Меню

Педсовет психологическое здоровье педагога

К Педсовету. Психологическое здоровье педагога
презентация на тему

Презентация выступления психолога на педагогическом совет. «Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе.» Представлены техники саморегуляции.

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.psih_.zdorove.samoregulyaciya.ppt 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учите.

По мере того как возрастает скорость жизни, растет и стресс, который каждый из нас испытывает на работе и дома. На нас ежедневно обрушивается такое количество информации, что в ее потоке легкоут.

В данной статье представлен материал о снятии психологического стресса педагога в комнате релаксации.

Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной.

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов.

Источник

«Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности»
методическая разработка на тему

Пояснительная записка

Информационно-практическое занятие

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической деятельности

Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель: способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.

Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).

Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.

Скачать:

Вложение Размер
Здоровье педагогов ДОУ 39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

с педагогами образовательных учреждений

Педагог-психолог высшей квалификационной категории:

Денисова Ольга Николаевна

Тема: «Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической деятельности

Данное информационно-практическое занятие предназначено для работы с педагогическим коллективом. Его цель : способствовать улучшению психического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; мотивировать педагогов на здоровьесбережение. В 1й части занятия идёт повествование о проблеме сохранения психологического здоровья педагога в профессиональной деятельности педагогов. Далее даются примеры практических упражнений по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (экспресс-приёмы, примеры психологической зарядки и другие) с последующей оценкой эмоционального состояния участников занятия.

Это занятие может быть использовано, как пример проведения тематического педагогического совета. А может быть отправной точкой для проведения системы практических занятий по профилактике эмоционального выгорания и здоровьесбережению педагогов ДОУ. Вступительная часть может сопровождаться презентацией мультимедиа для лучшего восприятия информации. (презентация прилагается).

Оборудование для проведения: проектор, ноутбук, экран для мультимедиа, стулья большие по количеству человек.

Тема: Психологическое здоровье воспитателя –

залог успешности педагогической

  • способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе;
  • мотивировать педагогов на проведение деятельности по здоровьесбережению.
  1. Выступление психолога: «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».
  2. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения
  3. Психологическая зарядка
  4. Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.
  5. Упражнение «Внутренний луч»
  6. Заповеди психологического здоровья.
  7. Обратная связь(цветопись).

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека.

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Как восстановить «профессиональное здоровье» педагога?

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  3. Зачем мне быть здоровым?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;

– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Спите не менее 8-ми часов в сутки.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

  1. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения

Сложите руки в «замок» за спиной.

Так как «-» эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки в «замок» перед собой.

Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните руки и кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).

Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Если хочется скандала, широко откройте рот.

При этом мускулы лица расслабляются, и агрессия уменьшается.

Дыхание по системе 4 + 4 + 4.

Сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Оно спокойное, ровное, 4 сек. Вдох, 4 – на задержку дыхания, 4 – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

  1. Психологическая зарядка
  • Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
  • Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
  • Руки на поясе наклоны вперед — назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна»
  • Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:

«Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

  • Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
  1. Методика мышечной релаксации по Э. Джекобсону.

Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно

сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).

Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто

хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.

Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки),

на выдохе лопатки – развести (бабочка расправила крылышки).

Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха

в панцирь), на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха

высунула голову из панциря).

Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки),

на выдохе – опустить.

Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе — расслабить ноги и опустить.

Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение.

На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино),

на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух

со звуками: «У-тю-тю-тю-тю».

  1. Упражнение «Внутренний луч»

Упражнение помогает снять усталость, обрести внутреннюю стабильность. Примите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз. И медленно постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. Заканчивайте выполнение упражнения словами: «Я стал новым человеком: спокойным и стабильным! У меня всё будет хорошо!»

  1. Заповеди психологического здоровья.
  • Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
  • Не оставайтесь один на один с неприятностями
  • Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
  • Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
  • Умейте смотреть на себя со стороны
  • Не удерживайте в сознании тревожные мысли
  1. Обратная связь (оценка эмоционального состояния «Цветопись»)

Как говорил И.М.Сеченов, человек здоров, если сочетаются гармонично все виды деятельности: 8 часов должно быть посвящено сну (Будда),

8 часов – работе (Прометей), 8 часов – отдыху (Дионис).

Источник

Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»

Наталья Дворниченко
Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ – ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель: формировать представления педагогов о здоровье, стрессе (в том числе синдроме эмоционального выгорания, способствовать осознанию факторов, влияющих на психологическое здоровье человека, развивать навыки осознанного отношения к жизненным факторам.

