Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 04.05.2017
Статья просмотрена: 2251 раз
Библиографическое описание:
Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е. В. Пенто. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12296/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развитие, педагогические условия, здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, ДОУ
Постановка проблемы. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесс формирования ценностей здорового образа жизни. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей
Учитывая, что условия представляют собой существенный компонент комплекса объектов, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления, и что данная категория отражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может, под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания.
Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]:
- Организация взаимодействия ДОО и семьи.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно каждое педагогическое условие. Первое педагогическое условие — организация взаимодействия ДОО и семьи. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка- дошкольника.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Проблемой работы с родителями в системе ДОО занимались Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, Т. А. Куликова, О. Н. Урбанская, Я. И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, изучали Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье — В. М. Иванова. Данными учеными исследовалось взаимодействие ДОО и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось [2, с.19].
Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.
Недаром педагоги прошлого — К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой — говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах [1, с. 34].
В настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы работы с родителями, но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Можно выделить следующие формы работы с родителями: индивидуальные консультации — это диалог воспитателя и родителя; педагогический совет с участием родителей.
Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей; родительская конференция — одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.; «круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания; вечера вопросов и ответов, форма, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей; уголок для родителей.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей; еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых видах деятельности и другую информацию; личные блокноты, которые могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.
Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками (В. И. Безлюдная), специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва), детско-родительские отношения в семье с нарушенным кровным родством (Е. П. Арнаутова), работа детского сада с молодой семьей (О. Л. Зверева) [2, с. 20]. Основой педагогической модели взаимодействия ДОО и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОО. Значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей. Совместная работа ДОО и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.
Второе педагогическое условие — создание развивающей предметно- пространственной среды по формированию ценностей здорового образа жизни у детей. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Центры здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме ЗОЖ, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты НОД и бесед, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др. Вопрос создания развивающей предметно — пространственной среды для дошкольной образовательной организации является не менее важным и актуальным.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно — пространственной среде определённые требования [1]:
Рассмотрим основные требование к развивающей предметно- пространственной среде в контексте формирования ценностей ЗОЖ. Насыщенность: соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов по формирование здорового образа жизни, спортивного оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство для физического развития должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, активной игровой деятельности с разными материалами способствующие формированию ЗОЖ.
Доступность развивающей предметно-пространственной среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к спортивному оборудованию, играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим формирование ЗОЖ; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод что, развивающая предметно — пространственная среда играет огромную роль в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создавая среду педагог должен учитывать индивидуальны особенности каждого ребенка. Необходимо наполнить ее различным дидактическим, спортивным и игровым материалом, который будет способствовать формированию ценностей ЗОЖ.
Источник
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования
Автореферат диссертации по теме «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования»
На правах рукописи
ДАВЫДОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
диссертации ка соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Трубайчук Людмила Владимировна — доктор педагогических наук, профессор
Пономарева Людмила Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Шарманова Светлана Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь
Защита состоится 25 сентября 2013 г. в 12.30 на заседании диссертационного совета Д 212.295.04, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 69, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан двадцать третьего августа 2013г.
И.о. ученого секретаря диссертационного совета
/(/і’І^-у Г.А. Шиганова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни -процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста. В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.
Однако за последние годы состояние детского здоровья в России качественно ухудшилось. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы. Вместе с тем, современные требования, предъявляемые обществом к состоянию здоровья детей, обусловливают необходимость качественного улучшения процесса формирования здоровья детей.
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне исходит из социального заказа общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, самостоятельно выполняющего правила здорового образа жизни, физически развитого и владеющего основными культурно-гигиеническими навыками.
В Концепции дошкольного воспитания указана стратегическая цель: содействие становлению ребенка как личности для его успешной социализации в обществе. Дошкольный возраст является начальным периодом социализации ребенка. Важным условием успешной социализации детей является состояние их здоровья.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования впервые в качестве самостоятельной области выделяют образовательную область «Здоровье», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение
качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.
В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье детей выделено в отдельное направление. Актуальность проблемы подтверждается и тем, что сегодня общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья, умеющей организовать деятельность по его сохранению и укреплению, ориентированной на ведение здорового образа жизни, исключающего нанесения какого-либо вреда своему здоровью и здоровью окружающих.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью теоретических подходов к организации основ формирования здорового образа лизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Между тем исследования современных ученых (Н.А. Андреева, В.А. Деркунская, Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева, С.Б. Шарманова и др.) доказали, что именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.
Кроме того, формирование здорового образа жизни — процесс постепенный, планомерно протекающий на всех этапах развития личности, в том числе и на всех ступенях образовательной системы. Наличие преемственных связей в вопросах сохранения и укрепления здоровья при переходе из одного звена системы образования в другое позволяет ребенку накапливать положительную динамику на всех этапах своего возрастного развития. Однако «ступенчатость» усвоения знаний а области здоровья между звеньями образовательной системы, в целом, и между дошкольным и начальным школьным образованием, в частности, не позволяют говорить о системности работы по формированию у ребенка здорового образа жизни.
