Меню

Педагогический проект по формированию зож

Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Детский сад — территория

ольга ольга
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Детский сад — территория

Паспорт проекта

Актуальность реализации проекта

Основное содержание проекта

План-график реализации проекта

Перспективы дальнейшего развития

Список используемых источников

Паспорт проекта

Название проекта «Детский сад – территория здоровья»

Заказчик проекта МБДОУ ПГО «Детский сад№69 комбинированного вида» г. Полевской

Разработчики проекта Русинова Ольга Владимировна

Сильвестрова Татьяна Ивановна

Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Р. Ф. «Дошкольного

Образования» от 01 января 2014

года. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Конвенция ООН по правам ребёнка.

Основные идеи проекта -создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни

Цели проекта сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни

Задачи проекта Для детей:

формировать элементарные представления о важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью других детей;

— развивать потребность в двигательной активности.

— повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;

— повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

Объект и предмет педагогической деятельность Объектом проекта являются:

заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.

Предметом: мероприятия ДОУ.

Срок реализации проекта Долгосрочный (1 год)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Инструктор по физ. культуре.

Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия) Сотрудники аптеки (проведение экскурсии для детей). Инструктор по физ. воспитанию.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта для детей:

-Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

— имеют элементарные представления о ценности здоровья;

-сформирована потребность в двигательной активности;

— Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу воспитателя по формированию навыков ЗОЖ у детей.

— Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

Критерии оценки эффективности реализации проекта Нормативы, мониторинг детей, участие воспитанников в соревнованиях, игры, эстафеты.

Актуальность реализации проекта

На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, так как уровень состояния физического и психоэмоционального здоровья детей, как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, снижения двигательной активности, низкого уровня знаний о ЗОЖ. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

В ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение цели укрепления и охраны здоровья детей и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни. ФГОС ДО подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений дошкольногоучреждения с семьями воспитанников: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто наблюдателями.

Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования, полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Основное содержание проекта

Принципы, лежащие в основе проекта:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Методы реализации проекта с детьми:

Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей

Источник

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
проект на тему

В методической разработке даётся описание работы образовательной организации по реализации долгосрочного педагогического проекта по формированию у детей здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_luchshiy_ugolok_zdorovya_v_doo.doc 98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Развитие»

Верхний Уфалей, 2015 г.

Название проекта: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

Тематическое поле: здоровьесбережение детей в ДОО, формирование знаний о ЗОЖ, физическое развитие, двигательная активность детей в ДОО и семье.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОО является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.

Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОО и семье.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МАДОУ ЦРР — детский сад № 2 «Развитие» постоянно работает над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате накоплен достаточный опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Цель : повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОО путем внедрения системы по формированию ценностей здорового образа жизни у дошкольников, создания условий для разнообразной двигательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

— ознакомить со строением тела человека: руки, ноги, голова, туловище и др., их функциями;

— дать детям элементарные знания о здоровой пище, о необходимости соблюдать культурно – гигиенические правила при употреблении пищи (для чего нужна пища, что полезно есть);

— формировать навыки личной гигиены (мыть руки с мылом, пользоваться личными вещами: расчёской, носовым платком, полотенцем);

— научить детей полоскать рот после еды;

— ознакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», дать элементарные знания о причинах недомогания;

— формировать представления о роли закаливающих мероприятий в профилактике заболеваний;

— ознакомить с понятием «физическая культура», формировать представление о значении физических упражнений для здоровья;

— научить различным способам практической деятельности с традиционным и нетрадиционным спортивным оборудованием с целью использования оборудования в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности.

— ознакомить с праздником Всемирного дня здоровья 7 апреля;

— развивать физическую активность детей через вовлечение их во все виды деятельности: прогулка, занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, народные игры, игры – забавы, закаливание;

— развивать самостоятельное двигательное творчество, активность;

— приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих;

— воспитывать культурно – гигиенические навыки;

— воспитывать навыки правильного питания, сервировки стола, поведения за столом;

— воспитывать уважительное и безболезненное отношение к врачам;

— ориентировать детей на здоровый образ жизни.

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

5) Развитие самостоятельной двигательной активности.

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОО.

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Вид проекта: педагогический, практико – ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации: 2015 – 2016 год.

Состав участников: заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, педагоги – специалисты, медперсонал ДОО, родители, объекты социума: городской Физкультурно-оздоровительный комплекс, детская поликлиника.

Основные направления деятельности ДОО в период реализации проекта

1. Воспитательно-образовательная деятельность:

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:

  • Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
  • Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается проведение комплекса занятий, включающих в себя использование электронных образовательных ресурсов.
  • Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОО для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОО, а также создание условий для самостоятельной разнообразной двигательной деятельности детей в группах и на участках.
  • Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.

2. Поисково-экспериментальная деятельность

Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка планов, программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск новых форм деятельности.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов

Участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.