Задачи:

1. Дать представление о факторах возникновения стресса и СЭВ.

2. Способствовать приобретению практических навыков саморегулирования и самоконтроля в психотравмирующих ситуациях.

3. Способствовать созданию условий для психологического комфорта педагогов.

4. Развивать стрессоустойчивость и желание самосовершенствоваться.

Материал:

Набор психологических карточек «Креатив», психологическая игра «Цветные витаминки», карандаши и бланки диагностики по числу присутствующих, буклеты «Секреты успеха и стрессоустойчивости».

План:

Теоретическая часть «Предупрежден — значит вооружен»:

1. Приветствие. Знакомство с темой мероприятия.

2. Психологическая игра «Ассоциация» (Что для вас обозначает понятие «ЗДОРОВЬЕ») Психологическая игра «Цветная витаминка» (по В. М. Бехтереву).

3. Что такое стресс, СЭВ? Причины и следствия.

4. Диагностика эмоционального выгорания личности В. В. Бойко.

5. Психологическая игра «Цветная витаминка» (по В. М. Бехтереву).

Практическая часть «Быть или не быть, — вот в чем вопрос»

6. Учимся позитивно мыслить.

— упражнение «Оправдай ситуацию»

— упражнение «Придумай жизненный девиз»

— упражнение «Даю установку на забывание отрицательных эмоций»

6. Учимся правильно действовать.

— упражнение «Найди приятные моменты и уделяй им больше внимания»

— упражнение «Отдых безе сна»

— упражнение «У меня проблема»

7. Учимся реагировать.

— упражнение «Отсроченное реагирование на негативное воздействие»

— упражнение «Найди свою отдушину»

— упражнение «Работа над ошибками»

8. Учимся следовать правилам.

— правило «На самом деле правил нет, есть самоуважение, педагогическая честь и человеческое достоинство»

— правило «Принимай другого таким, каков он есть»

— правило «Рассчитывай на себя, или мне никто ничего не должен»

— правило «Ставим небольшие поэтапные цели»

— правило «Похвали себя сам»

9. Притча «Мудрость родителей»

ХОД

Приветствие. Знакомство с темой мероприятия.

Здравствуйте коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое на самом деле «здоровье», и что именно может мешать его сохранению. Разберемся в понятии «стресс» и его составной части «синдром эмоционального выгорания», выясним причины и следствия СЭВ на нашу жизнь, а также научимся оказывать достойное сопротивление всем негативным факторам с помощью простых несложных упражнений, которые помогут автоматизировать полезные навыки стрессоустойчивости.

Теоретическая часть «Предупрежден — значит вооружен»:

Психологическая игра «Ассоциация». Перед вами лежать карточки с разнообразием картинок. Посмотрите на них внимательно. Ваша задача выбрать одну из них, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, понятию «здоровье». Обоснуйте свой выбор. (Участникам предоставляется возможность высказаться, дополнить друг друга, в случае одного выбора).

Что такое стресс, СЭВ? Итак, как вы уже поняли, нет абсолютно одинакового выбора для каждого отдельного человека, так как восприятие у каждого субъективно отличается. Но, тем не менее, все согласны с тем, что здоровье – это великий дар, без него ни один человек не может быть счастливым. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и комплекс определенных жизненно необходимых факторов, результат существования целостной личности. Так здоровье включает в себя такие виды: физическое, психологическое, эмоциональное, духовное и т. д.

Человек, как социальный объект, постоянно находится во взаимодействии с другими людьми, особенно это касается тех, кто выбрал своей профессией специальность педагога. Поэтому субъективные миры каждого человека постоянно соприкасаются, влияя друг на друга, дополняя, меняя. А это не всегда легко и приятно, согласны? Иногда даже возникают конфликтные ситуации. Разочарования… Почти все время присутствует чувство ответственности за что-то, кого-то. Профессиональные требования к человеку, как к специалисту, педагогу всегда довольно высоки. Чувство повышенного напряжения… Кроме этого, человек не может жить одним только социумом, общением, без определенного материального мира: одежда, предметы обихода, техника и т. д. А всегда ли материальный мир отвечает нашим требованиям? Как обычно бывает, доходы не всегда соответствуют потребностям, а из-за этого очень много хлопот и опять таки, разочарований. Эмоциональный фон, возникающий у человека, в следствии перечисленных факторов, становится довольно неустойчив. Ну, это все в общем, и довольно кратко. А в жизни каждого конкретного человека, помимо перечисленного, всегда найдется дополнительная причина для возникновения чего?. СТРЕССА. Вот об этом как раз настала пора поговорить и разобраться «что это за зверь».

