный отдых

Назовите Коррекционные технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Технология музыкального воздействия.
  3. Сказкотерапия

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Наша задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Мы живем в век научно – технического прогресса, обратной стороной которого является нарушенная экология, гиподинамия, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Концептуальной основой деятельности каждого ДОУ является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

При подготовке к педсовету родителям старших и средних групп была предложена анкета: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». Результаты анкетирования:

Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Можно использовать сон под музыку,.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.

Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:

1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической — оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).

2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа.

Я предлагаю применять инновационные технологии, таких как:

Таким образом, «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

1. Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

ЗДОРОВЬЕ — ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ

Будет здоровье – будет — все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.

Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно Брегг.

В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей.

Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон

Источник

Педагогический совет «Организация учебно–воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

  • проанализировать состояние здоровья учащихся;
  • изучить опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • разработать и коллективно обсудить положения о школьных конкурсах «Самый здоровый класс»;
  • определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся в школе.

Участники: администрация, педагоги школы.

Подготовка:

1. Создание инициативной группы по проведению педсовета.
2. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
3. Проведение исследования состояния здоровья учащихся .
4. Посещение уроков в 1–11-х классах с целью изучения практики применения здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях.
5. Анализ работы школы по привитию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья обучающихся во внеклассной деятельности.
6. Подготовка информационного сообщения «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».
7. Изготовление наглядного материала к педсовету: таблиц, графиков, диаграмм, слайдов.
8. Распечатка материала для участников педсовета – проекта положения о школьном конкурсе «Самый здоровый класс».
9. Составление инициативной группой проекта решения заседания педагогического совета.

Оформление, оборудование и место проведения:

  • Подготовлены рабочие места для работы трех групп, председателя и секретаря педсовета.
  • На доске написана тема педсовета.
  • На столах игровых групп разложены материалы, необходимые для групповой работы.
  • В зале прикреплены таблицы, схемы и диаграммы с результатами проведенного исследования состояния здоровья учащихся.
  • Место проведения – школьная библиотека, оборудованная компьютерами.
  • Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ)

I. Вступительная часть

Краткое выступление директора школы, в котором раскрывается замысел подготовки и проведения педсовета.
В настоящее время, уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей образования в необходимости принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы определяющие стратегию развития образования. В частности концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Тема работы нашего образовательного учреждения – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.

Направление работы: Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса

Задачи:

  • создание эмоционально-психологического комфорта в учебно-воспитательной деятельности;
  • творческая ориентация педагогического коллектива на овладение программами валеологической направленности;
  • организация сотрудничества школы и семьи, основанного на принципах воспитания здорового ребенка.

Целью нашего образовательного учреждения является целостное развитие человека с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.
Результаты проведенного медицинского осмотра учащихся свидетельствуют о том, что больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения, осанки, ВСД. (См диаграмму данные медицинского осмотра детей).
Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебно- воспитательного процесса на здоровье учащихся.

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

  • проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
  • учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
  • обязательные физкультминутки на уроках ;
  • нормализация учебной нагрузки учащихся;
  • организация горячего питания;
  • введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
  • введение факультативного курса« Уроки здоровья» в 1 и 5 классах.
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. На данном заседании педагогического совета нам предстоит осуществить системный анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности.

II. Информационно-теоретическая часть

1. Выступление заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с сообщением по теме: «Здоровьесберегающие технологии – составная часть образовательной системы»

В 2002 году Министерство Здравоохранения провело всероссийскую диспансеризацию, из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Согласно усреднённым данным здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет – 3 диагноза, в 16-17 лет – 3-4 диагноза. Приведённые данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.
Данные медосмотра учащихся нашей школы 2007 года говорят о том, что наши дети подвержены следующим заболеваниям:

  • ВСД – 27 учащихся
  • Нарушение зрения – 16 учащихся
  • Нарушение осанки – 15 учащихся
  • Аденоиды носа – 9 учащихся
  • Ожирение – 7 учащихся

Остальные болезни, как правило, хронические (их 17) присутствуют у 1-2 учащихся. Поэтому всем участникам пед. процесса необходимо обратить внимание на данную проблему.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?

