Педагогический совет «Бережём свое здоровье»
материал
систематизация знаний педагогов по разделу образовательной программы дошкольного образования — формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Алёнушка» г. Павлово
«Бережём своё здоровье»
Подготовила: ст. воспитатель
МБДОУ детский сад №18
Миронова Л.А. высшая категория
Цель: систематизация знаний педагогов по разделу образовательной программы дошкольного образования — формированию начальных представлений о здоровом образе жизни».
План проведения педсовета:
- Сообщение старшего воспитателя о значении здорового образа жизни.
- Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни – результаты тематического контроля.
- Педагогический ринг.
- Обобщение опыта работы педагога по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Воспитатель Баранок С.Н.
- Подведение итогов анкетирования родителей «Здоровье – одна из главных ценностей жизни.
- Решение педсовета.
1. Сообщение старшего воспитателя
«Ценность здорового образа жизни»
Что такое здоровье? Как вы думаете? (ответы педагогов)
«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского языка).
Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитый интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности.
Самая главная задача на сегодняшний день это вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья является предрасположенность к болезням, уровень физического и психического развития, состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 – 8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 – 7 лет.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.
В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растет.
На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания (С.М. Мартынов, врач-педиатр «Здоровье ребенка в ваших руках»). У часто болеющих детей наблюдается поражение носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.
Показатели здоровья младших школьников ухудшаются в первые годы обучения, медики считают, что это происходит из-за повышенной нагрузки. У 17,6% выпускников школ наблюдается ослабление зрения, у 14,7% зафиксированы сколиоз и нарушение осанки.
Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.
Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует, увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей . Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.
В нашей стране, к сожалению, долгое время не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.
На сегодняшний день наша задача – становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни. А для этого необходимо:
- Развивать у детей навыки личной гигиены;
- Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи, зубов и пр.);
- Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
- Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.
2. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни – результаты тематического контроля. Ст. воспитатель Миронова Л.А.
3. Педагогический ринг.
Педагоги заранее делятся на две команды.
За каждый правильный ответ начисляются баллы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в нашем игровом зале ,чтобы поговорить о «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .»
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Существует такая легенда. “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”. Другой сказал: “Человек должен быть здоровым”.
Третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, Другие — за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (варианты ответов).
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
«Бой эрудитов..» Обдумывание вопроса не более 1 минуты. Право
ответа получает команда, которая первая поднимет флажок готовности.
(верный ответ) — 5 балов.
1. Что такое здоровье?
(По определению Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это
состояние полного физического, психологического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни).
2. Назовите виды здоровьесберегающихся технологий.
( Гимнастики : для глаз, дыхательная, пальчиковая, взбадривающая;
музыкотерапия ; закаливание , двигательный режим, упражнения, способствующие формированию осанки, профилактика плоскостопия, коррегирующие ; лечебно-профилактическая работа
(лечебный массаж, физиотерапия и обеспечение психологического благополучия
(музыкотерапия, сказкотерапия, релаксация.)
3.Назовите формы двигательной активности дошкольников в течение дня.
(физкультурные занятия, оздоровительный бег, гимнастика, прогулки с
включением спортивных и подвижных игр)
4.Назовите компоненты ЗОЖ.
(Рациональный режим, систематические физкультурные занятия, правильное
питание, благоприятная психологическая обстановка в ДОУ и семье)
5. Назовите праздники, способствующие оздоровлению детей.
(спортивные развлечения, праздники, игры-забавы, двигательно-игровой режим,
«Дни здоровья» и т. д.)
6.Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье,
Каждая команда по очереди называет пословицу или поговорку. Повторяться нельзя. Побеждает команда, назвавшая большее их количество.
Пословицы и поговорки.
-Будет здоровье – будет все;
-здоровье за деньги не купишь;
-береги платье снову, а здоровье смолоду;
-в здоровом теле – здоровый дух;
-здоровье – это движение;
-здоровому и врач не надобен;
Высказывания философов, поэтов.
1. «Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить
себя физически и духовно» Брегг.
