Педагогический совет на тему: » Подходы к сохранению здоровья школьников»
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему: » Подходы к сохранению здоровья школьников»»
Педагогический совет на тему: «Подходы к сохранению здоровья школьников».
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся;
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать педсовет хочется словами В.А. Сухомлинского. Он сказал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Я считаю, что он совершенно прав. И педагогический совет начнем с определения здоровья.
Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
В 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Я провела диагностику среди учащихся 2-4 классов и результат был не утешительный. Результат вы видите на экране.
По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, посмотрите на экран. Это таблица основных факторов, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично. Мы, как педагоги, просто обязаны следить за здоровьем наших школьников и укреплять его различным способом.
На слайде представлены основные задачи охраны и укрепления здоровья детей:
укрепление детского здоровья;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
выявление интересов, склонностей и способностей детей
к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
приобщение детей к традициям большого спорта.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
— выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
— правильно организовать место и время учебной деятельности;
— применять здоровьесберегающие технологии;
— соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, а так же ряд других требований, которые изображены на слайде
В создавшейся обстановке по ухудшению здоровья учащихся, естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова «здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». 3 Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
1) непрерывность и преемственность;
2) субъектно-объектные взаимоотношения;
3) соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
4) комплексный, междисциплинарный подход;
5) успех порождает успех;
Современной школе необходим целый комплекс мер для реализации идеи сохранения и укрепления здоровья учеников.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается с помощью использования игр и игровых ситуаций,
соревнований, и конкурсов; разных форм уроков, подвижных игр на переменах, фантазирования, домашних заданий творческого характера.
У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).
Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:
— расслабление кистей рук;
— массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика («Моя семья», «Поиграем в пальчики», «Вышли пальчики гулять», «Мышка», «Черепаха»);
— дыхательная гимнастика («Ветер и ветерок», «Воздушные шары-цепочки»)
— предупреждение утомляемости глаз, мышц (комплексы игр: «Если устали глаза», «Если устала спина»);
— упражнения на релаксацию.
Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.
Полезны беседы с учащимися на темы: «Улыбка – лучшая таблетка», «Хороший смех оздоравливает душу», «Кто жаден до еды, то дойдёт до беды», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Добрым быть приятнее, чем злым», «Как вести себя, когда у тебя что-то болит», «Польза от привычек или вред», классные часы: «Формула здоровья», «Секреты здорового питания», «Для чего нужна улыбка»; родительские собрания «Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?», «Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности».
Необходимо и воспитание общей культуры через уроки краеведения, изобразительного искусства, труда, русского языка и литературы.
Важное значение имеет социализация личности ребёнка. Этому способствуют экскурсии, уроки ПДД и ОБЖ, беседы медицинских работников, совместная деятельность детей и родителей (создание рисунков, лепка, спортивные мероприятия).
Таким образом, улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, потому что забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, родителя, самого ребёнка.
Я как учитель начальных классов своей практике широко использую нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки — игры, уроки – соревнования, и другие.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
На слайде предоставлены диаграммы по развитию физических качеств и уровень умственного развития.
Уважаемые, коллеги, я вам предлагаю пройти тест и узнать какой уровень здоровья сберегающих технологий вы используете на уроках и во неурочное время с учащимися. И так, мы должны направить все свои силы, на сохранение здоровья учащихся. А закончить наш педсовет хочется словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»
Источник
Педсовет «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»
Цель:
- Формирование сознательной потребности у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создание необходимых условий для улучшения здоровья учащихся.
- Мотивация педагогов школы к изучению здоровьесберегающих технологий и активному внедрению их в школе.
Задачи:
- Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
- Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;
- Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;
- Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
Наглядность:
- Нормы СанПиНа
- высказывания о здоровье, здоровьесберегающих технологиях;
- презентации к докладам
- выставка книг и рефератов по данной теме
- телевизор и видеомагнитофон с записями с уроков.
Методы предварительного исследования:
- Мониторинг учащихся «Если хочешь быть здоров…»
- Мониторинг педагогов школы «Валеологическая оценка педагогической технологии обучения детей»
- Анализ заболеваемости учащихся школы
- Психологическое исследование учащихся 1-6 классов
План проведения педсовета
- вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
- Сообщение заместителя директора по УВР « Здоровье-сберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов школы».
- Сообщение врача школы «Анализ здоровья учащихся школы»
- Сообщение школьного психолога «Психологическое здоровье школьника»
- сообщение учителя физической культуры «Физическое здоровье учащихся. Анализ мониторинга учащихся».
- работа в творческих группах:
- гигиеническая оценка классной комнаты;
- гигиеническая оценка школьного меню;
- гигиенические требования к расписанию уроков;
- гигиеническая оценка урока.
- Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
- «Урок красоты» рекламная кампания косметических фирм.
Ход педагогического совета
- Вступительное слово директора школы «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых».
Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.
- 30-35% детей поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;
- за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата;
- в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья;
- в 3 раза- с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов как:
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
- неоправданно объемные домашние задания;
- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе – наглядное отражение системы воспитания и обучения, которую можно рассматривать как ведущий фактор воздействия на растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо гармоничное сочетание социальной, физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни.
Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.
- Работа в творческих группах:
Ещё в начале девятнадцатого века в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная связь между появлением у детей так называемы «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки, заболевание желудочно-кишечного тракта) и гигиеническими условиями в школе.
Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников. Основная сложность заключается в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.
- Каждая группа займется изучением нормативных материалов по:
- гигиеническая оценка классной комнаты;
- гигиеническая оценка школьного меню;
- гигиенические требования к расписанию уроков.
- Выполнит практическое задание.
- Сделает выводы и сформулирует рекомендации.
- Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.
- Классным руководителям, учителям физической культуры и ОБЖ провести беседы на тему «Мое здоровье и важность физического и психологического здоровья»
- Учителям-предметникам:
- Строго соблюдать дозировку домашнего задания;
- На уроках проводить физкульминутки;
- На каждом уроке проводить зарядку для глаз;
- Разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости;
- Вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и без сильного напряжения осваивать материал;
- Предлагать задания, позволяющие повторить материал;
- Предлагать занимательные игры или вопросы для разрядки;
- Рекомендовать школьно-базовой столовой разнообразить меню школьников, желательно введение «шведскогостола».
- Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью, проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов.
- Замечаний к составленному расписанию уроков 5 класса нет.
- Конвенция ООН «О правах ребенка». Постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции о правах ребенка», 1993г.
- Федеральный закон «Об образовании». Статья 32, 51.
- Указ Президента РФ от 20.04.1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
- Закон РФ от 01.08. 1996г. «Об обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».
- Закон РФ от 22.07.1993 г. «Об охране здоровья граждан». Стр.24.
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991г. С. 5, 26.
- Постановление Правительства РФ от 6.10.1999г. №1146 «Об утверждении положения о социально-гигиеническом мониторинге».
- Президентская программа «Дети России» (Указ Президента 1994г.)
- Приказ Мин. Здравоохранения России Мин. Образования России № 186/272 от 30.06.92г.
- «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ».
- «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в ОУ», 1996
- Закон города Москвы «О развитии образования в г. Москве». Ст. 8
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений – СП 2.4.2. 782 – 99.
- Московский региональный базисный учебный план на 2006/2007 учебный год.
- Региональная программа «Образование и здоровье»
- «Образование и здоровье» Рекомендации МКО под редакцией Л.Е. Курнешовой.
Источник