1. Интенсификация обучения:

  • объём учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников;
  • до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей;
  • существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старших до 13-15 часов в сутки, вследствие чего наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости организма болезням.

2. Ухудшение питания

3. Факторы социального риска

4. Факторы экологического риска.

Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становятся актуальнейшей задачей современной школы.
Что же такое педагогическая технология?
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса. А в целом же Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приёмов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Анализ практики учебно-воспитательной работы свидетельствуют о том, что многие педагоги используют Здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трёх групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я концепции»:

  • Интеллектуально одарённые учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников.
  • Учащиеся, обладающие более низкими интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.

Также многие педагоги в своей работе используют тесты при проверке знаний учащихся (как правило, тестовые задания разноуровневого характера). Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижений у них уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворённости результатами своего труда.
Учителя технологии и иностранных языков используют метод проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Использование коллективных и групповых способов обучения помогает учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.

Однако, не всегда вопросы сохранения здоровья относятся к разряду приоритетных.
Обозначим основные факторы, их 8 влияющих на формирование здоровья школьников, связанные с образовательным процессом.

1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей.

Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: в понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов дни оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень работоспособности в пятницу и субботу.
Дневная динамика работоспособности. У школьников младших классов; на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С 4 урока – снижение работоспособности, самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках. В старших классах на 5 уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к 6 уроку резко падает.

3. Организационно-педагогические условия проведения урока.

  • Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%.
  • Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7.
  • Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени – 5 минут.
  • Число видов преподавания не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
  • Наличие физической или эмоциональной разрядки (минимум 2).
  • Чередование позы ученика

Оптимальное распределение нагрузки во время урока:

Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1 этап: Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную.
2 этап: Максимальная работоспособностьть 20-25 мин. Максимальная. Снижение работоспособности с 15(20) минуты Продуктивная, творческая. Изучение нового материала
3 этап: Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная Обработка узловых моментов

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5минут любого урока идёт привыкание к учителю предмета. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и ещё больше снижен интерес к происходящему в классе

4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.

5. Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата)

6. Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный)

7. Использование активных методов обучения

8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека задач – самому научиться, не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог и обеспечить такие условия обучения и воспитания, развития, который не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

2. Учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

«Кто не ценит собственного здоровья тот меньше заботится и о других.

Эффективность учебного процесса в школе во многом зависит от умелой организации внеклассной работы учителем. Передо мной, как учителем, классным руководителем часто встаёт вопрос: как рассказать ребёнку о сложных явлениях нашей жизни, не раня ещё не окрепшую психику, не разрушая пока ещё чистого детского восприятия окружающего мира, не давя на сознание и волю юного человека. Какими мы хотим видеть наших детей? Родители обычно хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровыми, а уж затем – успешными, уверенными в себе, хорошо образованными, приспособленными к современной жизни и т.д. Конечно, это хорошо, но где же честь, достоинство, сострадание, милосердие, совестливость? Современная очевидная данность – духовное оскудение и падение нравственности. От учителя зависит в большей степени духовное и физическое здоровье учащихся.
Всякий знает, как важно воспитать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, остаются в нём на всю жизнь. Состояние психологического, социального, физического благополучия определяет понятие здоровье. Наше здоровье схематично можно представить в виде треугольника, в основании которого заложена его физическая составляющая, а рядом нравственная и социальная.

Ученики начальных классов не обладают достаточными знаниями и плохо понимают, что только здоровый человек может достичь своей цели в жизни. У них нет чёткого понимания сущности здоровья. Необходимо, чтобы школьник осознавал себя как ценность и ценность здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, приходят в возрасте 7-10 лет. Это подтверждает актуальность разработки факультативного курса «Уроки здоровья» в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний. «Уроки здоровья» содействуют правильному физическому и духовному развитию, укрепляют умственную и физическую работоспособность, формируют навыки здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, нацелены на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Родители, конечно, стараются привить ребёнку элементарные навыки гигиены, следят за сохранением его здоровья. Но этого недостаточно, поэтому необходима совместная работа педагогов и родителей. Я считаю, что ещё в начальной школе необходимо научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как ценность, дарованную нам. Задача эта необычайно сложна. Решать эту задачу призваны: «Уроки здоровья», оздоровительные мероприятия в режиме (физкультминутки, динамические паузы, уроки физкультуры).
На факультативных занятиях можно больше дать детям знаний о возможности быть здоровыми.
В разработке «Уроков здоровья» я опиралась (взяла за основу) на программы: Л.А. Обуховой, Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», С.А.Левина, С.И. Тукачёва «Физкультминутки».
Занятия провожу систематически, по программе, которая прошла проверку в АКИПКРО, с 1 по 4 классы.

