Педагогика здоровья
Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования. Сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности. Различие между психическим и социальным здоровьем.
Рубрика | Педагогика |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.09.2017 |
Размер файла | 338,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.
Что же такое здоровье?
Простота ответа на этот вопрос — типа «это когда ничего не болит» — кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.
В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения«.
В то же время живой организм — система неравновесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов« (Устав ВОЗ, 1946). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией.
Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты.
Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:
— за идеальность цели, которой никогда не достичь;
— за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;
— за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;
— за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и скорее является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.
И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об индивидуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации«.
Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению
В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и развитие психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Более детально здоровье — это способность:
— приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям;
— противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;
— сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;
— улучшать возможности, свойства и способности своего организма;
— улучшать качество жизни и среды обитания;
— воспроизводить, поддерживать и сохранять себе подобных;
— производить и сохранять культурные и материальные ценности;
— расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;
— созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу;
— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности.
Таким образом, здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.
В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку:
«Здоровье — это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным«.
Человек являет собой отражение двух сторон — биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от биологического.
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:
Первый уровень — биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
— Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
— Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Второй уровень — психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.
Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.
К онцепции здоровья
Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие.
Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить. здоровье психический трудоспособность
Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.
Концепцию баланса здоровья предложил Н. Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения).
В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.
Потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.
Баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.
Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья.
Укрепление здоровья — силы, направленные на улучшение системы баланса.
Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма.
Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья: способность к адаптации себя и среды.
Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования.
Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптация отличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия.
Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:
1. Состояние удовлетворительной адаптации.
2. Состояние неполной или частичной адаптации.
3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.
4. Состояние неудовлетворительной адаптации.
5. Состояние повреждения адаптационных механизмов.
По-видимому, само понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья.
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.
Здоровье — это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.
Предболезнь — это латентный, скрытый, период болезни, или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.
Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.
В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.
Болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.
Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека помимо биологического включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.
По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.
Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).
Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много.
Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была предпринята попытка ранжировать все факторы в порядке их значимости для здоровья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека.
биологические (наследственность, микро и макробиологические факторы),
природные (климат, ландшафт),
физические (шум, вибрация, ультрафиолетовое облучение, радиационный фон, электромагнитные поля и др.),
уровень развития здравоохранения и медицинской науки,
образ жизни человека.
Однако наиболее важное значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются:
—гиподинамия (недостаток движения),
—неправильное питание (прежде всего переедание),
—вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ),
—неблагоприятная экологическая обстановка.
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран.
В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ определила это соотношение применительно к нашей стране (табл. 1.1).
Конечно, для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20 %.
Факторы, влияющие на здоровье (в скобках данные ВОЗ)
Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22 %.
Только незначительная часть (8—10 %) показателей здоровья: определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.
В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).
Общественное здоровье — это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом.
Общественное здоровье характеризует жизнеспособность общества (Д.Д. Венедиктов, 1981).
В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют: комплекс показателей естественного движения населения (медико-демографические показатели), показатели заболеваемости и болезненности, инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость) и показатели механического движения населения (эмиграция и иммиграция).
Показатели естественного движения населения
Рождаемость относится к социально-биологической категории.
Показатель (коэффициент) рождаемости — число рождений в год, приходящихся на 1000 человек.
Показатель рождаемости: Число родившихся живыми за год х. 1ООО
Среднегодовая численность населения
В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8 — 10 на 1000 населения, преобладают однодетные семьи. В последние годы в России отмечается тенденция резкого снижения рождаемости, уровень которой составляет 6—10 на 1000 населения. В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9 — 12, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25 на 1000 населения.
Смертность населения относится к важнейшим демографическим показателям, характеризующим санитарное состояние населения.
Показатель (коэффициент) общей смертности — число умерших в год на 1 тыс. населения.
показатель общей смертности: — Число умерших за год X 1000 .
Среднегодовая численность населения
Средний показатель смертности 13—16 умерших на 1 тыс. человек.
Общая смертность населения в зрелом возрасте в России в конце XX века составляла 15,6 на 1 тыс. (в США — 7,8).
Показатели: смертности среди мужчин выше во всех возрастных группах от болезней системы кровообращения. Обращает внимание резкое увеличение смертности мужчин трудоспособного возраста.
Структура смертности — доля причин смерти от определенных групп заболеваний среди всех причин. Все причины принимаются за 100 %.
Смерти по причине в России занимают
первое место (составляют около 54 %), сердечно-сосудистые заболеваниия
второе — злокачественные новообразования (около — 17 %),
третье — насильственные причины (травмы, отравления, убийства и самоубийства — около 16 %),
далее — от болезней органов дыхания (около 5 %).
Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей — явление патологическое.
Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.
Показатель Число детей до 1 гола, умерших за год X1000
Детской = 2/3 от числа детей родившихся в данном году
Смертности +1/3 от числа детей, родившихся в предыдущем году
Начиная с 1993 года используются критерии, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.
Критерии жизнеспособности: срок — 22 недели и более, масса тела — 500 г и более.
Основными причинами постнатальной смертности, помимо перечисленных, являются экзогенные болезни (пневмония, сепсис, родовые травмы, асфиксия и др.).