Стресс – это состояние напряжения, вызванное часто повторяющимися негативными ситуациями (не одномоментными экстраординарными событиями, а каждодневная рутина). Стресс по своей природе, он не является негативным фактором, он, скорее всего, одно из средств продвижения вперед. Ну скажите, менял бы что-либо человек в своей жизни, если бы все его устраивало? Нет. Вот стресс и является стимулятором продвижения, причиной поиска нового для совершенствования своей жизни. Но все хорошо в меру. Постоянное пребывание в стрессовой ситуации приводит к возникновению эмоционального выгорания (появляется СЭВ, если стрессовые ситуации возникают в профессиональной сфере – речь идет о синдроме профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты, в форме полного или частичного выключения эмоций в ответ на травмирующие действия. Это как своеобразный панцирь, помогающий справится с возникшей проблемой. Но жить в панцире невозможно. Поэтому СЭВ должен служить сигналом для того, что пора в своей жизни что-то существенно поменять, иначе человек рискует распрощаться со своим здоровьем. А разве есть ли что-то на свете более ценное, чем здоровье?

Итак, как же проявляется СЭВ и в чем его причины?

Причины возникновения СЭВ:

1. Постоянное психологическое напряжение при ситуации, когда требования преобладают над возможностями (внешними или внутренними).

2. Чувство ответственности за жизнь и здоровье других людей.

3. Монотонность, бесперспективность, однообразие деятельности.

4. Отсутствие поддержки со стороны.

5. Отсутствие вознаграждения.

Симптомы СЭВ:

1. Головные боли.

2. Нарушение пищеварения.

3. Вздутие живота.

4. Нехватка воздуха на воздухе.

5. Хроническое утомление.

8. Мышечное напряжение, и т. д.

Поведенческие признаки:

1. Частая смена настроения, раздражительность.

3. Плохой или чрезмерный аппетит.

5. Низкая продуктивность, невнимательность

6. Повышенная травматичность.

7. Нарушение сна.

8. Отсутствие времени на отдых.

Надо отметить, что у каждого человека свой порог чувствительности к стрессу. К примеру одна и та же ситуация может отразиться по разному на каждом члене коллектива: кто-то даже внимания не обратит, а для кого-то это окажется «последней каплей» и приведет к нарушению внутренней гармонии, возникновению стресса. Кроме индивидуальных особенностей имеет значение сфера деятельности. Вот последние результаты сверхчувствительности к стрессам следующих профессий (приложение 2):

На листе указаны некоторые профессии, особенно выделенные психологами при изучении подверженности стрессам и стрессоустойчивости. Давайте вместе с вами попробуем расставить эти профессии в порядке подверженности стрессовым факторам: на первое место самую «опасную» профессию, а на последнее – самую «безопасную». А потом сравним, что у нас получилось с тем, что говорят специалисты.

Это лишний раз подтверждает, что особенности работы педагога требуют от специалистов определенных навыков правильного реагирования на стрессовые ситуации, достаточного уровня самоконтроля и огромного терпения и жизнелюбия. Оптимистичной новостью можно считать, что человек, избравший для себя данный вид специальности, — уже является гораздо устойчивей к негативным ситуациям, в отличие от любого другого человека. Поэтому сегодня мы с вами постараемся напомнить себе о способах психологической самопомощи, и возможных путях профилактики общих стрессовых состояний.

Но для начала давайте все таки изучим свою стрессоустойчивость с помощью диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко. (Как вариант, можно использовать экспресс — диагностику «Прогнозирование стрессовых событий» //Психолог дошкилля, № 11, 2011. Приложение 5)

А теперь, осознаем то, что каждый из нас сам себе доктор, заботливый и внимательный, знающий малейшие подробности своего состояния, что нравиться, а что нет, и именно поэтому мы можем помочь себе самостоятельно гораздо лучше, чем кто бы то ни был.

Если каждый из нас «врач», то начнем оказывать себе посильную и гарантированную помощь. Чем лечат врачи? Правильно таблетками и витаминами. Но нужно правильно подобрать лекарства. Психологическая игра «Цветная витаминка» (приложение 1, расскажет нам чего же не хватает на данный момент каждому из нас, и обязательно поможет, напитав наш мир своим цветом. Самое главное, что такие витамины абсолютно безопасны.