Цели факультативного курса – научить детей быть здоровыми душой и телом, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи факультативного курса: сформулировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасности жизни, здорового образа жизни физическое и психическое саморазвитие.

Занятия включают в себе теоретическую и практическую части.
Содержание теоретической части решают три взаимосвязанныхаспекта: воспитательный, обучающий, профилактический.

Практическая часть занятий — закрепляет теоретические знания (тренировка дыхательной системы, мышц глаз, обучения навыкам самомассажа, исправление и предупреждение нарушения осанки).
«Уроки здоровья» включают вопросы духовного и психического развития здоровья. Необходимо, чтобы ребёнок с самого детства учился любви к себе к людям, к жизни.
Особое внимание на занятиях уделяю нравственному здоровью детей. В каждое занятие включала «Этюды души» («Сотвори в себе солнце», «Волшебный цветок добра»). «Этюды души» проходят на фоне музыки на релаксацию. Дети на занятиях активно включаются в разговор, отвечают так, как понимают, чувствуют и видят. Им очень нравятся упражнения «Волшебный стул», «Валеологический светофор», «Стул правды», «Зеркало».
Шаг за шагом прививаю детям мысль, что они творцы своего здоровья:

  • человек самодостаточен, в нём всё есть необходимое для жизни (т.е здоровье в человеке заложено, его только сохранить);
  • человек посредством управления своей психикой способен влиять на состоя
    ние своего организма. («Слов плохих не говори, только добрые дари», «Я справлюсь! Я могу! Я ничего не боюсь!» или нет такого слова «Не могу», «Не знаю» – есть слова «Я научусь»)
  • психическое здоровье первично (относительно физического).

«Развивая и укрепляя разными способами психику детей, мы сохраняем их силы, устраняем почву для физических заболеваний».Факультативные занятия «Уроки здоровья» посещают все учащиеся моего класса. Я надеюсь, что занятия помогут моим ученикам в дальнейшей жизни. Факультативные занятия продолжаю вести и в 5 классе. Цели проведения «Уроков здоровья» остаются те же, но уже с максимальным вовлечением учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья.
Трое учащихся пятого класса ведут исследовательскую деятельность по темам: «Истоки возникновения и формирования вредных привычек у учащихся начальных классов», «Березовский младший школьник. Какой он?»
Проанализировав учёт посещаемости за 2005-2008 учебные годы, я пришла к выводу: заболеваемостью снизилась.

Рис. 8. Сравнительный анализ заболеваемости детей в 2005-2008 учебных годах.

(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).

В июне, сентябре совместно с родителями организуем походы, устраиваем конкурсы рисунков «Секреты здоровья», праздники «В здоровом теле – здоровый дух», «Где чистота, там здоровье», «Твоё здоровье – в твоих руках».

Дети любят участвовать в спортивных соревнованиях, хорошо справляются с нормативами по физической культуре.

Рис. 9. Динамика успеваемости учащихся по физической культуре в 2005-2008 учебных годах.

(Источник: классные журналы 2 класса за 2005-2006 учебный год, 3 класса за 2006-2007 учебный год, 4 класс за 2007-2008 учебный год).

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – эта та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и последующих лет.

Обобщив 4-летний опыт работы по программе факультативных занятий «Уроки здоровья», я отметила следующие параметры результативности:

а) снижение заболеваемости среди детей (простуды, вирусные заболевания и т.д.); (см. рис.8).

б) повышение качества образования; (см. рис.7)

Рис. 7. Динамика успеваемости учащихся 4 класса и 5 класса (первое полугодие)

Д) количество учащихся «отличников»
Б) количество учащихся «хорошистов»
Г) количество учащихся, имеющие одну и более «удовлетворительно»
А) количество учащихся имеющих одну или более «неудовлетворительно»

В пятом классе увеличилось количество учащихся «хорошистов» за счёт «троечников». Количество «отличников» не увеличилось, хотя два ученика имеют по русскому языку «4» при остальных «5». Это резерв «отличников».