Характеризуя состояние изученности проблемы на научно-методическом уровне, отметим, что актуальность связана с необходимостью разработки для дошкольных образовательных учреждений методического обеспечения, связанного с планированием работы педагогов по формированию здорового образа жизни, организацией в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, взаимодействием с семьями дошкольников в вопросах сохранения и укрепления здоровья, осуществлением преемственных связей в средствах, формах и методах работы в данном направлении.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием противоречий между:
— объективной потребностью общества в воспитании личности, ориентированной на здоровый образ жизни, и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— необходимостью разработки теории формирования личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, мотивированной на всех этапах своего развития на сохранение и укрепление здоровья, и практикой дошкольного образования, характеризующейся отсутствием преемственных связей в данном направлении;
— деятельностью дошкольных образовательных учреждений по формированию у детей основ здорового образа жизни и недостаточностью методического обеспечения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Из указанных противоречий вытекает проблема исследования: обоснование и реализация условий педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования».
Цель исследования: разработать и экспериментальным путем апробировать педагогические условия успешного функционирования модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Объект исследования — процесс организации педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Предмет исследования — педагогические условия успешного функционирования модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1. В теоретико-методологическую основу педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов.
2. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования, возможно, будет функционировать эффективно при реализации следующих педагогических условий:
— создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;
— понимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);
— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, которая предполагает комплексную систему мер по оздоровлению дегей;
— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе; определить теоретико-методологические основы исследования.
2. На основе анализа теоретических и практических педагогических исследований уточнить понятие «основы здорового образа жизни дошкольников», конкретизировать понятие «формирование основ здорового образа жизни дошкольников», предложить трактование понятийно-терминологического сочетания ‘(педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования».
3. Теоретически обосновать методологическую основу, компоненты и связи структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников.
4. Разработать методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— основные положения аксиологического подхода (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анциферова, А.Г. Здравомыслов, Т.А. Казимирская, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, A.C. Кравец, A.C. Кузнецов, П.Е. Матвеев, A.B. Миронов, H.JI. Худякова и др.), раскрывающие механизм формирования ценностного отношения личности к своему здоровью и здоровью окружающих;
— положения личностно ориентированного подхода (A.C. Белкин, A.B. Запорожец, Н.Я. Михайленко, JI.B. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;
— основные положения средозого подхода (С.Д. Дерябо, Ю.С.Мануйлов, В.А. Петровский, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.), вскрывающего принципы построения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
— теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б.Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук, Р.М.Чумичева др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности;
— теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.Ф. Змановский, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Л.И. Пономарева, Л.Г. Татарникова,
Т.А. Тарасова, З.И. Тюмасева, С.Б. Шарманова и др.), определяющая цель, этапы, составляющие компоненты процесса формирования здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.), доказывающие необходимость объединения усилий педагогов и родителей в процессе формирования у ребенка-дошкольника ответственности за свое здоровье;
— исследования преемственности в системе «дошкольное образовательное учреждение — начальная школа» (А.Ф. Асмслов; Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, Т.Н.Зотова, В.Т. Кудрявцев, М.Р. Леонтьева, Л.П. Стрелкова, Л.В. Трубайчук и др.), выявляющие пути, формы, методы осуществления преемственных связей на разных ступенях образовательной системы.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми, проектирование, анализ документации, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Концепция демографической политики России на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социального развития Российской Федерации до 2020 года, Концепция дошкольного воспитания, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Экспериментальная база н этапы исследования.
Исследование осуществлялось с 2006 по 2012 гг. на базе муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений г.Троицка Челябинской области «МКДОУ № 28», «МКДОУ №15», «МКДОУ №21», «МКДОУ №30», общеобразовательных учреждений «МОУ СОШ № 10», «МОУ СОШ №3». Всего в исследовании приняло участие 98 детей, 65 родителей и 16 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2006-2009 гг.) изучалось состояние проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; определялся научный аппарат исследования; формулировалась гипотеза и задачи исследования; выявлялись факторы, влияющие на процесс формирования у дошкольников основ здорового образа жизни; определялись критерии, показатели и уровни сформированности у дошкольников основ
здорового образа жизни; разрабатывалась программа опытно-поисковой работы, осуществлялся констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2009-2012 гг.) была разработана и экспериментально проверена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников; определялись педагогические условия успешной реализации модели; проведены формирующий и итоговый эксперимент, в ходе которых проверялись положения гипотезы.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) осуществлялось обобщение результатов опытно-поисковой работы, формулировались теоретические выводы, завершалось текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна результатов исследования заключается:
— в определении теоретико-методологической стратегии педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, ядро которой составляет синтез аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов;
— в обосновании аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов к разработке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников, включающей мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки;
— в выявлении педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования, предполагающего помощь ребенку со стороны участников образовательного процесса в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья;
— в доказательстве педагогических условий реализации модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей; понимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами); использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающей комплексную систему мер по оздоровлению детей; наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании;
— в разработке методического обеспечения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей, в частности,
методического пособия «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Представлен исторический опыт и анализ современного состояния проблемы формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, который обосновывает перспективы решения проблемы.
