Меню

Педагогическое определение понятия здоровье это

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ

«ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА»

Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека (жизнеспособность), 3) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода.

Оценка состояния здоровья детей, определение критериев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учётом так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым относятся:

– отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

– гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);

– нормальный уровень функций;

– отсутствие наклонности к заболеваниям.

Для градации здоровья детей используется его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров распределяют на 5 «групп здоровья»:

1 – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

2 – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений;

3 – больные в компенсированном состоянии;

4 – больные в субкомпенсированном состоянии;

5 – больные в декомпенсированном состоянии.

Детей по группам здоровья распределяют медики, но это должно учитываться каждым учителем школы, особенно проводящим целенаправленную работу по сохранению здоровья учащихся. Такой учёт позволяет:

1) получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья учащихся школы или класса с целью планирования оздоровительной работы;

2) оценить эффективность лечебно-профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении;

3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;

4) определить потребность в специализированных мероприятиях и кадрах.

Присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем, — неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Задача учителя в том, чтобы понять состояние ребёнка, причины его возникновения, что позволит выстроить эффективную педагогическую тактику: при необходимости снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание и т.п.

Состояния физического дискомфорта и гиперактивности учащихся. Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребёнка мышечных ощущениях в разных частях тела – в спине, в ногах, в области затылка, в необходимости принять статическую позу, которая была бы комфортна. Заметна нехарактерная для данного ученика непоседливость, «верчение» за партой, «кряхтения», жалобы на неприятные ощущения в теле и т.п.

Одна из причин данных состояний – длительно фиксируемая неудобная поза («отсидел!»), боль в мышцах после физической нагрузки при редких занятиях спортом, проявление остеохондроза, а также психологические реакции на дистресс и фрустрацию («мышечные зажимы» при авторитарном стиле работы учителей, напряжении, тревоге, страхе, подавляемой агрессивности).

Состояния утомления и переутомления учащихся. Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов.

О развитии утомления у школьника свидетельствуют:

1) снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2) ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3) появление чувства усталости: нетерпеливое ёрзанье ученика на стуле в ожидании звонка, изменение почерка, динамизма телодвижений. Дети могут пожаловаться на головную боль, неприятные ощущения в животе. Об утомлении нескольких учащихся свидетельствует и шум в классе.

Признаки утомления, как правило, не стойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают. Если же восстановления сил не происходит, утомление накапливается, то возникает переутомление.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные восстановительные (реабилитационные) воздействия, программы, длительный отдых.

Астеноневротические состояния. Это самые распространённые состояния у современных школьников. Неопытный учитель нередко воспринимает таких школьников как лентяев. С трудом засыпая, утром они не чувствуют себя отдохнувшими, весь день их тянет ко сну, ничего не хочется делать. Обычно у таких школьников снижены и защитные силы организма. Такие учащиеся часто простужаются, заболевают по незначительным причинам.

Состояния эмоционального дистресса, дидактогении. Важная черта эмоционального стресса – повышенная тревожность. Организм старается учесть все изменения, происходящие вокруг, он напряжён, насторожен, готов к быстрым реакциям по малейшему поводу. При этом резко обостряется отношение к успеху и неуспеху, оценке и результату. Дети вообще чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно относятся к неуспехам. Многие поступки определяются стремлением делать так, как говорит учитель, ради его похвалы. Неумение ребёнка справиться с ситуацией служит основой для возникновения у него хронического дистресса. Именно учитель, как наиболее значимая для ребёнка фигура, часто оказывается источником его травматизма.

Влияние процесса обучения на здоровье учащихся. К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходят многие учёные и педагоги-практики. Наблюдения установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней».

Читайте также:  Отели турции с паспортом здоровья

Анализ причин «школьных болезней» приводит к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К недостаткам образования относятся:

— недостаточная освещенность классов;

— плохой воздух школьных помещений;

— неправильная форма и величина школьных столов;

— перегрузка учебными занятиями.