4. Работа с родителями

Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОО, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, совместное посещение спортивных мероприятий, мастер – классы, консультации по созданию спортивно- оздоровительной среды в семье для развития самостоятельной двигательной деятельности детей и др.

5. Взаимодействие с социумом

Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация и участие в городских детских спартакиадах, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.

Этапы работы по реализации проекта

— Информирование коллектива и родителей о реализации проекта

— Анализ предметно – развивающей среды в ДОО, оценка условия для самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей

— Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОО.

— Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.

— Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.

— Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности.

август — сентябрь- 2015

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели,

инструктор по физ. культуре, инструктор по плаванию, ст. м/сестра

Ст.в-ль, ст. м\сестра

— Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей.

— Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта.

— Укрепление материально-технической базы ДОО.

— Пополнение предметно – развивающей среды в группах, на участках для создания условий для совместной со взрослыми и самостоятельной здоровьесберегающей и двигательной деятельности детей.

— Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ.

— Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями, по созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.

— Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития).

— Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей.

— Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни, по развитию навыков самостоятельной двигательной деятельности в группах и на участке.

— Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов.

— Организация встреч детей с медицинскими работниками.

— Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни, по развитию двигательной активности.

— Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.

— Организация в группах и пополнение материалами Уголков здоровья.

— Проведение консультаций с родителями по темам здоровьесбережения, создания условий для самостоятельной двигательной активности детей дома.

— Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.

— Организация экскурсий в ФОК, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д.

— Создание системы взаимодействия педагогов ДОО, родителей.

— Проведение конкурса «Спортивная семья».

— Мини – проект «О пользе правильного питания».

— Проведение Недели здоровья.

— Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья.

— КВН «Если хочешь быть здоров».

— Викторина «О правильном питании»

Ст. в-ль, педагоги, ст. м/сестра

Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители

Заведующий, ст. в-ль, педагоги, родители

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию, воспитатели

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию

Ст. в-ль, инстр. по физ. культуре,

инстр. по плаванию

Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители

Воспитатели, инструкторы по ф/к, по плаванию, родители, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели,

инструкторы по ф/к, по плаванию, муз. руководители

Ст. м/сестра, воспитатели

Воспитатели, инструктор по ф/к

Ст. в-ль, воспитатели

Ст. в-ль, воспитатели,

инструкторы по ф/к, по плаванию

Инструктор по ф/к, воспитатели

Воспитатели, родители, ст. м/сестра

Инструктор по ф/к, воспитатели, ст. м/сестра

Инструктор по ф/к, инструктор по плаванию, воспитатели, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели

Воспитатели, родители, ст. м/сестра

— Обмен педагогическим опытом.

— Обобщение и документальное оформление педагогической деятельности.

— Мониторинг заболеваемости и физического развития детей

— Трансляция результатов реализации проекта.

— Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей.

Ст. в-ль, воспитатели, специалисты

Ст. в-ль, воспитатели, специалисты

Заведующий, ст. в-ль, инстр. по ф/к, ст. м/сестра

Ст. в-ль, воспитатели, инструкторы по ф/к., по плаванию

Ст. в-ль, воспитатели,

инструкторы по ф/к., по плаванию, ст. м/сестра

Мероприятия по реализации проекта

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Уголок здоровья».

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционируют спортивно – тренажёрный зал, прогулочные площадки с физкультурным оборудованием для разных возрастных групп, спортивный стадион (беговая дорожка, поле и ворота для игр в футбол, хоккей, баскетбольные стойки, волейбольные стойки с сеткой), зона подвижных игр на асфальте, музыкальный зал, комплекс «бассейн – сауна – фитобар».

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, для получения знаний валеологического характера в каждой группе оборудованы физкультурные уголки и Уголки здоровья , оборудованные различными материалами (см. презентацию):

традиционное спортивное оборудование:

— мячи различных размеров и видов;

— ракетки для игр в бадминтон, теннис;

— атрибуты для подвижных игр;

— массажные дорожки, массажёры;

— гимнастические палки и т.п.

  • нетрадиционное спортивное оборудование:

— «мяч над головой»;

— «дорожки и коврики здоровья»;

— «канат и дорожка из пробок»;

В «Уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия, плакаты по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Работа в уголках помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

На занятиях детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, детей знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Имеющийся в штатном расписании инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как — научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные — закаливание организма. Регулярно проводятся досуги на воде, игровые и развлекательные занятия.

На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Задачи физического, валеологического воспитания и развития детей реализуются на занятиях в спортивной секции «Юный спортсмен», в группе по укреплению здоровья для часто болеющих детей «Крепыш».

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, С — витаминизированные напитки, кисели, молоко.

Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, фотогазеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители — постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.

Источник

Читайте также:  Зож промышленные швейные машинки
Adblock
detector