Вывод: Мои дети в начальных классах получили прочные знания и не утратили интерес к добыванию знаний. Успехи моих учеников, это Мой успех! (источник: классные журналы 4 класса за 2006-2007 учебный год, 5 класс за 2007-2008 учебный год).

в) создание сплочённого коллектива учащихся

Рис. 14. Социометрическое исследование комфортности и сплочённости класса в 2005-2008 учебных годах

Социометрическое исследование показывает, что во 2 классе – 20% учащихся считают, что коллектив класса создан, в 3 классе 46% учащихся, считают что классный коллектив дружный, в 4 классе – 86% учащихся с нетерпением ждут начала учебного года, очень комфортно чувствуют себя в коллективе, но 14% учащихся оценивают психологический климат в классе как очень плохой. В пятом классе классному руководителю предстоит активнее привлекать этих учащихся к жизни коллектива, найти дело по душе, постоянно поддерживать и поощрять.

г) личностный рост учащихся (см. рис.7);

д) принятие учащимися здорового образа жизни как основной необходимости.

Рис. 11. Оценка учащимися своего образа жизни в 2007 учебном году.

Б – здоровый образ жизни, В – употребляли пиво, А – курят

(Источник: анкеты, тесты для учащихся, проведенные в 5 классе 22.11.08, 29.11.2007)

В процессе работы, я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к пропаганде здорового образа жизни. Классная и внеклассная работа по проблеме здоровьесбережения должны быть взаимосвязаны и подчинены одной цели. Необходимо внимание со стороны учителей и родителей к вредным привычкам пятиклассников. Чем раньше будут выявлены такие дети, тем успешнее будет работа по устранению вредной привычки. Это поле моей и родительской деятельности.

3. Учитель физической культуры.

Большую работу в нашей школе по укреплению здоровья учащихся ведут учителя физической культуры. Уже стали традиционными спортивные праздники. Кросс «Золотая осень», соревнования между командами классов по волейболу, футболу, хоккею. И хотя увеличивается количество детей и взрослых, предпочитающих вести здоровый образ жизни, все-таки еще большая часть членов нашего школьного коллектива плохо заботится о своем физическом развитии и здоровье. Нам необходимо более активно пропагандировать здоровый образ жизни не только в школе, но и среди жителей села.
Чтобы деятельность физкультурно-оздоровительная была более эффективной необходимо решить такие проблемы, как нехватка спортивного инвентаря, низкий температурный режим в спортивном зале в зимнее время.

III. Проектная часть

Все члены коллектива определены в следующие группы.

1-я учителя начальных классов, музыки, социальный педагог, учителя иностранного языка, ИЗО и черчения.

2-я учителя русского языка и литературы, математики , ОБЖ, физической культуры.

3-я учителя истории, обществознания, химии, биологии, географии, технологии, физики, ОИВТ.

Директор школы предлагает группам выполнить три задания

1) Доработать и защитить проект Положения о школьном конкурсе «Самый здоровый класс» (1-я группа)

2) Разработать перечень конкретных дел и мероприятий направленных на реализацию программы «Здоровье» (2-я группа)

3) Разработать перечень конкретных дел и мероприятий способствующих устранению вредных привычек .

В течение 15 минут группы педагогов выполняют предложенные задания и предлагают свои разработки.
Председатель заседания педсовета благодарит учителей за работу и выражает надежду на успешную реализацию предложенных мероприятий в жизнедеятельности школьного коллектива.

IV. Заключительная часть

Обсуждение и принятие решения педагогического совета.

1. Принять программу «Здоровье» как составную часть Программы развития ОУ на 2006-2010 годы.
2. На методическом заседании осуществить глубокий и детальный анализ практики применения в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.
3. На МО классных руководителей разработать систему КТД, способствующих устранению вредных привычек в учении ческой среде.
4. Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
5. Провести общешкольный конкурс «Самый здоровый класс».
6. Администрации школы добиться установления нормального светового и теплового режима.
7. Ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.

Данные медицинского осмотра

Источник

Читайте также:  Вестник зож архив статьи
Adblock
detector