Важнейшим показателем здоровья населения является младенческая смертность — смертность детей в возрасте до 1 года. Она определяет большую часть детской смертности и влияет на все демографические показатели.
Низкий показатель младенческой смертности составляет 5—15 детей на 1000 родившихся живыми,
средний — 16 — 30,
высокий — 30 — 60 и более.
В настоящее время младенческая смертность в России в 1,5 —2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 15—17 на 1000 родившихся (в США — 8,4, в Японии — 5,3).
В структуре причин смерти детей старше 1 года на
первом месте несчастные случаи, отравления, травмы (46,7 % — среди детей в возрасте от 1 года до 4 лет, 76 % — среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет).
Естественный прирост населения — разность между показателями рождаемости и смертности или определяется по формуле:
Показатель Естественного прироста = Абсолютный естественный прирост х 1000
Среднегодовая численность населения
В настоящее время в России сложилась очень тяжелая демографическая обстановка. Всероссийский съезд врачей (июнь 1997) констатировал, что население России сокращается с невиданной скоростью: рождается 10 человек, а умирает 15 на 1000 населения. С 1992 года прирост населения стал отрицательным, а Россия стала депопулляционной страной: за год рождается меньше людей, чем умирает. В большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль около 6 на 1000 жителей) населения.
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни
рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет».
Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных лечебных учреждений: карты больных, выбывших из стационара; статистические талоны для регистрации уточненных диагнозов; экстренные извещения об инфекционных заболеваниях; свидетельства о смерти и др.
Изучение заболеваемости включает в себя количественную (уровень заболеваемости), качественную (структура заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.
собственно заболеваемость — вновь зарегистрированные заболевания в отчетном году;
распространенность заболевания (болезненность) — заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.
Патологическая пораженность — совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, средней численности населения, умноженное на 1000.
По группам здоровья работающих распределяют следующим образом:
1) здоровые (не имевшие ни одного случая нетрудоспособности в году);
2) практически здоровые (имевшие в году 1 — 2 случая нетрудоспособности по поводу острых форм заболеваний);
3) имевшие в году 3 и более случаев утраты трудоспособности по поводу острых форм заболеваний;
4) имеющие хронические заболевания, но не имевшие случаев утраты трудоспособности;
5) имеющие хронические заболевания и имевшие по поводу этих заболеваний случаи утраты трудоспособности.
Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности, среди населения в целом и в отдельных группах по возрасту, полу, профессии.
Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой: на 1000, 10 ООО или 100 000 человек.
Эпидемиологические данные убедительно свидетельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин.
Мужчины умирают от инфаркта миокарда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 раза — в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза — в возрасте старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетическими различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, которое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки.
Инвалидность — нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению деятельности.
Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение.
По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,3 %) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15 % стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания, злоупотребление лекарственными средствами), 15,1 % инвалидность получили вследствие травм в быту, на производстве и в дороге.
В среднем инвалиды составляют около 10 % от всего населения мира.
В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10 ООО жителей.
Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 группы заболеваний:
—болезни органов кровообращения — 27 — 35 % случаев;
—злокачественные новообразования — 23 — 29 %,
—травмы — около 10 %,
—болезни нервной системы и органов чувств — 5 —7 %.
Большинство людей (80 — 90 %) становятся инвалидами в трудоспособном возрасте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспособности незначителен (10—12 %).
Показатели физического развития
В настоящее время физическое развитие рассматривается как один из основных показателей состояния здоровья отдельного человека и населения в целом. Под физическим развитием понимают комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих массу, плотность, форму тела и др.
Физическое развитие — показатель роста и формирования организма — зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие населения, преимущественно детей, определяется путем антропометрических и физиометрических измерений: роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, частоты пульса и дыхания, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.
Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими признаками, для чего создаются местные стандарты. Массовые ежегодные медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, их тенденциях и причинах.
Освидетельствование физического развития (согласно приказу М 3 РФ № 387) проводится в следующие периоды жизни:
—детям 1-го года жизни ежемесячно;
—детям дошкольного возраста ежегодно;
—перед поступлением в школу;
—учащимся 6-го и 8-го классов.
Выделяют 5 соматических типов:
1) замедленный тип роста и развития;
2) замедленный тип развития;
3) средний тип роста и развития;
4) ускоренный тип развития;
5) ускоренный тип роста и развития.
Пути улучшения общественного здоровья населения России
Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Основное проявление кризиса здоровья в России — в уменьшении ожидаемой продолжительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30 — 50-летнего возраста за счет травм и отравлений. Громадное значение имеет детская смертность, трудности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.
Следует также отметить, что все вышеперечисленные показатели общественного здоровья в основном отражают нездоровье, а здоровье характеризуют от противного.
Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в ХХI веке» выбрали несколько иных показателей общественного здоровья:
—% ВВП, идущий на здравоохранение,
—доступность первичной медико-санитарной помощи,
—обеспеченность населения безопасным водоснабжением,
—% лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней,
—состояние питания детей, в частности, процент детей, родившихся с низкой массой тела (
Источник