Практическая часть «Быть или не быть, — вот в чем вопрос»

Результаты диагностики показали, насколько каждый из нас подвержен поражению стрессом. Пришло время решить для себя «Быть ли здоровым или не быть?». Ответ предвидеть довольно легко, поэтому давайте «потренируемся» быть психологически здоровыми с помощью следующих упражнений.

Далее педагогам раздаются подготовленные буклеты с практическими упражнениями. Под руководством практического психолога, идет отработка каждого упражнения с целью формирования и автоматизации необходимых умений для формирования стрессоустойчиости. (Приложение 2,3).

Перед вами лежит не просто буклет, а ваша рабочая панель, или, коль мы сегодня доктора, — рецепт, который вы будете заполнять по мере нашего тренинга. После каждого упражнения есть специально отведенное место, в которое вы впишите то, что посчитаете для себя нужным и полезным. В конце нашего мероприятия вы будете гораздо ясней владеть ситуацией и научитесь контролировать свое внутреннее состояние, и именно для этого вам и нужен будет рецепт-алгоритм работы над собой.

В заключении хочется рассказать притчу «Мудрость родителей» (приложение 4, которая очень четко отражает нашу работу над собой, вернее ее конечный результат.

Желаю вам всем быть теми зернами, способными не только сохранить свою индивидуальность, но и превратить мир вокруг себя в неповторимый шедевр, получив от самого процесса творения и удовольствие, и радость, и успех.

ИНСТРУКЦИЯ: Принимать цветные таблетки можно неограниченное количество раз, как средство эмоционального воздействия на психику человека, с целью коррекции настроения, снятия эмоционального напряжении, придания уверенности и стабилизации психологического состояния.

СИНЯЯ – придает уравновешенность, спокойствие, верность традициям, доверие. Побочный эффект: отстраненность, уход в свой мир.

ЗЕЛЕНАЯ – помогает ощутить власть, престиж, логику, постоянство, способствует увеличению самооценки. Побочный эффект: зацикленность на себе.

КРАСНЫЙ – формирует успешность, энергичность, уверенность, силу воли. Побочный эффект: импульсивность, раздражительность.

ЖЕЛТЫЙ – вселяет оптимистичность, новые идеи, удачливость, общительность, чувствительность. Побочные эффекты: несдержанность, нежелание видеть проблемы.

ФИОЛЕТОВЫЙ – формирует готовность к переменам, дает очарование, мечты, интуицию. Побочный эффект: эмоциональная незрелость.

КОРИЧНЕВЫЙ – помогает формировать уют, безопасную обстановку, комфорт, достаток.

Побочные эффекты касаются злоупотребления удовольствием физического характера.

СЕРЫЙ – придает осторожность, покой. Побочный эффект: желание уединится, сомнительность.

ЧЕРНЫЙ – формирует настойчивость, смелость, решительность. Побочный эффект: непримиримость, негативизм.

БЕЛЫЙ – помогает найти справедливость, веру, обрести чистоту помыслов. Побочных эффектов нет.

«Секреты успеха и стрессоустойчивости»

(для практического психолога)

Перед вами не просто советы, а алгоритм изменения своего восприятия на любую психотравмирующую ситуацию. С помощью него вы «превратитесь» в символические «зерна кофе» из притчи, и сумеете смотреть на мир другими глазами, делая его иным, наполняя его новой осмысленностью и яркими (а не черными и тусклыми) красками.

1 Учимся позитивно мыслить

1. Упражнение «Оправдай ситуац ию»

Любая ситуация может быть рассмотрена с разных точек зрения, от лица разных ее участников. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами разных людей.

2. Упражнение «Придумай жизненный дев из»

Очень популярны такие утверждения: «Все что ни делается – делается к лучшему», «Решаем проблемы по мере их поступления». Придумайте свое утверждение или воспользуйтесь этими и при случае повторяйте его.

3. Упражнение «Даю установку на забывание отрицательных эмоций» Самое главное, уметь освобождать себя от отрицательных мыслей, эмоций и чувств. Это как в притче про раскаленные угольки (отрицательные мысли, эмоции). Кому плохо от того, что вы их держите? Только вам. Освободитесь от них. Появится свободное место для лучшего.

2 Учимся реагировать.

1. Упражнение «Отсроченное реагирование на негативное воздейств ие»

При негативной ситуации возьмите за привычку «отсроченное реагирование» — это позволит не сделать глупых поступков и избавит от проблем импульсивного решения. Можно, например, досчитать до 5-10, а потом дать себе возможность высказаться. Слова уже не будут столь негативными или же вообще вы посмотрите на ситуацию другими глазами.

