Меню

Педсовет по теме здоровье учителя

Сценарий тематического Педагогического совета «Здоровье педагога — профессиональная ценность»

Ольга Богданова
Сценарий тематического Педагогического совета «Здоровье педагога — профессиональная ценность»

Сценарий тематического педагогического совета

«Здоровье педагога – профессиональная ценность»

Ход Педсовета:

Вступительное слово,определение проблемного поля:

У каждого человека имеется собственная система ценностей. Жизненная система ценностей человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Давайте попробуем определить вашу собственную систему жизненных ценностей. Разделите лист бумаги пополам и в левой колонке определите ценности, важные лично для вас (педагоги выполняют задание).

Помимо общечеловеческих ценностей существуют профессиональные ценности. Конечно, для каждой профессии эти ценности различаются. Попробуйте в правой колонке своего листа определить ценности профессии «педагог» (педагоги выполняют задание).

А теперь выстроите ценности в обеих колонках по иерархии от самой важной и значимой для вас до менее важной и значимой (педагоги выполняют задание и озвучивают все ценности, те в свою очередь по иерархии записываются на доске ведущим).

А теперь мне хочется привести слова Геродота:

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум».

Поэтому, здоровье всегда было и будет для человека самым большим желанием, некой абсолютной ценностью. Очевидно, что без здоровья все остальные ценности обесцениваются. Что же такое здоровье?

Здоровье – это благополучие физическое, духовное и социальное. Здесь все три составляющие самоценны и взаимосвязаны.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Сейчас я предлагаю вам на фигурках темного цвета написать факторы, которые присутствуют в работе педагога и негативно влияют на его здоровье (педагоги выполняют здание). А теперь разместите данную фигуру на силуэт человека, размещенного на доске. Постарайтесь определить местоположение на теле человека для каждого из своих факторов, причин. По принципу влияния данного фактора на ту или другую систему человеческого организма (ЦНС, сердечно-сосудистую систему, ЖКТ и др.).

Таким образом, мы наглядно продемонстрировали то, что педагогическая профессия – профессия разрушающая. В педагогической среде слаб авторитет здоровья. Педагоги нередко, несмотря на плохое самочувствие, выходят на работу, часто переносят простудные заболевания «на ногах», не умеют правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Поэтому проблема сохранения здоровья педагогов очень актуальная для всех нас. Особенно в наше время, в эпоху инноваций в педагогической практике, смену общеобразовательных парадигм, перестройки всей системы дошкольного образования, перехода на работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Всё это оказывает значительное влияние на педагогический процесс. Происходящие перемены касаются не только профессиональной деятельности педагогов, но и их личностных качеств.

1. Игра-ассоциация «Синдром эмоционального выгорания»

Ведущий достает из корзинки два лимона. Один лимон цельный, из другого выжат сок. Оба лимона олицетворяют людей.

Посмотрите на этих людей. Как вы думаете, в каком состоянии пребывает каждый из них? Как можно охарактеризовать эти состояния? (цельный лимон – здоровый, радостный, довольный, счастливый, активный, работоспособный, спокойный и т. д. ; выжатый лимон – усталый, без сил, грустный, неэмоциональный, больной, несчастный и т. д.).

Представьте, что эти люди – воспитатели детского сада. Один из них познал ценность здорового образа жизни, работает над своим здоровьем, другой – нет. Может ли такой педагог быть образцом для подражания? Сможет ли он воспитывать здоровое поколение? Сможет ли создать вокруг себя здоровую среду?

Недаром в народе говорят о таком человеке «выжатый лимон». Посмотрите на этого человека. Что с ним произошло? Кому-нибудь знакомо это состояние? Получается, что из человека выходят все соки. Но понятие вышли соки – образное, скорее из человека вышла энергия, душа. Педагог страдает как профессионал, страдает качество его работы, страдают окружающие его люди. Такой человек не имеет возможности полностью самореализоваться, вести полноценную жизнь.

Так же есть выражение «сгорел на работе». Внутри накапливается отрицательная энергия, отрицательные эмоции. Как это проявляется? Такой человек становится неэффективным, вредным для учреждения. В большей степени подвержены этому женщины.У женщин много социальных ролей: на работе хороший педагог, дома – мать, для родителей – образцовая дочь, для мужа – идеальная жена. Женщина как сорока-белобока – этому дала, этому дала… Часто отдаем много душевных сил окружающим, но не умеем восполнить утраченные силы.