2. Уточнено понятие «основы здорового образа жизни дошкольника», под которым понимается синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности.
3. Конкретизировано понятие «формирование основ здорового образа жизни дошкольников», под которым мы понимаем целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
4. Введено в теорию дошкольного образования понятийно-терминологическое сочетание «педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования», предполагающее тип педагогической деятельности, который состоит в оказании ребёнку помощи со стороны участников образовательного процесса в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
Практическая значимость исследования:
1. Разработано методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, методическое пособие «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста», программа «Расту здоровым», «Дневник здоровья» и диагностические карты мониторинга формирования основ здорового образа жизни ребенка.
2. Определена возможность реализации в условиях образовательного процесса педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
3. Предложено использование методического обеспечения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа
жизни в практику работы дошкольных образовательных учреждений, а также при подготовке педагогов дошкольного образования в педагогических колледжах, педагогических вузах и институтах повышения квалификации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались выбранной методологической основой; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой; репрезентативностью полученных диагностических данных; соответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике общего образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в Международных научно-практических конференциях «Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития» и «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ», Челябинск, 2011 г., «Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения», Санкт-Петербург- Челябинск, 2011 г., «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы . », Челябинск, 2012г., 2013 г., «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы», Шадринск, 2012г., 2013 г., «Образование и наука XXI века -2012», София, Болгария, 2012 г., «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений», Екатеринбург, 2013 г., «Психолого-педагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности», Тольятти, 2013 г., «Образование: традиции и инновации», Прага, Чешская республика, 2013 г., Всероссийских научно-практических конференциях «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов», Челябинск, 2012 г., «Молодежь и наука XXI века», Красноярск, 2012 г., «Образование в условиях модернизационных процессов современного общества», Калуга, 2013 г.
Содержание научной и практической деятельности автора отражено в 22 публикациях, три из которых размещены в рецензируемых изданиях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) доказываем, что педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста — это помощь со стороны участников образовательного процесса в получении знаний и представлений о составляющих компонентах здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья;
2) определяем теоретико-методологическую основу педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка, ядром которой является структурно-функциональная модель формирования основ
здорового образа жизни дошкольников и младших школьникоз, базирующаяся на синтезе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов и представленная мотивационно-целевым, содержательным, процессуальным и диагностическим блоками;
3) конкретизируем идеи преемственности формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, заключающиеся в соответствующих связях в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по обогащению знаний и представлений детей о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитии у детей ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья ребенка;
4) аргументируем, что педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием реализованных нами педагогических условий:
— создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;
— осознание ценности здоровья всеми участниками образовательного процесса;
— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающей комплексную систему мер по оздоровлению детей;
— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формхх и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании, синтез которых обеспечивает реализацию структурно-функциональной модели формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников;
5) внедряем методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, направленное на методическую помощь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений.
Структура и объем диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографического списка, включающего 223 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении определяются актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определяются методологические и теоретические основы,
методы и этапы проведения исследования; представляются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста как педагогическая проблема» представлены исторический опыт и анализ современного состояния проблемы; уточнены основополагающие понятия исследования. спроектирована структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников младших школьников и обоснованы педагогические условия данного процесса.
Анализ историографии проблемы показывает, что вопросы зависимости здоровья ребенка от образа жизни издревле находились в центре внимания любого общества, но в различные исторические эпохи они наполнялись новым содержанием и отражали общественные устои своего времени. В разные исторические периоды данной проблемой занимались Гиппократ, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан, В. да Фельтри, Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Песталоцци и др. Гуманистические идеи выдающихся педагогов эпохи Возрождения, и прежде всего, взгляды великого дидакта Я.А. Коменского о принципах природосообразного воспитания, оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли России. Выдающиеся отечественные исследователи, педагоги -М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, К.Д. Ушинский и др., разрабатывая педагогические аспекты формирования здоровья ребенка, придавали огромное значение разумному сочетанию физического развития с интеллектуальными упражнениями. Опираясь на идеи формирования здорового образа жизни детей, выдвинутые педагогом-реформатором П.Ф. Лесгафтом, педагоги дореволюционной России — К.Е. Бокк, Д.А. Бекарюков, М.И.Покровская, Л.К. Шпегер, В.В. Гориневский и др., а вслед за ними и выдающиеся советские педагоги — Е.А. Аркин, Н.К. Крупская, И.И. Мильман, В.А.Сухомлинский и др. в своих трудах подчеркивали необходимость тесной связи между нравственным и физическим воспитанием ребенка, выявляли зависимость состояния детского здоровья от адекватной умственной, двигательной активности и создания соответствующей атмосферы в образовательных учреждениях. Однако следует отметить, что в советское время акцент в воспитании ставился не на выработке внутренней убежденности детей к ведению здорового образа жизни, а на внешней мотивации детей к укреплению здоровья, занятиям физической культурой и спортом.