2. Упражнение «Найди свою отдушину»

Нельзя все держать в себе. Промолчать в конфликтной ситуации – мудрый поступок, но оставит все в себе – это зажечь тот самый «уголек» и начать копить негативные переживания. Найти отдушину, это найти свой способ выпускать негатив из себя. Способов уйма: можно заняться НЕЛЮБИМЫМ делом, «побить» подушку, покричать песню, и т. д. – это активные способы. А есть и менее активные – заняться рефлексией (не путать с самоедством, медитацией, составить аффирмацию, заняться творчеством. Найдите свою отдушину!

3. Упражнение «Работа над ошибка ми»

Обязательная часть. Чтоб не наступить второй раз на грабли, нужно эти самые «грабли» поставить в другое место, или проложить свой путь по иному. Поразмышляйте, где именно вы допустили оплошность, вовремя не смогли предвидеть ошибку? А как можно было бы поступить по другому?

3 Учимся правильно действовать

1. Упражнение «Найди приятные моменты и уделяй им больше внимания»

В любом деле есть приятные моменты и не очень. Так обозначьте для себя, что больше всего вам нравится в том деле, которым вы занимаетесь, чтоб чередовать ПППН (приятное, приятное, приятно, не очень приятное, и т. д). Неприятные моменты становятся почти незаметными и быстропроходящими, потому что вас ждет опять много приятных моментов.

2. Упражнение «Отдых без сна»

Для того чтобы отдохнут, не обязательно требуется сон, достаточно сменить вид деятельности (что собственно практикует каждый педагог в занятии с детьми). Воспользуйтесь этой возможностью.

3. Упражнение «У меня пробле ма»

Это упражнение на сотрудничество. Хорошо когда на рабочем месте есть такой человек, с которым можно поделиться собственными переживаниями и получить дельный совет. Иногда достаточно просто поделиться. А иногда, неожиданный совет поможет по новому взглянуть на вещи. Даже просто молчаливая помощь друга может послужить началом выхода из «тупиковой ситуации».

4. Учимся следовать правилам.

1. Правило «На самом деле правил нет, есть совесть, педагогическая честь и чувство собственного достоинства»

Да, да, правил нет. Но собственное достоинство не позволит упасть себе в своих собственных глазах. Поэтому грубое слово, недостойное поведение – это для тех, кто не имеет простого самоуважения.

2. Правило «Принимай другого таким, каков он есть»

Мы часто «припысываем» другому свои собственные или ожидаемые черты. Иногда наше мнение о человеке не совпадает с реальностью, но нам «видится» все именно так, а не иначе. Бывает, что мы просто идеализируем человека, или наоборот, предвзято к нему относимся. А ведь мы разные люди. Каждый имеет право на свою индивидуальность. За свое счастье и спокойствие в ответе мы сами.

3. Правило «Ставим небольшие поэтапные цели»

Мы легко расстраиваемся, когда задуманное нами не случается. Мы ведь так старались. А причин для беспокойства нет – мы немного неправильно видим и планируем свою деятельность. Конечно нам проще сразу представить готовый результат! Но это только первый этап. Теперь нам нужно представить ступеньки, как мы идем к этому результату – поэтапно. И также поэтапно выполнять задуманное. При этом важно реально оценивать количество дел на сегодня и затраченное время.

4. Правило «Похвали себя сам»

Поощрение – дело хорошее. Конечно, замечательно, когда тебя похвалит друг (сотрудник, руководитель, и т. д., но не всегда он может вовремя увидеть (оценить) ваше достижение. Но вы-то знаете, какие вы молодцы, и чего вам это стоило! Похвалите себя САМИ! Подарите себе приятный «сюрприз» в виде мороженого, новой ручки, или чего-то другого, что доставит вам удовольствие. Это ВАША победа, и она достойна награды.

Притча «Мудрость родителей»

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

— Отец, я устала, у меня такая тяжелая и трудная жизнь, так много проблем, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

— Вот смотри, — сказал отец и поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну кинул морковь, во вторую положил яйцо, а в третью насыпал горсть зерен кофе. Через определенное время он достал морковь и яйцо с воды, а в чашку налил кофе с третьей кастрюли.

— Что изменилось? – спросил он дочку.

— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, — ответила она.