Профессиональная деятельность – важная составляющая жизни человека. Он считается здоровым, когда у него гармонично развиваются потенциальные физические и творческие силы, делающие его зрелым, работоспособным и активным членом общества. Профессиональное здоровье – важнейший элемент производственного процесса.

Каждый педагог должен быть экологичен к своему состоянию. Не доводить себя до такого состояния, который, как мы знаем, именуется «синдромом эмоционального выгорания». Должно произойти осознание ценности здорового образа жизни, работа над своим здоровьем.

Читайте также:  Психологическое здоровье дошкольников литература

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли туристов и вместе с нашим человечком отправится в страну Здоровячков. И город, который мы посетим в этой стране, называется Берегиния. И предстоит нам в этом городе нашего «педагога» исцелить и оздоровить.

2. Музыкальная разминка.

Итак, прежде чем отправится в путь, давайте разомнемся (инструктор по физическому воспитанию проводит разминку под музыку).

3. Интерактивная игра «Ярмарка Здоровья»

В городе Берегиния есть площадь, где ежедневно проводится Ярмарка Здоровья. Мы отправимся на Ярмарку для того, чтобы приобрести товары, которые помогут привести здоровье нашего «педагога» в порядок. В процессе решения годовой задачи, мы узнали много способов избавления от недугов, ваша задача продемонстрировать их разнообразие. Предлагаю вам разделится на две команды, одна команда будет продавцами, работниками Ярмарки, которые будут предлагать покупателям разнообразные товары, рекламировать их. Другая команда будет покупателями на Ярмарке, ваша задача приобрести только полезные для здоровья товары. (Продавцы одевают фартуки с названием Лавки, и в соответствии с названием предлагают разнообразные товары. Покупатели понравившиеся «товары» покупают (карточки светлых и темных цветов) и складывают в корзинку).

Итак, вот наша корзинка, в ней полезные для здоровья товары, которые вы приобрели на Ярмарке. Думаю, они помогут нашему педагогу избавится от проблем, которые его гнетут, расслабиться и разрядиться, внести разнообразие жизни. (Карточки наклеиваются на фигурку человека, по принципу – вредный фактор – исцеляющий от данного недуга товар, например, гиподинамия = абонемент в фитнесс-зал).

Что нам понадобилось для того, чтобы избавиться от этого состояния? Отдых, сон, навыки физиологической регуляции, физическая активность, правильное питание, счастье, радость, перестройка мировоззрения из жертвы в деятеля, массаж.

4. Игра-ассоциация «Какого цвета здоровье

Ну что, посмотрите каким стал наш «педагог». С чем ассоциируются у вас его цвета? (с радостью, здоровьем, благополучием, спокойствием, активностью и т. д.) Мы с вами тоже молодцы, хорошо поработали, интеллектуально, эмоционально напряглись. Нужно отдохнуть.

5. Дыхательная гимнастика «Брюшное дыхание»

И сегодня мы вас обучим одному из методов физиологической регуляции – брюшному дыханию. (Проводится дыхательная гимнастика). Не зря говорят в момент стрессовый ситуации «Вздохнуть и выдохнуть».

И закончить работу нашего Педсовета я хочу притчей:

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Все в твоих руках”. Так что всё в наших руках!

«Золотое время ДОУ в условиях реализации ФГОС до» (сказка для педагогического совета) Рассказчик. Расскажу я вам сказку дивную- Не очень короткую, Не очень длинную, А такую как от меня до вас! Есть у сказки подсказки А.

Конспект педагогического совета «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть.

Конспект педагогического совета о взаимодействии с родителями Педагогический совет Тема. «Совершенствование единого образовательного пространства семьи и детского сада, через разнообразные формы работы.

Методическая разработка педагогического совета «Одаренный ребенок в детском саду» Методическая разработка проведения педагогического совета на тему «Одаренный ребенок в детском саду». Форма организации – деловая игра.

Сценарий педагогического совета в форме деловой игры «Детям о правилах дорожного движения» Сценарий проведения педагогического совещания -в форме деловой игры Тема «Детям о правилах дорожного движения» Цель: Совершенствовать.

План-сценарий родительского собрания «Здоровье-главная ценность человеческой жизни» Цель: приобщать родителей к формированию здорового образа жизни; формировать чувство ответственности за воспитание своего ребенка. План.