В современной школе все эти недостатки не только сохранились, но к ним добавилось много других. По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье, в современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов»: это и интенсификация обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения; учебный стресс; снижение двигательной активности; материально — техническая база школы не полностью позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей.

Стратегии и оценка эффективности внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы.

Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу школы необходимо решить ряд обязательных задач.

Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе её важнейших задач. Данная установка школы должна быть не только известна всем – от управления образованием до каждого ученика, но и включать:

— разработку школьной программы обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ);

— в каждом серьёзном решении, принимаемом администрацией школы (управлением образования), отдельной стороной фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников;

— обеспечение проведения мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;

— учет результатов мониторинга при составлении отчётов школы и управления образования, при разработке программ развития, финансирования школы и т.п.

Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого:

со школьниками заключаются индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своём здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи;

индивидуальные соглашения (договоры) заключаются и с родителями учащихся, что повышает уровень их ответственности, конкретизирует возможности подключения к работе школы в этом направлении;

в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включаются следующие пункты.

Гигиена: обеспечить соблюдение требований СанПиНов к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса.

Профилактика: включение в школьную программу здоровья и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения), и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий.

Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности и школьников, и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, педагогика здоровья и т.п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной.

Оздоровление: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов: организация фитобара, тренажёрного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки, «горного воздуха» и т.п.

Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников.

Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, школа может строить в соответствии с одной из трёх стратегий.

1. Стратегия традиционная. Приоритет отдаётся медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты не приходится.

2. Стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа проводится. Это может быть создание фитобара, организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по педагогики здоровья и т.п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные.

3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы. Её выбирают те, кто намерен серьёзно заниматься проблемой здоровья, сделать её приоритетной.

Источник

Воспитание здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обоснование необходимости внедрения здорового образа жизни в школах республики .

Содержание работы

Введение 3
I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1 Педагогические смыслы понятия «здоровье», здоровый образ жизни 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся 8
1.3 Воспитательно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении 10
1.4 Педагогические условия формирования здорового образа жизни 11
1.4.1 Процесс формирования здоровья учащихся 11
1.4.2 Педагогические условия самоорганизации культуры здорового образа жизни 14
1.4.3 Технология развития мотивов здорового образа жизни 18
II.Образовательно-оздоровительные средства педагогики формирования здорового образа жизни 21
2.1 Опыт работы школы средней школы №2 по формированию здорового образа жизни учащихся 21
2.2 Концепция воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения 24
2.3 Исследование эффективности работы по формированию здорового образа жизни 27
6. Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 35

Читайте также:  Татьяна лазарева здоровье сегодня
Содержимое работы — 1 файл

курсовая ЗОЖ школьника.doc

Введение

Так уж сложилось, что здоровье ученика в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Однако, хотелось бы сразу предупредить, это пособие — не только и не столько для врачей и педагогов, непосредственно отвечающих за здоровье тела, сколько для всех педагогов, работающих с детьми в школе.

Правительство Республики Казахстан уделяет большое внимание проблеме здоровья школьников. Формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками поставлены на государственный уровень[1].

С 1999 года Республика Казахстан входит в «Европейскую Сеть Школ Способствующих Укреплению Здоровья», с 2000 года сформирована национальная сеть, которая, на сегодняшний день, объединяет 682 общеобразовательных школы Казахстана.

В 2008-2009 учебном году совместно с Министерством образования и науки впервые проведен Республиканский конкурс «Здоровая школа» среди школ-участниц проекта «Школы, способствующие укреплению здоровья» на лучшую организацию системы укрепления здоровья в школах.

В республике активно ведется профилактика борьбы с курением и с вредными привычками[2].

Одной из приоритетных задач реформ в системах здравоохранения и образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни и что не менее важно — выработка осознанного желания сохранить свое здоровье.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в нашем обществе наблюдается снижение здоровья населения, включая здоровье школьников, которые являются самой социально активной группой.

