Доклад «Роль педагога в сбережении здоровья школьников».
Содержимое публикации
«Роль педагога в сбережении здоровья школьников».
Воспитатель: Демина С.В.
Прежде чем сделать ребенка умным,
сделай его здоровым и крепким.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. Сохранение и укрепление здоровья ребенка — государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, включающей в себя учебный процесс, внеурочную деятельность, взаимодействие с социумом.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Всероссийские исследования показывают увеличение заболеваемости детей по всем классам уже в раннем возрасте. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение и воспитание детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Педагог должен уметь:
· владеть основами здорового образа жизни;
· устанавливать контакт с коллективом учащихся;
· прогнозировать развитие своих учащихся;
· моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
· личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования педагогом средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с классом. Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, занятиях, побуждать детей совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебно — воспитательный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного самосовершенствования. Помочь ребенку принять позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха». Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат сопоставим с их ожиданиями.
В условиях научно-технической революции обучение в современной школе сопровождается все нарастающим объемом информации. Учащиеся расходуют большое количество энергии, связанной с умственной работой, что приводит к утомлению, выражающемуся в вялости, сонливости, плохом аппетите и, в конечном итоге, в отсутствии интереса к учению.
ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ компетенций ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ — это ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, надо помочь ему в этом.
2. Каждый урок или занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку, занятию.
В практике общеобразовательных школ используются такие методы формирования здоровьесберегающей компетентности как:
Очень эффективными для формирования здоровьесберегающей компетентности на уроках и занятиях являются физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Значение физкультминуток ещё и в том, чтобы обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Ещё в начале прошлого века выдающийся физиолог И.М.Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению утомленных зрительных центров.
Чаще всего я использую упражнение, которое расслабляет и отлично тренирует глазную мышцу, предотвращают ее спазмы и утомление.
Некоторые медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся педагоге дети видят друга. Важна на уроке или занятии и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качество переходит и на личность ребенка, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет игра. Игры – хороший отдых и на уроке и во внеурочное время (динамические паузы); они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Роль педагога в сохранении здоровья учащихся значительна. Он старается выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке или занятии, но и вне, в повседневной жизни. Позиция «когда я здоров — это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» — губительна. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. И хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать учащимся необходимые знания, умения навыки, не менее важная задача — сохранить при этом их здоровье.
Источник
Обобщение опыта работа по теме «Обеспечение здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса»
материал на тему
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_zdorovya_uchashchihsya.docx | 147.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.
Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья.
Во-вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.
В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.
Проблема здорового образа жизни в современной школе является одной из самых важных и актуальных. Главное достояние любого государства, основное богатство – это его граждане. Для того чтобы государство могло нормально существовать и стабильно развиваться, ему необходимо здоровое, активное население. Считаю, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально–экономических и политических ситуациях должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее страны. Задача любого педагога — пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала без ущерба для здоровья. В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе здоровьесберегающим, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей. Ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, питания, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.
Среди факторов, влияющих на здоровье ребенка, можно выделить общие и внутришкольные. При этом оценивать здоровье ребенка необходимо в рамках той среды, которая является для него основной.
В школе отрицательными факторами являются:
- стрессовая тактика педагогических воздействий
- стресс ограниченного времени
- оценочный стресс
Эти факторы приводят к нарушениям физического и психического здоровья обучающихся: невротизация личности школьников, деформации характера, снижение адаптационных возможностей, повышение риска хронических и инфекционных заболеваний, формирование беспечного отношения к своему здоровью, снижение иммунитета, снижение мотивации к обучению. Новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся начальной школы.
Наличие теоретической базы опыта :
При заочном знакомстве с будущими своими учениками, просматривая медицинские карты детей, я обратила внимание на то, что многие дети имеют отклонения в физическом развитии (52,3% учащихся). Только пять человек имеют 1-ю группу здоровья. Вспомнив сказанные кем-то слова, что никакое обучение невозможно, а тем более непрогнозируемо развитие, если нет здоровья, перед собой я поставила основную задачу : не допустить ухудшение здоровья учащихся в результате образовательного процесса.
Но как организовать обучение школьников, чтобы не навредить, как эффективно организовать учебно – воспитательный процесс без ущерба для здоровья ребенка? Я познакомилась с научными данными о психическом и физическом развитии ребенка младшего школьного возраста, изучила методическую литературу, через Интернет узнала, как работают другие учителя в этом направлении.
Поняла, что ответить на вопрос можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции 3-х принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирования здоровья, необходимостью внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение и воспитание школьников.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристик и образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Ведущая педагогическая идея:
— создание системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.
Основные формы работы:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий
3.Физкультурно — оздоровительные мероприятия.
5.Обеспечение горячим питанием.
6.Поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечения в процесс решения поставленных задач.
1.Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
2.Повышения приоритета ЗОЖ.
3.Снижение заболеваемости среди учащихся.
4.Поддержка родителей по воспитанию здоровых детей.
Здоровье ученика в норме , если:
— в физическом плане – здоровье позволяет
ему справляться с учебной нагрузкой,
ребенок умеет преодолевать усталость;
— в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
— в эмоциональном плане – ребенок
уравновешен, способен удивляться и
— в интеллектуальном плане – учащийся
проявляет хорошие умственные
— в нравственном плане – он признает
основные общечеловеческие ценности
Оптимальность и эффективность средств
Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка?