В настоящее время, когда проблема сохранения и укрепления здоровья детей переходит на уровень мировоззрения, в дошкольном образовании впервые выделяется самостоятельная образовательная область «Здоровье», решающая задачи формирования у детей начальных представлений с здоровом образе жизни путем воспитания личности ребенка дошкольного возраста, мотивированной на сохранение и укрепление здоровья.
Таким образом, анализ историографии проблемы позволяет рассматривать формирование основ здорового образа жизни ребенка как
динамичное явление и сделать вывод о том, что оно должно начинаться в дошкольном возрасте на основе воспитания активного отношения ребенка к своему здоровью с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
На основе теоретического анализа проблемы нами выявлено отсутствие единой точки зрения на вопрос понимания сущности, выбора методологических подходов и путей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Отметим, что в настоящее время в отношении дошкольников понятие «здоровый образ жизни» можно применять лишь условно: более точно следует рассматривать «основы здорового образа жизни дошкольников», которые послужат базой для формирования здорового образа жизни взрослого человека. Дефиницию «основы здорового образа жизни дошкольника» мы рассматриваем как синтез основных правил поведения ребенка, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности. Формирование основ здорового образа жизни дошкольника нами понимается как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
В содержание главы включен методический анализ проблемы реализации преемственности формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. При рассмотрении вопроса реализации преемственности установлено, что в современной образовательной системе задачи данной проблемы решаются лишь косвенно по причине отсутствия единых программ воспитания, развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, несовершенства диагностики при переходе детей из дошкольного в школьное образование.
В первой главе уделено внимание и основным направлениям педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка: сопровождению в обучении основам здорового образа жизни (формируем знания о составных компонентах здорового образа жизни, закрепляем умения по сохранению и укреплению своего здоровья, развиваем культурно-гигиенические навыки); сопровождению в воспитании (воспитываем здоровьесохраняющую личность ребенка, мотивированную на осознание ценности здоровья); сопровождению в развитии (развиваем психически и духовно здоровую детскую личность). Под «педагогическим сопровождением формирования основ здорового образа жизни ребенка» мы понимаем тип педагогической деятельности, которая состоит в оказании ребёнку помощи в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии
психически и духовно здоровой личности с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.
Поставив перед собой задачу построения структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования, мы должны были в первую очередь определиться с выбором теоретико-методологической стратегии, отражающей идеи научного поиска и его результат. Рассматривая педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования как многоаспектное и сложное явление, мы опирались на синтез методологических подходов: аксиологического, личностно ориентированного и средового, интеграция которых позволяет показать изучаемую проблему с разных сторон.
Аксиологический подход обусловливает трактование формирования здорового образа жизни как деятельности по обогащению потребностей ребенка ценностями здоровья; в проблеме формирования здорового образа жизни детей предполагает акцентирование внимания детей на их заинтересованности в реализации своих ощущений, восприятий, представлений, воли в удовлетворении потребности быть здоровым.
Личностно ориентированный подход позволяет учитывать возрастные особенности ребенка и качественные характеристики психических процессов, происходящих в личности ребенка при формировании здорового образа жизни детей; ставит в центр данного процесса личность- ребенка, развитие его индивидуальных способностей, имеющий главную цель -помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Средовый подход определяет ориентацию в работе по формированию основ здорового образа жизни детей на определяющее влияние среды в деятельности по формированию здоровьеориентированных качеств личности ребенка. Сущностью средового подхода является возможность исследовать процесс формировании здорового образа жизни в контексте владения знаниями об особенностях адаптации человека в окружающей его среде, в частности, об адаптации ребенка в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения.
Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни в аспекте преемственности дошкольного и начального образования представляет собой единство блоков: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и диагностического (рис. 1).
В процессе теоретического исследования и опытно-поисковой работы были выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников.
Социальный заказ: воспитание ребенка физически развитого, выполняющего правила здорового образа жизни, самостоятельно выполняющего общепринятые правила
Начальная школа (ФГОСТ)
Цель: педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста
Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»
Образовательная деятельность (игровая,
познавательная, двигательная, исследовательская) и
(гимнастика, закаливающие процедуры, гигиенические процедуры, прогулки)
Источник