Педагогический совет по ЗОЖ
методическая разработка
Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_form_fizicheskogo_razvitiya_i_ukrepleniya_zdorovya_detey.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование форм физического развития и
укрепления здоровья детей»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по физическому развитию и укреплению здоровья детей и определить пути совершенствования работы в данном направлений.
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов физического развития детей дошкольного возраста;
- изучить опыт работы учреждений образования данного региона и рекомендаций региональных (муниципальных) органов управления образованием в области физического развития и укрепления здоровья детей;
- разработать и коллективно обсудить примерную программу модернизации форм и методов физического развития и укрепления здоровья детей.
- Создание инициативной группы по — проведению педсовета.
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Проведение микроисследования эффективности работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Посещение учебных занятий с целью изучения эффективности использования здоровьесберегающих технологий.
- Анализ работы ДОУ по привитию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья воспитанников,
- Изготовление наглядного материала — памяток членам инициативной группы при подготовке выступлений воспитателям и совершенствовании работы по теме педсовета.
- Составление инициативной группой проекта решения педагогического совета.
Задачи и содержание работы
по укреплению здоровья детей дошкольного
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:
— укрепление здоровья детей’;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
— выявление интересов, склонностей, и способностей детей; в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
— приобщение детей к традициям большого спорта. Для решения этих задач в ДОУ желательно разработать индивидуальную программу «Охрана и укрепление здоровья детей».
Программа может состоять из разделов:
• Планирование и организация физкультурных мероприятий.
- Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
- Организация двигательной деятельности.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Диагностика физического развития проводится в начале и в конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательные навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила , выносливость). На каждого ребенка заводится информационно-диагностическая карта. Исходные данные определяются и отмечаются физоргом, медсестрами, врачом. Воспитатели подводят итоги в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с: учетом индивидуальных особенностей: ребенка.
Методика проведения диагностики проста. На основе: полученной информации от всех специалистов определяются направления работы в целом по учреждению, по каждой возрастной группе.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
Лечебно-профилактическая работа строится на основу анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития. Можно выделить приоритетные направления в реализации программы укрепления здоровья и физического развития детей. Одно из основных направлений — мониторинг состояния здоровья детей, своевременное выявление отклонений для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий.
В связи с этим осуществляется поэтапное обследование детей:
1-й этап — при поступлении детей в ОУ;
2-й этап — обследование всех детей с помощью скрининг-тестов медиками и врачом-педиатром;
3-й этап — обследование детей профильными специалистами. Кроме того, в ОУ «Детский сад — начальная школа» диагностика состояния здоровья детей ведется по методике индивидуальной коррекции нарушений осанки по «Экспресс-диагностике на выявление проблемных детей в начальной школе» С.А. Шмакова. На основе результатов мониторинга разрабатывается система лечебно-профилактической работы.
Систематический анализ результатов может показать, что ежегодно отмечается 3 периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее, межсезонье и грипп зимой.
Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В ДОУ желательно создать условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:
- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности;
- насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми;
— изменение характера личного взаимодействия;
— обеспечение взаимосвязи между организованными и самостоятельными видами деятельности.
Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. Необходимо, чтобы в физкультурном зале имелось все необходимое оборудование: тренажеры, спортивный инвентарь, физкультурные комплексы, ТОО (магнитофоны).
Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми способствует накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.
Чтобы помочь ребенку найти себя в движении, проводят обследование двигательной деятельности детей, определяют их спортивные «интересы» и способности; организуют спортивные праздники и спартакиады.
Совместная работа инструктора и воспитателя на физкультурных занятиях, вне занятий, при обследовании двигательной деятельности, на спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу.
Совместная работа педагогов
и родителей по укреплению здоровья детей
Совместная деятельность педагогов и родителей в ДОУ может привести к разработке собственной системы занятий исходя из целей деятельности и условий данного дошкольного учреждения, его спортивной базы.
Совместными усилиями взрослые помогают детям находить свое «Я» в движении, чтобы развить у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта. Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; «Веселые старты» с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость; «Папа, мама, я — дружная семья», «Зов джунглей», которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении человеческого тела, назначении органов;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
- развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей должны перейти в привычку и выполняться автоматически.
По каждому направлению определяется минимум, норма и максимум. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть остается неизменной для детей любого возраста. Усложняются, например, действия по уходу за помещением, одеждой.
На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей могут находиться занятия, которые помогают выработать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и определять свое состояние и ощущения. Этому ребенка учит серия занятий-тренингов. На этом этапе воспитатель действует по такой формуле: сначала помоги ребенку осознать зачем ему это нужно делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно.