Для этого необходимо правильно организовать учебный день для сохранения здоровья школьников.
- внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
- следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
- создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
- соблюдать рациональный режим питания, труда и отдыха;
- организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
- обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
- оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.
Большое внимание уделяется выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока , показателем которой являются:
-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
-нагрузка от дополнительных занятий в школе;
-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других.
Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток.
В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Личностно-ориентированные , где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
— урок — творческая мастерская;
— урок — творческая игра;
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества – создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии — приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-ребенок-консультант и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения . Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии . Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать. На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе. Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья.
Профилактика переутомления учащихся на уроке
— выбрать оптимальный ритм и темп урока;
— эмоциональность, артистизм педагога;
— исключить шумовое раздражение на уроке;
— использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся;
— проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки;
— использовать основные эколого-медико-психолого-педагогические
-методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию;
— проводить динамические паузы;
-не задерживать учащихся на перемену.
Требования к проведению физкультминуток.
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,
выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Работа по здоровьесбережению в нашей школе и в моем классе в частности не ограничивается рамками уроков. Каждый вторник проводятся классные часы, часто темы которых, напрямую связаны с ЗОЖ: «Овощи, ягоды, фрукты-полезныые продукты», «Мое здоровье», «Питание и здоровье», «Секреты здоровья», « Школа светофорных наук», «Опасные игры. Шалости и их последствия», «Путешествия по ПДД» и другие.
Один раз в месяц в классе проводятся беседы по ПДД и ОБЖ, с привлечением врачей, работников столовой, ДПС. Все учащиеся класса получают полноценный горячий завтрак и обед в школьной столовой.
Зная, что все начинается с семьи, своими мыслями я поделилась с родителями учащихся. Мы говорили о том, что только взрослые могут решить проблему сохранения здоровья детей не формально, а осознанно, с учетом особенностей каждого ребенка. Провела родительские собрания на тему: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в семье и школе», «Важность правильного питания». Круглый стол: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Много бесед с родителями по привлечению детей к посещению спортивных кружков и секций, необходимостью следить за физическим и нравственным здоровьем детей, разговоров на «трудную» тему: «Профилактика вредных привычек в семье».
Родители поддержали меня и стали первыми и активными помощниками во всех мероприятиях. Учитывая, что резервные возможности организма человека достигаются целенаправленной физической подготовкой необходимо было как можно больше проводить физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и во внеурочное время. Вместе с коллегами мы подготовили и провели научно –практическую родительскую конференцию «Здоровые дети – здоровая Россия», где было принято решение проводить спортивные родительские субботы. Не все получалось сразу, были трудности в организации родителей. Вначале активное участие принимали мамы, затем подключились и папы. На сегодняшний день с гордостью могу сказать, что и мамы и папы, братья и сестры, и даже бабушки принимают активное участие в делах класса и школы. Это школьные дни здоровья, спортивные соревнования: «Выше, быстрее, сильнее», «Веселые старты», «Зоологический забег», «Рыцарский турнир», праздник «Супербабушка»,спортивные квесты.
Родители подготовили фотоматериал по ЗОЖ в своей семье: «Будь здоров – всегда здоров» Волгутов Д., «Живем здорово!» Крюков А., «Будем здоровы» Супонина П., «Мы за здоровый образ жизни» Федотова З. Провели фотовыставку «Море здоровья», конкурс пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье». Конкурс рисунков «Здоровье – это здорово!»
Вместе с родителями была организована театральная мастерская по изготовлению кукол. Ребята сами придумали сказку «Последний Динозаврик», о том, как важно вести здоровый образ жизни. Кукольный спектакль по этой сказке они показали воспитанникам детского сада №2, детям Школы раннего развития. Подарили малышам свои рисунки по ЗОЖ.
Ребята участвовали в школьном конкурсе работ «Все краски радуги против наркотиков». Работа Гурина Руслана была представлена на муниципальный конкурс.
Заботясь о духовном, нравственном, социальном здоровье учащихся моя работа не ограничивается рамками школы. Было проведено множество экскурсий в «ЮНИТЭР», «Пожарную часть», «Краеведческий музей» г.Саранск, типографию «Рузаевский печатник», Выставочный зал, Школу искусств, Центр молодежной политики и туризма, Ледовый дворец.
Благодаря поддержке родителей работа в данном направлении продолжалась и во время летних каникул в пришкольном лагере «Солнышко» Физкультура, спорт и туризм – это одно из центральных направлений в работе ДОЛ. Детям были созданы все условия для занятия спортом: спортивная площадка, игровые комнаты, городской стадион «Локомотив» Ребята принимали участие в олимпийских играх, которые включали в себя соревнования по различным видам спорта. Сбалансированное питание, медицинское обслуживание, спортивно-культурная программа способствовали полноценному отдыху детей после напряженного учебного года. Ребята получили заряд бодрости, отличного настроения, нашли верных друзей и сохранили в памяти приятные воспоминания на всю жизнь.
Результаты своей деятельности я отслеживаю в различных тестах, мониторингах. Моя работа охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся, формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу, а по некоторым улучшить его.
Источник