Выступление на педсовете на тему: «Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_sohraneniyu_i_ukrepleniyu_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Формы работы по сохранению и укреплению
психологического здоровья детей в детском саду»
Понятие «психологическое здоровье человека»
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагополучных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Специфика психологического здоровья ребенка.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
— к высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва, сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
— к среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
— к низкому уровню – дезадаптивному — отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Факторы риска психологического здоровья детей.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.
Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
Средовые факторы: неблагополучные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определить последующее взаимодействие ребенка с взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
Субъективные (внутриличностные) факторы: характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Основным условием нормально психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которая внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения для сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка .
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
Для знакомства с детским садом малышу и его маме можно предложить посмотреть альбом «Здравствуй, малыш!» , который содержит фотографии и методические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Открывает альбом фотографии воспитателей с надписью «Это моя воспитательница. Её зовут Валентина Ивановна. Она очень добрая. Это Эльвира Леонидовна. Она такая веселая и смешная». Далее следуют фотографии группы, спальни, игровых центров, самого детского сада, рисунков, игрушек и т.д.
Можно использовать альбом – презентацию «А вот и Я!» , с целью показать, что ребенок является центральной фигурой воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и вызвать интерес к каждому ребенку группы. В период адаптации оформляется папка на каждого ребенка группы по следующим вопросам:
- Как меня зовут?
- Как мне хотелось бы, чтобы меня звали?
- Кто со мной живет?
- Что мне нравится?
- Что я хочу сказать другим?
С этой же целью можно изготовить конверты любви , которые помогают рассказывать друг другу о том, как мы друг друга любим, как важны друг для друга – именно то, что так редко, получается, сказать словами. Для этого нужно изготовить персональные конверты для каждого ребенка. На каждом конверте написать имя владельца и пометить его рисуночный портрет или фотографию. Такие конверты можно прикрепить на каждом шкафчике в группе. В конверты можно класть записки друг другу, забавные открыточки, конфетки, рисунки. И все это делается тогда, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из ребят или просто побаловать. Привлекайте родителей к созданию конвертов и не забудьте следить за тем, что бы все дети получали письма (рисунки, открытки). Научите детей дарить радость друг другу.
- Организовывайте жизнерадостность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Можно начинать утро с минутки добротолюбия . Дети рассказывают, какие добрые дела они сделали после или перед тем, как пришли в детский сад. Это способствует формированию доброжелательного отношения к миру, показывает детям, как просто и приятно делать добрые дела.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.
Можно изготовить «Мешочек добрых дел» : обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. Рядом поставьте коробочку с мелкими предметами: камушками, ракушками. В течение недели за каждое сделанное доброе дело помещайте в мешочек мелкий предмет, а в пятницу подведите итоги.
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
Для этого можно использовать д невник настроения (для детей 5-7 лет), задача которого научить родителей и детей быть внимательными друг к другу. Каждое утро родители и дети цветными фишками отмечают настроение друг друга: красный — веселое, желтый – спокойное, голубой – грустное. Вести такой календарь очень полезно. С его помощью педагог сможет лучше оценить атмосферу в группе, сконцентрировать внимание на детях, у которых часто бывает плохое настроение и выяснить причину этого.
Для знакомства с разнообразием человеческих эмоций можно изготовить игру «Коврик эмоций» (для детей 6-7 лет). Шьется тканевый коврик с яркими разноцветными квадратами. Все сорок квадратов пронумерованы. В некоторых из них размещены (пришиты) символы лиц с разными эмоциями (лица также сделаны из ткани, глаза и нос заменяют пуговицы, а брови и рот обозначены тесьмой). В самом последнем квадрате находятся ягоды (пуговицы) – любимая пища медведя. В игре могут участвовать не менее 2 человек (обычно 2-6). Перед ребенком ставится задача; как можно быстрее провести «медведя» по дорожкам к заветным ягодам. Фишки устанавливаются в начале пути на квадрате с цифрой 1. Бросая по очереди кубик, участники продвигаются вперед на столько квадратов, сколько очков покажет кубик. Если фишка останавливается на:
— вы получаете дополнит. ход,
— начинаете игру с начала,
— продвигаетесь по стрелке.
Чтобы не спуститься по стрелке вниз, нужно придумать ситуацию, в которой настроение человек может измениться так, как показано на схеме, в противном случае придется возвращаться.
- Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Можно завести «Календарь Радости». Откройте чистую тетрадь и попытайтесь вспомнить все радостное, что произошло сегодня. Это может быть встреча с друзьями, ласковое слово, маленькая удача. Заполнять «Календарь Радости» надо каждый день, вспоминая все события, которые приятно тронули малыша. Ищите мига счастья, и с каждым днем радостных событий будет все больше, они наполнят жизнь и украсят её. Что произойдет в итоге? Ребенок «напитается» радостью, станет уверенней, счастливей.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Можно использовать семейный альбом группы (для детей 6-7 лет), для того чтобы познакомить детей группы с семьями друг друга и показать им, как много общего объединяет людей, привнести часть семейного тепла в стены детского сада. В уголке уединения положить семейный альбом. Если ребенку становится грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. Как правило, это обязательно привлекает кого-нибудь из других детей, и начинается диалог о своих семьях. Можно изготовить альбом с подбором детских фотографий на различных занятиях, который используется для составления детьми рассказов о дружеских взаимоотношениях в группе.
Можно также вывесить на стенд для родителей записанные воспитателем интересные, забавные или остроумные высказывания, вопросы, шутка детей с указанием авторства, подчеркивая проявления индивидуальности ребенка, привлекая к нему внимание других детей и взрослых, способствуя развитию чувства собственной значимости.
Бакина М. Конверты любви // Игра и дети. – 2004. — №6.
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей (формы работы с родителями в ДОУ). — Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2005. – 44с.
Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003. — №4. – с.112-115.
Овчаренко Е. Зеркальный кубик и веселая гусеница // Обруч. – 2003. — №3. – с.21-22.
Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
Фесюкова Л. Нужна ли дома волшебная палочка? // Обруч. – 2004. №3. – с.14-15.
Шевченко Н. Часики настроения // Обруч.–2002.-№6.–с.25-26.
Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. / Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.
Источник
Выступление на педагогическом совете «Сохранение психологического здоровья детей»
консультация по психологии
Сохранение психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_sohranenie_psihicheskogo_zdorovya_detey.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение психологического здоровья детей»
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему.
Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% , относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии , которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:
- соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
- физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
- психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта ;
- нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности.
В ОГКОУ «Приволжская школа –интернат» обучается 107 детей с особыми образовательными потребностями. У 17 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.
У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Большое значение в данном процессе принадлежит работе психологической службы. В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся написано: “Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.
Учитывая то, что именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний, школьный психолог должен принимать активное участие в решение проблемы здоровьесбережения детей.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье, которое характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у человека все светло и классно. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье!
Что значит быть психологически здоровым человеком?
Выделяют несколько понятий, характеризующих психологически здорового человека:
— уверенность в себе;
— потребность в знаниях
— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Существуют два основных признака , по которым можно судить о психологическом здоровье:
- Позитивное настроение , в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
- Высокий уровень психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности.
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
(В плане работы педагога — психолога на 2 четверть — исследование уровня школьной тревожности во всех классах и коррекционная работа по снижению этого уровня). Что можно сделать сейчас?
Для снижения уровня школьной тревожности хотелось бы порекомендовать педагогам
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита,
нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности.
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Это тема для отдельного серьезного разговора.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки. Следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. Для этого психологи дают конкретные советы и рекомендуют придерживаться их в работе по здоровьесбережению детей:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, создание в классе благоприятного психологического климата.
Источник