Меню

Педагогическое определение физического здоровья

Захаров
Владимир Александрович

ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ

Перед Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических задач, встала проблема: стране нужны не только огромные материальные ресурсы, но и люди, способные максимально эффективно использовать их для достижения поставленных целей. В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 14–23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы [1].

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья обучающихся. За время учёбы число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.

У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависит от педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

По данным Д.Н. Исаева, доктора медицинских наук, профессора института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья обучающихся, связанных с образовательным учреждением, первое место занимает учебная перегрузка, второе – отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье – неприятие коллективом, смена его и т.д. Профессиональная деятельность педагога также не способствует сохранению его здоровья.

Таким образом, состояние здоровья участников образовательного процесса, как физическое, так и нравственное, входит в противоречие с потребностями модернизации российского общества. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества, которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе и, что немаловажно, быть здоровой.

Исходя из сложившейся ситуации, общество и государство предъявляют образовательной системе социальный заказ на здоровую личность. В условиях инновационного развития и вариативности образовательных программ, выбирая приоритетные направления своей деятельности, каждое образовательное учреждение должно учитывать, как эти инновации повлияют на здоровье обучающихся. Современные образовательные учреждения должны стать образовательно-оздоровительными, а педагогика здоровья должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [2; 3]. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

Среди многочисленных компонентов, оказывающих негативное влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости всех участников образовательного процесса, факторы образовательной среды составляют до 30%. Поэтому забота образовательных учреждений о здоровье не дань моде, реформам, модернизации, а острая потребность сегодняшнего дня.

Понятие «здоровье» определяется всемирной организацией здравоохранения (ЮНЕСКО) как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта – физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.

В педагогике здоровья данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние обучающихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Читайте также:  Детские рисунки береги свое здоровье

Как показывают исследования, влияние факторов, от которых зависит наше здоровье, распределяется примерно следующим образом:

  • биологические факторы – генетика и наследственность –20%;
  • природные – внешняя среда –20%;
  • медицинские факторы или организация медицинской помощи –10%;
  • социальные и социально-экономические – условия и образ жизни – 50%.

Факторы влияющее на здоровье

Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье одного человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.

Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот.

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование навыков здоровья – здорового образа жизни.

Учитывая, что среди факторов, влияющих на наше здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50%), именно система образования должна взять основные функции в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся [4]. Разработка здоровьесберегающих технологий, в рамках педагогики здоровья направленных на формирование здорового образа жизни и активное включение их в образовательный процесс, должны стать приоритетной для образовательной системы страны.

Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [5].

Реальными, апробированными средствами, позволяющими сохранить и улучшить здоровье обучающихся, являются:

  • предупреждение учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления (научная организация и планирование учебно-воспитательного процесса);
  • формирование компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья и здоровьесберегающих технологий. По данным социологов, только 4% обучающихся в учебных заведениях получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от преподавателей и беда не только в том, что педагог в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья студентов, он и сам не научен беречь свое здоровье;
  • правильная организация физической активности студентов, профилактика гиподинамии (рабочие учебные программы, организация работы спортивных клубов);
  • создание благоприятного экологического пространства в учебном заведении, разумная организация питания;
  • целенаправленная забота о благополучии психологического здоровья обучающихся;
  • формирование культуры здоровья обучающихся;
  • приобщение родителей студентов к программе сохранения и укрепления здоровья их детей.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий предполагает участие в нем различных специалистов (медиков, педагогов, психологов), призванных обеспечить:

  • формирование у обучающихся потребности в здоровье, у педагогов – идеологии здоровья;
  • физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ;
  • условий режимов обучения, труда и отдыха;
  • здоровьесберегающую оценку педагогических технологий;
  • формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляет собой довольно обширную работу. Естественно, что выполнить её в полном объёме в короткий промежуток времени (даже в течение одного учебного года) весьма проблематично, поэтому необходимо разработать детальную программу и поэтапный план её выполнения только в этом случае сама работа будет носить целенаправленный характер, позволяющий рассчитывать на успех. Обязательным требованием должно быть то условие, что определение приоритета здоровья образовательного учреждения, является той общей идеей, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса и прежде всего, педагогов. Как показывает практика, чаще всего для этого важнейшим условием является активная позиция администрации образовательного учреждения, направленная на придание образовательной системе здоровье формирующего и безопасного характера.

Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. Учащаяся молодежь, студенчество относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода. Поэтому от состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Кроме того, состояние здоровья обучающихся определяет качество подготовки молодых специалистов, поскольку овладение профессией на современном этапе развития требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических нагрузок.

Читайте также:  Специальные условия получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются сами собой, это есть результат целенаправленного педагогического воздействия.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры, оно даёт человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Библиографический список:

1. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 6. – С. 47-48.

2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 192 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.

4. Основы валеологии : уч. пособ. / под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 204 с.

5. Макарова Л.П. [и др.] Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2012. – № 2. – С. 286-289.

6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

7. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. 316 с.

8. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4;

Источник

1.2 Содержание и сущность понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения»

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [2, С. 47]. Здоровье – это совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность [34].

По мнению Н.М. Амосова, здоровье определяется как сумма «резервных мощностей основных функциональных систем» [15]. Согласно точки зрения В.П. Казначеева, здоровье – это комплекс резервных возможностей организма, обеспечивающих социальную активность при максимальной продолжительности жизни» [20]. Царегородцев Г.И. полагает, что здоровье необходимо рассматривать, как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека» [14]. Горячев В. Считает, что здоровье – это мера реализации генетических потенциалов, это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовнонравственных характеристик» [15].

Пастушек Г.П. рассматривает здоровье как показатель культуры человека в целом, поскольку оно внутренней своей сути оказывается показателем гармонии практического и теоретического плана бытия, мерой согласованности в человеке природного и социального начала» [33].

По мнению большинства исследователей (И.И. Брехман, СВ. Попов, Г.Н. Сердюковская и др.) в обозначенных подходах здоровье рассматривается как идеальное состояние, потому что исключает из дефиниции «здоровье» людей имеющих приобретенные или врожденные физические дефекты [32]. Вместе с тем Карасева Т.В. отмечает, что определить понятие «здоровье» сложно; эта сложность объясняется с одной стороны, многоаспектностью и противоречивостью самого феномена, многообразием проявлений духовной и материальной жизни людей; с другой стороны, отличием исследовательских установок авторов.

Итак, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это:

– комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;

– поведение человека, позволяющее ему экономить время и деньги на услугах здравоохранения.

Читайте также:  Содержание работы по укреплению здоровья дошкольников

Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека [32]. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [14]. Духовное здоровье – система ценностей и убеждений [14].

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Несмотря на то, что формально ценность здоровья признается многими педагогами, упоминаний о задаче здоровьесбережения в описании педагогических технологий, методов и систем практически не встречается – как в числе задач, перечисленных самими авторами педагогических технологий, так и при их обзорном описании.

По мнению Н.К. Смирнова, причины этого состоят в следующем:

– во-первых, забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях большинства известных ученых-педагогов и практиков не первостепенна в сравнении с такими задачами, как обучение, воспитание и личностное развитие;

– во-вторых, постановка этой задачи определяет необходимость выработать критерии оценки ее решения, то есть диагностику влияния образовательного процесса на здоровье школьников, что составляет дополнительную трудноразрешимую проблему для авторов педагогических технологий;

– в-третьих, важнейший принцип здоровьесберегающей педагогики – «Не навреди!» – присутствует во всех педагогических концепциях как само собой разумеющееся условие. Такая обманчивая теоретическая очевидность приводит к тому, что в реальной практической работе большинства образовательных учреждений или не уделяется должного внимания вопросам здоровья, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого научного обоснования.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (например, таким как педагогика сотрудничества, личностно ориентированная педагогика). Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья субъектов образовательного процесса, то есть грамотная забота об их здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика рассматривается как готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).

Грамотная забота о здоровье субъектов образовательного процесса определяет последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и студенты согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения – это совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих студентов с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья, создания оптимальных условий работы педагогов.

Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения – территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики. Образовательное учреждение, в котором удается создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной неустанной заботы о здоровье субъектов образовательного процесса. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья субъектов образовательного процесса от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование и укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья.

Таким образом, в данном вопросе лекции были рассмотрены ключевые понятия дисциплины, такие как «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическое здоровье», «психическое здоровье», «нравственное здоровье», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Adblock
detector