2. «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий
счастливее больного короля» Цицерон
3.Здоровье ребенка превыше всего, богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. Ж. Жабаев
4. «Без здоровья невозможно и счастье» В. Белинский
6. «Здоровье – это главное жизненное благо» Януш Корчак
7. «Разве здоровье не чудо?» А. П. Чехов
— Процесс изменения форм и функций организма человека — ….(физическое развитие)
— Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования — …(спорт).
— Основное специфическое средство физического воспитания — …(физические упражнения).
— Детский туризм – это…(прогулки и экскурсии).
— Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…(основные виды движения).
4. Обобщение опыта работы педагога по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Воспитатель Баранок С.Н.
5. Подведение итогов анкетирования родителей «Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Ст. воспитатель Миронова Л.А.
Подведение итогов педагогического ринга.
6. Решения педсовета.
Решение педагогического совета:
- Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.
- Пополнять физкультурный зал и физкультурные уголки в группах современным спортивным оборудованием.
Источник
Выступление на педсовете «Здоровье как состояние и свойство организма.»
статья по теме
Материал можно использовать для организации педагогического совета, семинара, консультации для педагогов в детском саду. Он касается основных условий формирования здоровой личности ребёнка и о роли воспитателя в поддержании здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_microsoft_office_word.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье как состояние и свойство организма
(Выступление на педагогическом совете,
подготовила и провела: старший воспитатель Жих Я.В.)
Что такое здоровье? На сегодняшний день дается более 300 определений этого понятия, и связано это с тем, что оно очень многогранно.
Самое оптимальное определение дано Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это состояние полного физического, психического и нравственного благополучия.
- Экология (окружающая среда) – 20%
- Образ жизни – 50%
- Наследственность – 20%
- Медицина – 10%
Средняя продолжительность жизни (данные статистики):
Мужчины – 68 лет по России, 64 года по Кузбассу. Женщины – 72 года по России, 70 лет по Кузбассу.
Если говорить о здоровье детей, то по разным данным, примерно половина детей приходят в первый класс уже с различными нарушениями здоровья. Прежде всего, это – нарушения опорно-двигательного аппарата, избыток или недостаток массы тела, нарушение зрения, нервно-психические расстройства, аллергические заболевания.
Поэтому, наша задача, как воспитателей, обращать внимание на проблему профилактики нарушений здоровья в детском саду.
Прежде всего это информирование родителей по вопросам здорового образа жизни, повышение их компетентности в вопросах сохранения здоровья своих детей; это и непосредственное наблюдение за детьми с целью выявления каких-либо отклонений в здоровье детей, чтобы вовремя рекомендовать родителям обратиться с проблемой к специалисту; это и построение нашей воспитательной работы в соответствии с возрастными нормами детей и использованием здоровьесберегающих технологий (физкультурные и оздороровительные минутки, подвижные игры, смена видов деятельности, закаливающие процедуры и др.).
Необходимо, чтобы мы осознавали и ценность собственного здоровья, так как здоровье педагога и здоровье детского коллектива тесно взаимосвязаны.
Существуют практические экспресс-методы определения количества здоровья. Один из таких методов – проба Штанге. Необходимо сделать максимально возможный вдох и задержать дыхание. Время, которое Вы смогли выдержать – показатель уровня здоровья. До 30 секунд – резервов здоровья в организме нет, до 50 секунд – средний уровень здоровья.
Что значит, что в организме нет резервов? Дело в том, что метод Штанге основании на оценке энергетического резерва в организме (запаса энергии). Вся работа на уровне клеток, органов, систем в нашем теле идет с потреблением энергии, но имеется запас – «резерв» энергии, который не расходуется, а остается «на черный день». Таким «черным днем» может стать стресс, болезнь, физические нагрузки и другое. Если показатель в пробе Штанге говорит о том, что резервной энергии нет, это значит, что организм начинает в непредвиденных ситуациях (те самые «черные дни») брать ее с других процессов, т.е. он начинает работать, исстрачивая себя.
Накопление резервной энергии связано с нашим образом жизни, особенно с работой мышечной системы и режимом дня.