Например, прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, воспитатель играет с детьми. Дети с помощью зеркальца рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие они, для чего они нужны, опираясь на свой прошлый опыт (вспоминают, у кого болели зубы, как это было неприятно, как страшно было идти к доктору), воспитатель дает детям мотивированное представление о необходимости ежедневно утром и на ночь чистить зубы. Некоторое время воспитатель контролирует выполнение детьми этой процедуры, затем, привыкнув, дети уже сами не могут без нее обходиться.
Этим же упражнениям обучаются и родители для проведения подобных игр в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: «Духовно — нравственное воспитание и семейные ценности в психолого — педагогических воззрениях святителя Феофана Затворника». Этот материал будет интересен не только.
Педагогический совет «Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ» в форме проблемно-деятельной игры. Подготовка к педсвету ДРК по проблеме «Оценка эффективност.
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе.
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности».
1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс.
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором — Педагогом. Ищите, творите!».
Источник
Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
материал по теме
Предлагаю Педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Повестка:
1.«Значение здорового образа жизни» – вступительное слово воспитатель — методист
2. Справка о заболевании детей – медсестра ДС
— Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ
4. Анализ тематической проверки системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
5. Решение педсовета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
к здоровому образу жизни»
Детский сад «Медвежонок»
Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни»
1.«Значение здорового образа жизни» – вступительное слово воспитатель — методист
2. Справка о заболевании детей – медсестра ДС
— Пословицы и поговорки о (для) ЗОЖ
4. Анализ тематической проверки системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
5. Решение педсовета
Вступительное слово старшего воспитателя.
Значение здоровья в жизни детей и взрослых
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите ,пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…» (блиц опрос педагогов).
Мы уточнили что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и еще многое другое. Но самое главное то , что зависит прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» — вот эти самые 50-52% в наших руках. О том, как грамотно распорядится этим контрольным пакетом акций в условиях дошкольного учреждения пойдет речь на нашем педсовете.
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться.
Актуальность проблемы охраны здоровья детей возрастает с каждым годом . Уже в дошкольном возрасте 15-20%детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников- те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья; 30-40% детей имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате, 20-25% — со стороны носоглотки; невротические отклонения отмечены у 30-40%, у 10-23% дошкольников — аллергические реакции, 10-25% дошкольников имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе.
Воздействие неблагоприятных экологических факторов, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неправильный образ жизни семьи, недостаточное содержание в пищевом рационе витаминов,
патология беременности у матерей, злоупотребление алкоголем родителей, приводит к угнетению иммунобиологической реактивности организма и ухудшению состояния психического здоровья у дошкольников.
Социальная обусловленность здоровья ставит перед медицинскими работниками, педагогами дошкольного учреждения и родителями важные задачи:
формирование здорового образа жизни у дошкольников;
разработка инновационных оздоровительных технологий.
Решение этих задач определит уровень индивидуального и общественного здоровья, окажет положительное отношение к физической культуре.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому в нашем ДОУ приоритетным направлением является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими технологиями пользуются педагоги:
Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
- Ритмопластика
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация.
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Бодрящая гимнастика
Назовите Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Мероприятия «Школа здоровья».
- Самомассаж.
- Активный отдых
Назовите Коррекционные технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Технология музыкального воздействия.
- Сказкотерапия
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Наша задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Мы живем в век научно – технического прогресса, обратной стороной которого является нарушенная экология, гиподинамия, психологическое перенапряжение – все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Концептуальной основой деятельности каждого ДОУ является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.
При подготовке к педсовету родителям старших и средних групп была предложена анкета: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». Результаты анкетирования:
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Можно использовать сон под музыку,.
Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Любая проблема может быть решена при определенном ряде условий:
1. Четко спланированная воспитательно-оздоровительная работа (использование здоровьесберегающих технологий, мониторинг профилактической — оздоровительной работы, комплексная оценка уровня здоровья детей, предоставление возможностей для развития личности ребенка и формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье).
2. Привлечение семей воспитанников для решения проблемы формирования здорового образа жизни у детей (сотрудничество в вопросах воспитания, обучения и оздоровления, необходимо осознание родителями смысла здорового образа.
Я предлагаю применять инновационные технологии, таких как:
Таким образом, «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
1. Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:
ЗДОРОВЬЕ — ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ
Будет здоровье – будет — все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.
Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно Брегг.
В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей.
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон
Источник