Меню

Педагогический совет по теме здоровье школьников

Педагогический совет на тему: » Подходы к сохранению здоровья школьников»

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему: » Подходы к сохранению здоровья школьников»»

Педагогический совет на тему: «Подходы к сохранению здоровья школьников».

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся;

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами В.А. Сухомлинского. Он сказал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Я считаю, что он совершенно прав. И педагогический совет начнем с определения здоровья.

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

В 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Я провела диагностику среди учащихся 2-4 классов и результат был не утешительный. Результат вы видите на экране.

По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, посмотрите на экран. Это таблица основных факторов, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично. Мы, как педагоги, просто обязаны следить за здоровьем наших школьников и укреплять его различным способом.

На слайде представлены основные задачи охраны и укрепления здоровья детей:

укрепление детского здоровья;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

выявление интересов, склонностей и способностей детей

к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

приобщение детей к традициям большого спорта.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

— выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

— правильно организовать место и время учебной деятельности;

— применять здоровьесберегающие технологии;

— соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, а так же ряд других требований, которые изображены на слайде

В создавшейся обстановке по ухудшению здоровья учащихся, естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова «здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». 3 Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

Читайте также:  Ред булл опасен для здоровья или нет

1) непрерывность и преемственность;

2) субъектно-объектные взаимоотношения;

3) соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

4) комплексный, междисциплинарный подход;

5) успех порождает успех;

Современной школе необходим целый комплекс мер для реализации идеи сохранения и укрепления здоровья учеников.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается с помощью использования игр и игровых ситуаций,

соревнований, и конкурсов; разных форм уроков, подвижных игр на переменах, фантазирования, домашних заданий творческого характера.

У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).

Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:

— расслабление кистей рук;

— массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика («Моя семья», «Поиграем в пальчики», «Вышли пальчики гулять», «Мышка», «Черепаха»);

— дыхательная гимнастика («Ветер и ветерок», «Воздушные шары-цепочки»)

— предупреждение утомляемости глаз, мышц (комплексы игр: «Если устали глаза», «Если устала спина»);

— упражнения на релаксацию.

Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.

Полезны беседы с учащимися на темы: «Улыбка – лучшая таблетка», «Хороший смех оздоравливает душу», «Кто жаден до еды, то дойдёт до беды», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Добрым быть приятнее, чем злым», «Как вести себя, когда у тебя что-то болит», «Польза от привычек или вред», классные часы: «Формула здоровья», «Секреты здорового питания», «Для чего нужна улыбка»; родительские собрания «Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?», «Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности».

Необходимо и воспитание общей культуры через уроки краеведения, изобразительного искусства, труда, русского языка и литературы.

Важное значение имеет социализация личности ребёнка. Этому способствуют экскурсии, уроки ПДД и ОБЖ, беседы медицинских работников, совместная деятельность детей и родителей (создание рисунков, лепка, спортивные мероприятия).

Таким образом, улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, потому что забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, родителя, самого ребёнка.

Я как учитель начальных классов своей практике широко использую нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки — игры, уроки – соревнования, и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

На слайде предоставлены диаграммы по развитию физических качеств и уровень умственного развития.

Уважаемые, коллеги, я вам предлагаю пройти тест и узнать какой уровень здоровья сберегающих технологий вы используете на уроках и во неурочное время с учащимися. И так, мы должны направить все свои силы, на сохранение здоровья учащихся. А закончить наш педсовет хочется словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

Источник

Педсовет «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Цель:

  • Формирование сознательной потребности у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создание необходимых условий для улучшения здоровья учащихся.
  • Мотивация педагогов школы к изучению здоровьесберегающих технологий и активному внедрению их в школе.
Читайте также:  Как взломать здоровье через артмани

Задачи:

  • Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
  • Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
  • Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
  • Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

Наглядность:

  • Нормы СанПиНа
  • высказывания о здоровье, здоровьесберегающих технологиях;
  • презентации к докладам
  • выставка книг и рефератов по данной теме
  • телевизор и видеомагнитофон с записями с уроков.

Методы предварительного исследования:

  • Мониторинг учащихся «Если хочешь быть здоров…»
  • Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей»
  • Анализ заболеваемости учащихся школы
  • Психологическое исследование учащихся 1-6 классов

План проведения педсовета

  • вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
  • Сообщение заместителя директора по УВР « Здоровье-сберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов школы».
  • Сообщение врача школы «Анализ здоровья учащихся школы»
  • Сообщение школьного психолога «Психологическое здоровье школьника»
  • сообщение учителя физической культуры «Физическое здоровье учащихся. Анализ мониторинга учащихся».
  • работа в творческих группах:
    • гигиеническая оценка классной комнаты;
    • гигиеническая оценка школьного меню;
    • гигиенические требования к расписанию уроков;
    • гигиеническая оценка урока.
  • Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
  • «Урок красоты» рекламная кампания косметических фирм.

Ход педагогического совета

  • Вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».

Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

  • 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
  • за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
  • в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:

  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
  • неоправданно объемные домашние задания;
  • недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.

Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

  • Работа в творческих группах:
Читайте также:  Зарядка помогает сохранить здоровье

Ещё в начале девятнадцатого века в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная связь между появлением у детей так называемы «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевание желудочно-кишечного тракта) и гигиеническими условиями в школе.

Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.

  • Каждая группа займется изучением нормативных материалов по:
    • гигиеническая оценка классной комнаты;
    • гигиеническая оценка школьного меню;
    • гигиенические требования к расписанию уроков.
  • Выполнит практическое задание.
  • Сделает выводы и сформулирует рекомендации.
  • Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
  1. Классным руководителям, учителям физической культуры и ОБЖ провести беседы на тему «Мое здоровье и важность физического и психологического здоровья»
  2. Учителям-предметникам:
    • Строго соблюдать дозировку домашнего задания;
    • На уроках проводить физкульминутки;
    • На каждом уроке проводить зарядку для глаз;
    • Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;
    • Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
    • Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
    • Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;
  3. Рекомендовать школьно-базовой столовой разнообразить меню школьников, желательно введение «шведскогостола».
  4. Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
  5. Замечаний к составленному расписанию уроков 5 класса нет.
  • Конвенция ООН «О правах ребенка». Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции о правах ребенка», 1993г.
  • Федеральный закон «Об образовании». Статья 32, 51.
  • Указ Президента РФ от 20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
  • Закон РФ от 01.08. 1996г. «Об обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».
  • Закон РФ от 22.07.1993 г. «Об охране здоровья граждан». Стр.24.
  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991г. С. 5, 26.
  • Постановление Правительства РФ от 6.10.1999г. №1146 «Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге».
  • Президентская программа «Дети России» (Указ Президента 1994г.)
  • Приказ Мин. Здравоохранения России Мин. Образования России № 186/272 от 30.06.92г.
  • «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ».
  • «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ», 1996
  • Закон города Москвы «О развитии образования в г. Москве». Ст. 8
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений – СП 2.4.2. 782 – 99.
  • Московский региональный базисный учебный план на 2006/2007 учебный год.
  • Региональная программа «Образование и здоровье»
  • «Образование и здоровье» Рекомендации МКО под редакцией Л.Е. Курнешовой.

Источник

Adblock
detector