Кратко остановимся на энергетическом резерве детей. Существует такое понятие, как утомление. Утомление признак того, что энергетический резерв в организме истощен. Именно поэтому мы, как грамотные специалисты, должны уметь замечать момент утомления ребенка. Признаком утомления могут служить: отвлечение внимания ребенка, он не слышит воспитателя, во время занятия он стал поворачиваться, мешать другим и т.д. В это время как раз и нужна смена видов деятельности, ведение физкультминуток, игровых пауз.
Говоря о составляющих понятия «здоровье» и для взрослых и для детей на первое место выходит образ жизни.
На что мы должны обращать внимание, говоря о здоровом образе жизни:
- Соблюдение режима дня, который определяется возрастом. Для взрослых это соблюдение режима труда и отдыха.
Доказано, что недостаточная продолжительность сна ведет к снижению работоспособности организма, возникновению быстрого утомления, снижению сопротивляемости организма к инфекциям. Для детей продолжительность сна должна составлять 10-12 часов. Для взрослых 6-10 часов.
Учеными установлено, что режим сна, а в особенности сон в период до 24 часов ночи, связан с кроветворными функциями в организме. Наша кровь постоянно обновляется, при нарушении режима сна и отсутствии сна до 24 часов процессы обновления клеток крови сбиваются. У детей, которые поздно ложатся спать и не соблюдают режим дня, очень часто наблюдается малокровие, низкий гемоглобин крови.
- Рациональное сбалансированное питание.
Нашему организму необходимо ежедневно получать определенное количество белков, жиров и углеводов. Белки не имеют свойства накапливаться в организме (в отличие от углеводов и жиров). Поэтому «белковое голодание» опасный для человека процесс, когда организм использует белки, расщепляя свои же структуры. Источники белка: мясные и молочные продукты, рыба, яйца, бобовые.
- Оптимальный режим двигательной активности.
Оказывается движение – способ раскрытия генетической информации. Определенное количество двигательной активности позволяет детскому организму переходить на следующий этап развития. Чем больше ребенок двигается, тем быстрее и качественнее он развивается. Чем больше энергии у него тратится, тем больше и восстановится, т.е. тем больше у него будет энергетический резерв, соответственно он будет выносливее и устойчивее к утомлению.
Нам необходимо обращать внимание не только на соблюдение режима двигательной активности в течении дня, но и на отклонения в развитии скелетно-мышечной системы и принимать профилактические меры по предупреждению плоскостопия, сутулости, асимметрии лопаток, используя в своем арсенале различные виды гимнастик и массажа.
Очень важно учитывать в детях тип нервной системы (сильный и слабый), биологические ритмы детей в течение дня, асимметрию мозга (правши и левши).
Говоря о влиянии полушарий головного мозга на деятельность организма, отмечу, что левая и правая сторона мозга отвечают за разные процессы. Именно поэтому между левшами и правшами имеются существенные различия. Правши более логичны; нацелены на одно конкретное решение; информацию легче воспринимают дозировано, частями; имеют хорошую слуховую память, любят рассуждать, строить гипотезы; предпочитают действовать по заранее спланированной схеме. Левши – очень творческие люди; нацелены на выработку как можно больших вариантов решения проблемы; хорошо развита интуиция и чувственная сфера; все воспринимают всерьез; обидчивы и депрессивны; хорошо воспринимают информацию через зрительный канал; обладают экспрессивной речью, богато выраженной жестикуляцией, со сбоями, запинками, лишними словами; не скрывают своих чувств; внушаемы и доверчивы; легко огорчаются, плачут, переходят в состояние гнева; действуют по настроению.
- Отсутствие вредных привычек.
Психологические основы таких отклонений лежат в детстве, даже в раннем детстве, в момент формирования нервных структур, психологических установок, отношения ребенка к миру.
Несмотря на общее положительное отношение взрослых к факторам здорового образа жизни, в реальности мы нечасто их соблюдаем. Но если задуматься — именно от нас зависит наше будущее и будущее наших детей, и мы просто не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит сейчас с нашей жизнью.
Источник