Протокол внеочередного заседания педагогического совета «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». Протокол внеочередного заседания педагогического совета: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». Цель: проанализировать.

Протокол заседания педагогического совета ДОУ Педсовет №1. Протокол заседания педагогического совета ДОУ Протокол № 1 Заседания педагогического совета МКДОУ «Детский сад № 11» п. Тамбукан.

Протокол. Заседания тематического педагогического совета в ДОУ. Чтение доклада воспитателя «Игра-как…» Протокол № Заседания тематического педагогического совета МКДОУ «Детский сад № 11» п. Тамбукан От г. Председатель: Чуприна В. И. – заведующий.

Технологическая карта педагогического совета «Ребенок и книга» Разработка на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» в форме технологической карты педагогического.

Источник

Педагогический совет «Здоровье учителя: радость или преодоление»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлаповская средняя общеобразовательная школа имени Шипуновского района Алтайского края

«Здоровье учителя: радость или преодоление»

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой личности. В условиях рыночной экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного труда роль здоровья значительно возрастает.

Читайте также:  Влияние еды здоровье человека

Изменилось общество, изменился и его запрос на образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Этим обусловлено появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного образования. Нам нужна Личность — гармонично развитая, творческая, активная.

С другой стороны, возможна ли гармоничная личность без здоровья? Сложившаяся ситуация актуализирует проблему системного подхода к организации профессионально-педагогического образования, где особое место занимает сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Существует множество определений здоровья, но мы остановимся на общепринятом: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек только 2 здоровы.

В чём причины такого массового нездоровья россиян? Бесспорно, их много. Одна из главных та, что нас не научили нести за него ответственность.

Здоровье для нас — это врач, поликлиника, таблетки. Но это не здоровье, это — болезнь.

Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами. Заболевания органов дыхания отмечаются у 71,2%, сердечно-сосудистой системы — у 63%, хронические ларингиты — у 46%, вегето-сосудистая дистония — у 72,1% (, 1995).

Педагогический труд предъявляет особые требования к состоянию здоровья учителя, к особенностям нейродинамики и в первую очередь — к уравновешенности нервных процессов. Данный факт обусловлен тем, что педагогу необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать воздействие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы. Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что педагог должен быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться ровностью в динамике чувств, чёткостью дикции, уметь выразительно излагать мысли и т. п. Высокие требования к подвижности нервных процессов связаны с тем, что педагог должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», незамедлительно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринуждённо чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

Специфика педагогического труда заключается в постоянной нагрузке на голосовой аппарат. Нередки случаи, когда через 5-7 лет педагогической деятельности голос лишается многообразных оттенков, становится тусклым. Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность педагога и эффективность образовательного процесса.

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему помимо общепризнанных физического, психического и социального следует учитывать эмоционально-волевой и ценностно-мотивационный личностные компоненты.

Первостепенное значение в структуре профессионального здоровья педагога имеют следующие содержательные характеристики:

— наличие стойкой мотивации на здоровье, потребности в его сохранении, осознание ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов, определяющее бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих, признание активной роли самого человека в формировании, преобразовании и сохранении здоровья как высшей ценности, основы активной творческой профессиональной деятельности;

— осознание необходимости преодоления посильных трудностей, стоящих на пути достижения оптимального уровня профессионального здоровья педагога;

— наличие системы знаний о своих генетических, физиологических, психологических возможностях, методах и средствах контроля, сохранения и развития профессионального здоровья;

— наличие умения адекватно оценивать свои силы, резервы организма, чтобы рационально их использовать и грамотно управлять ими.

Весь парадокс в том, что мы сими можем возвращать и сохранять своё здоровье. сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться.

Закономерно возникает вопрос: как самому стать властелином своего тела, своей души?

Сейчас существует огромное количество публикаций по оздоровлению. Главный вопрос, по мнению Луизы Хей, любите ли вы себя?

Действительно, почему нашей любви могут быть достойны только другие? Любить себя — значит принять себя таким, каков ты есть, со всеми достоинствами и недостатками, научиться радоваться самому себе, самому факту своего существования.