— Нет, дочка, это только поверхностный взгляд на вещи. Смотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они почти не изменились, но перемена произошла внутренне под действием одинаковых обстоятельств – кипятка. Так и люди: сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми, а хрупкие и нежные только закалятся и окрепнут…

— А кофе? – спросила дочь.

— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее – превратив кипяток в прекрасный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не меняются в силу обстоятельств – они меняют сами обстоятельства и превращают их в совершенно новые и прекрасные, получая пользу и знания в таких ситуациях.

Диагностика «Прогнозирование стрессовых ситуаций»

Инструкция: Педагогическая деятельность, которой присуща непредсказуемость, считается богатой на стрессотравмирующие ситуации. Но умение предвидеть возможные конфликтные ситуации, и вовремя принять меры для их избегания, — навык, особенно ценный и необходимый педагогу. С помощью данного опросника вы сможете самостоятельно оценить свою стрессоустойчивость.

Опросник:

1. Я считаю, что меня недооценивают в коллективе.

2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы.

4. Я бываю довольно агрессивно настроен.

5. Я не терплю критики в свой адрес.

6. Я бываю раздраженным.

7. Я стараюсь лидировать там, где это возможно.

8. Меня считаю человеком настойчивым.

9. Я страдаю от бессонницы.

10. Своим недругам я могу дать отпор.

11. Я эмоционально тяжело переживаю неприятности.

12. Мне не хватает времени на отдых.

13. У меня возникаю конфликтные ситуации.

14. Мне не хватает власти, чтоб реализовать себя.

15. Мне не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

16. Я делаю все быстро.

17. Я чувствую страх, что потеряю работу.

18. Я действую импульсивно, а потом переживаю за свои дела и поступки.

Ответы:

Иногда – 2 балла

Подсчитайте сумму баллов.

51 – 54 баллов — уровень вашей стрессоустойчивости очень низкий

43 – 46– ниже среднего

39 – 42 – немного ниже среднего

35 – 38 – средний

31 – 34 немного выше среднего

27 – 30– выше среднего

18 – 22– очень высокий уровень стрессоустойчивости

1 МЕСТО – 8,3 балла – ШАХТЕРЫ

2 МЕСТО – 7,7 баллов – ПОЛИЦЕЙСКИЕ

3 МЕСТО – 7,5 балла – СТРОИТЕЛИ

4 МЕСТО – 7 баллов – ПОЛИТИКИ

5 МЕСТО – 6,8 балла – ВРАЧИ

6 МЕСТО – 6,2 балла – ПЕДАГОГИ

7 МЕСТО – 5,4 балла – ВОДИТЕЛИ АВТОБУСОВ

8 МЕСТО – 4,8 балла – ДИПЛОМАТЫ,

9 МЕСТО – 2,8 балла – РАБОТНИКИ МУЗЕЕВ

«Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее».

«Так уж устроена жизнь: мв делаем простой вбор – быть счастливым или быть несчастным, но и то, и другое требует одинаковых усилий».

«Мы редко думаем о том, что мы имеем, но всегда беспокоимся о том, чего нам не хватает».

Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса в старшей группе за 2015–2016 учебный год Отчёт по организации учебно-воспитательного процесса в старшей группе за 2015-2016 учебный год Состав группы: Всего человек: 18 Возраст.

Перспективный план учебно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе на сентябрь месяц Виды детской деятельности 1 неделя Тема недели: День знаний Итоговое мероприятие: Праздник «День знаний» 2 неделя Тема недели: Осень.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Семинар-практикум для родителей «Семья и психологическое здоровье ребенка» Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение. Задачи: 1. Ознакомить родителей с негативными.

Семинар-практикум «Организация Рппс как условие качества образовательного процесса» Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия. Тема: «Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса» Цели: 1.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ «Психологическое здоровье дошкольников» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: — о воспитании, развитии, — психологической безопасности детей: создания.

Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Семинар-практикум Тема: «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в.

Семинар «Здоровье педагога — залог успеха в работе» I. Вступление. Сказка о здоровье. Давным-давно, на горе Олимп жили были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить.

Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» СОДЕРЖАНИЕ 1. Психологическое здоровье человека 2. Составные части психологического здоровья человека 3. Факторы риска нарушения психологического.

Эссе «Прогулка как часть учебно-воспитательного процесса?» «Прогулка, как часть учебно – воспитательного процесса?» Безрукавая С. Ю. (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида No167, г. Воронеж, воспитатель).

Источник

Читайте также:  Урок здоровья министерство образования
Adblock
detector