Так, за последние 5 лет заболеваемость школьников выросла на 22%, в том числе анемия в 2,5 раза, болезни органов дыхания в 1,5 раза,
эндокринные болезни и расстройства питания в 1,4 раза, болезни нервной системы в 1,5 раза, травмы и отравления в 1,2 раза. Растет
заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами у детей и подростков[3]. На сегодня из всех страдающих психическими и поведенческими расстройствами каждый четвертый — это ребенок. При этом темпы прироста этой патологии у подростков в 2 раза превышают прирост у взрослых. Не уменьшается число юношей, неспособных нести воинскую службу по медицинским показаниям.

Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, развивая различные подходы — аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический и др., охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологический аспекты.

Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье — важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

Актуальность темы данного исследования определяется все еще недостаточным изучения данной темы.

Тема работы – «Воспитание здорового образа жизни у школьников».

Цель исследования: обоснование необходимости внедрения здорового образа жизни в школах республики .

Объект исследования: психология здорового образа жизни как необходимый фактор системы обучении и воспитания школьников..

Предмет исследования: педагогика основных факторов здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: педагогика здорового образа жизни приводит к различной мотивации (стремление быть здоровым, сильным, успешным, эффективным, жить долго).

— изучить теоретические и практические источники по теме исследования,

— определить понятия образа жизни, здоровья, здорового образа жизни,

— рассмотреть виды и формы здорового образа жизни школьников,

— исследовать вопросы по формированию здорового образа жизни школы на основе практического опыта.

Проблема формирования здорового образа жизни школьников рассматривается в социологических, медицинских и педагогических исследованиях, казахстанских и российских авторов: К.А. Тулебаев, А.Д. Соколова, З.С. Абишевой, Дегтерев Е.А., Ю.Н.Синицын, Н.В.Хобина, М.Р Битянова. и др.

Методы исследования: теоретический анализ и изучение психологической, медицинской, медико-биологической литературы, сравнение, анализ и синтез.

I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ

1.1 Педагогические смыслы понятия «здоровье», здоровый образ жизни

В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «. правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»[4]. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений»[2].

Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение философской категории и условия успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности . обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни»[4,45].

Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». НИ. Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению ВТ. Лободина (1997), здоровье — это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.

Читайте также:  Ткаченко преступления против здоровья

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но w социальную категорию, т.е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

Психическому здоровью, по словам директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности[5,46].

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.

Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни — биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути — позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются — обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.

По мнению известного оперного певца В. Барыкина, путь к здоровью и долголетию лежит в отрицании злобы. Если человек желчный, язвительный, злопамятный, он много и долго болеет, и внутренние органы разрушаются быстрее, быстрее разрушается и сила, которую дает нормальный оптимистический настрой.

Великая русская актриса А.А. Яблочкина на свое 70-летие сказала гостям: «Я приглашаю Вас всех на мое 80-летие. Соберемся, кутнем, выпьем». Многие тогда усмехались украдкой. Но на 80-летие действительно встретились. Яблочкина сказала: «Я очень рада, что вижу многие лица, которые были у меня 10 лет назад. Спасибо, давайте соберемся на 90-летие». Опять были усмешки. Собрались на 90-летие «Вот видите, те, кто улыбался тогда радостно, — по-прежнему со мной, а те, кто усмехался ехидно, — их, к сожалению давно уже нет среди нас. [3,47].

Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее одновременно и уровень общественного прогресса, и его частную реализацию.

С одной стороны, образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями. В то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что уровень жизни отдельного человека в значительной степени определяется уровнем экономического состояния общества, т.е. имеет общественно-экономический характер. Качество жизни обладает двойной зависимостью, общественной и личной, по преимуществу обусловлено личным отношением к уровню жизни, пониманием и реализацией человеком своих возможностей в достижении благополучия. Отсюда понятно, что здоровье человека, прежде всего, будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными особенностями[3,48].

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное. В связи с этим, появляется возможность педагогического управления становлением образа жизни, которая, в первую очередь, зависит от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Б.Т. Лихачев называет это антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Это могут быть и религиозные идеи. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не следует сводить к «анти — », т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого[3,49].

Источник

Adblock
detector