Нам стоит уменьшить своё долженствование. Нас долго воспитывали словом должен. Профессия учителя многократно усиливает наше обязан. А если заменить его на я выбираю? Выбирают любимый труд, возможность видеть сияющие глаза детей, наконец, заработать кусок хлеба. Мы делаем свободный выбор и снимается напряжение.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина, шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы — это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель — напряжение. А если попробовать не одевать привычную маску, попробовать остаться собой — отдыхающим, собой — любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Читайте также:  Кт головы вредно для здоровья или нет

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во — вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Все эти советы в конечном итоге позволяют нам осознанно творить своё настроение. Наше сознание бережно хранит в эмоциональной памяти воспоминания. Закажите своему компьютеру — памяти радость. Удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости. Возможно, в первое время окажется сложным вызвать беспредметную, немотивированную радость, в таком случае сосредоточьтесь на восстановлении мельчайших деталей радостного события из прошлого. Особенно ярко окрашены эмоциями наши детские воспоминания, попробуйте погрузиться в них.

Научившись поддерживать позитивное настроение на работе и дома, вы будете способствовать своему оздоровлению, так как структуры мозга, отвечающие за наши эмоции, регулируют и физиологические функции. Бесспорно, что этого недостаточно для полного физического и психического благополучия. Каждый из вас может продолжить этот путь, придя к самодостаточности, позитивному мировосприятию, освободившись от бесплодного чувства вины, растворив свои страхи и обиды.

Главное, когда вы почувствуете внутреннюю гармонию, в вас проснётся какая-то тайна. А как любят тайну дети! Как они её чувствуют! Вы для них — центр. И вот уже и они втягиваются в вашу тайну, и каждый творит её для себя. Учёба становится лишь средством вашего действительно оздоравливающего общения.

Говоря о здоровье, нельзя не коснуться образа жизни. Общепризнанным считается факт, что именно образ жизни определяет здоровье на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его наиболее трудно. Но и это тоже можно сделать радостью, а не преодолением. Проанализируйте, не осуждал себя, что вам хочется изменить в своих привычках. Выберите из них самую обременительную, пропишите себе «рецепт» оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). И вновь — творите!

К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя. Ощутите радость от напряжения мышц, каким бы образом ни вызывали эту радость, но если мы её чувствуем — это реальная эмоция. Мы осознанно «замыкаем» новую связь: действие — положительное подкрепление. Конечно, выработка новой привычки потребует времени. Считается, что на это уходит примерно 21 день и ещё 3-4 месяца её закрепления. Но 21 день маленьких удовольствий, которые вы дарите себе сами, стоят того.

Освоив такую «технику», уже не будет обременительно проводить на уроках физкультурные минутки. Если вы не помните специальных упражнений, загляните в журнал, а некогда, можно просто потянуться (достать руками до неба), покачаться всем телом (шумят берёзки), распластаться кляксой на стуле или поиграть пальчиками в смешных человечков.

Дети любят игры. Почему же не подарить им радость? Теперь вы сможете вспомнить силу детской радости. Сможете искренне поиграть с ними, насладившись настоящим, непосредственным погружением в детство. Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.

Если перед этим задуматься, какие системы органов ребёнка испытывали на уроке наибольшее напряжение и именно на них направить упражнения, оздоравливающий эффект усилится. Но главное — это тайна нашего здоровьетворения!

Так же полезно проводить 5-минутки бодрости перед уроками, включив в них «волшебные точки» — массаж по Уманской (опять как тайну), дыхательные упражнения и т. д.

Детей очень радуют музыкальные перемены, на которых они могут выражать себя в произвольных танцах. Преимущества такой естественной гимнастики в сравнении с организованной очевидны.

Со временем придёт желание найти такие методы и формы ведения урока, которые менее утомительны для вас и для детей. И тогда вы уже не сможете вернуться к официальной, стереотипной роли учителя, потому что вам понравилось творить!

В заключении хочу сказать, что профессиональное здоровье педагога — это целостное динамическое личностное образование, представляющее собой единство мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых здоровьесберегающих установок, знаний и умений по конструированию, поддержанию и укреплению здоровья, позволяющее продуктивно осуществлять профессионально педагогическую деятельность.

Восточные мудрецы говорят: «Если вопрос затронул сердце, ответ уже на пути к вам».

И если вас, уважаемые коллеги, этот вопрос взволновал, то вы не будете равнодушны к своему здоровью, т. к. от здоровья в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

«Исцелись сам!», и только тогда будет легко исполнить вторую заповедь: «Не навреди!»

Источник

Adblock
detector