Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Наталья Андрусенко
Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Обобщение педагогического опыта работы
воспитателя МАДОУ д\с №12
Андрусенко Натальи Юрьевны
1988 г. р., образование высшее, педагогический стаж — 4 года.
Окончила в 2010г. государственный педагогический институт по специальности — «Технология и предпринимательство». В МАДОУ д/с №12 пришла работать в апреле 2012г.
Прошла курсы повышения квалификации в 2014 году ГАПОУ Краснодарского края Ленинградский СПК «Концептуальные основы введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В ноябре 2014 года аттестована с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Мое жизненное кредо:
С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
к здоровью ложный путь.
в саду и в чистом поле.
Одной из основных воспитательных задач своей работы с детьми – считаю развитие мотивированной потребности у ребенка к здоровому образу жизни; формирование представления ребенка о самом себе, как об индивидуальности, о здоровом человеке. И конечно эту работу невозможно проводить в одиночку без активного привлечения родителей, как равноправных партнеров.
За недолгую педагогическую деятельность я обратила внимание на общую тенденцию в поведении родителей. Их очень волнует здоровье, физическое состояние своих детей, и тем не менее, они не придают особого значения занятиям физкультурой, зарядкой, считают это чем то необязательным, второстепенным. «Забывают» принести физкультурную форму, позволяют «проспать» зарядку, не придают значения закаливающим мероприятиям дома, соблюдению режима дня. Я подумала, как поднять престиж физкультурно-оздоровительной работы, вести эту работу интересно, не забывая и про традиционные формы работы, такие как беседы, пед. пропаганда. В начале знакомства с группой, на первом родительском собрании попросила родителей написать «Портрет своего ребенка» (его интересы, привычки, склонности, достоинства и т. д, так как это позволяет посмотреть на ребенка, с разных сторон, дает различные поводы к размышлению, индивидуальному взаимодействию и с ребенком и с родителями. Подготовила соответствующий материал по теме здоровьесбережения, ЗОЖ в родительский уголок. И предложила следующее родительское собрание провести вместе с детьми в форме спортивного досуга «Русские богатыри». С целью вовлечения родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, причем не с позиции наблюдателя, а с позиции активного участника. Я считаю, что только положительный пример матери и отца, может оказать благотворное влияние на развитие ребенка, его физического и психического состояния.
С детьми также ведется большая систематическая работа. Это и различные беседы, праздники «Здоровья», включение физминуток, кинезиологических упражнений, дыхательных гимнастик в режимные моменты, закаливающие процедуры и т. д. выявление уровня знаний детей о своем организме, о ЗОЖ. Я предположила, что если ведущей деятельностью детей дошкольник является игра, то и формирование у детей знаний, умений и навыков о ЗОЖ можно осуществлять через игру, а именно подвижную. При знакомстве с той или иной игрой, перед ее проведением провожу небольшую беседу. Например, почему необходимо соблюдать те или иные правила, положение тела (чтобы не навредить своему организму, какие органы и части тела при этом развиваются. Если предлагаю игры подражания, или игры с экологическим уклоном, то разговариваем о природных явлениях, растительном и животном мире. Изучая различную литературу составила картотеку подвижных игр по возрасту, игр с экологическим содержанием для решения задач экологического воспитания. Выполняя работу по формированию навыков здорового образа жизни, реализую, еще одну немаловажную задачу – формирование у детей активной социально- личностной позиции. «Не потому делаю зарядку, что этого требуют взрослые, а потому, что сам хочу быть крепким, здоровым, выносливым, помогать другим».
Результатом активной работы стало то, что посещаемость в группе почти 80%. Родители, видя заинтересованность, заботу о здоровье их малыщей, очень охотно оказывают помощь, участвуют в различных мероприятиях, и не только оздоровительного типа, делают экспонаты на различные конкурсы и выставки, помогают в пополнении группы различными дидактическими пособиями.
Следующим этапом в моей работе по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ является работа над проектом «Экологическая тропа на территории ДОУ». Конечно, окружающая природная среда непосредственно оказывает влияние на жизнь и здоровье людей, формирование личности и с малых лет человек должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать, задумываться над тем, чтобы наш дом стал еще краше и богаче. Я поставила перед собой,приоритетную задачу: воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным и умение делать выводы. Так как наш детский сад открылся недавно, то недостаточно условий для полноценной работы по этому направлению. К работе над проектом так же очень активно привлекаю родителей.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:
• наблюдение в природе;
• работа в уголке природы, включая огород на окне;
• опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
• работа в огороде, на клумбе;
• экскурсии по экологической тропе;
• ознакомление с художественной литературой;
• участие в конкурсах;
• работа с родителями;
На мой взгляд, экологическое воспитание можно осуществлять через все виды деятельности дошкольника. Поэтому, работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
В нашей группе имеются дидактические пособия, схемы, таблицы для занятий, настольно-печатные игры природоведческого содержания, различная литература, «экологическая лаборатория» оснащенная оборудованием для опытов, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне. Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения к себе, своему здоровью, ко всему живому.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
— озеленение территории растениями;
— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
— создание нескольких зон: «деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде»,цветник, парк для наблюдений,
— «Зелёная аптека», «Муравейник», «Тропа здоровья».
Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности,обеспечивая на современном уровне следующие функции: оздоровительную и учебною — просветительскую.
Считаю, что проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Ожидаемые результаты проекта:
расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления);
формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности;
ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей;
в ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе и ее понимание. Прежде всего — это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к себе, окружающей природе, к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам.
«Здоровый образ жизни — нашим детям» (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) Обобщение педагогического опыта ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — НАШИМ ДЕТЯМ (валеологическое воспитание детей дошкольного возраста) обобщение педагогического опыта воспитатель.
Обобщение опыта (в стихах) Неспешный рассказ поведу о работе, Я опыт всей жизни хочу обобщить, Как денно и нощно бываю в заботе, Чем завтра смогу я детей удивить.
Обобщение опыта по ЗОЖ в ДОУ «Здоровый образ жизни»- такое понятие вводится в жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Но вопрос «Что такое здоровье и как сохранить.
«Работа с семьёй». Обобщение опыта В течение многих лет я работаю над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы — всесторонне гармоничное развитие.
Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования.
Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».
Доклад на заседании круглого стола «Обобщение опыта работы по ПДД» Сегодня присутствовала на заседании круглого стола «Работа по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма» регионального значения.
Обобщение опыта работы с ИКТ в детском саду «Использование информационно — коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек.
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.
Обобщение передового опыта Детско-родительский клуб «Моя семья»В современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения взаимодействие с семьей.
Источник
Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Опыт работы по теме:
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 325.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Опыт работы по теме:
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества .
Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, показывают обеспокоенность государства за будущее страны.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
— активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
— заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
— дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило меня к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности и состояла из трех этапов:
- Информационно — поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы.
- Практический – создание развивающей предметно пространственной среды, создание и апробация системы здоровьесбережения.
- Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.
Цель моей работы – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
1.Проанализировать состояние здоровья детей.
2.Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.
3.Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
4.Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.
Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:
-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом;
-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей;
-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.
Информационно – поисковый этап: Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. В начале своей работы я проанализировала здоровье детей, и сделала следующие выводы: дети имели отклонения в физическом развитии; заболевания органов дыхания. Картина печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.
Далее я вместе с инструктором по физической культуре провели мониторинг по образовательным областям: «Физическое развитие» и
« Социально-коммуникативное развитие»; все эти области тесно связаны между собой и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.
Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого, вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице.
Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я разработала опросник «Расти здоровым», в который были включены следующие вопросы:
1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?
2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?
3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
4. Ты знаешь, что такое спорт? А ты занимаешься каким – нибудь видом спорта?
5. Что такое труд? Как ты трудишься?
6. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
7.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
8. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
9. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
Данный опрос показал, что 60% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и всего 40 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.
Практический этап: На основании вышесказанного я разработала и включила в образовательный процесс систему работы с детьми. В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.
Обучала детей использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).
В группе я создала условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья был накоплен материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.
Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья». Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).
Инновацией в своей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Знакомила детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировала творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья .
Большое внимание на НОД уделялось формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.
Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок. Так, для прогулки я подбирала народные подвижные игры, эстафеты, соревнования. Собирали природный материал для дальнейшей работы с ним в группе.
Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смеха, сказки.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому я старалась соблюдать режимные моменты, следила за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировала нагрузку, избегала однообразия и монотонности детской деятельности.
Особое внимание в системе ЗОЖ я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления детей.
Профилактика плоскостопия: использовала ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовала пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.
В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей. Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников, мною использовались такие здоровьесберегающие технологии:
- Игровой точечный массаж . А.А.Уманская, К. Динейки;
- «Гимнастика маленьких волшебников» Т.Нестерюк, А.Шкода;
- Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
- А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
- Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.
С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашей группе подобную работу я проводили в форме бесед, консультаций, разъяснений, индивидуальных бесед. Вместе с инструктором по физическому воспитанию мы проводили спортивные вечера развлечений.
Организовывала тематические родительские собрания, в заседании которых включались элементы тренинга. Устраивала конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». Предлагала родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова».
В родительском уголке размещала консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности я применяла и рекомендовала родителям широко применять такие виды деятельности в семье как:
— чтение литературы о труде;
— совместное создание атрибутов к подвижным играм;
— встречи с людьми различных профессий;
— беседы о пользе труда;
— показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей.
В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.
Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Системно-образующий этап: В конце своей работы я провела повторный мониторинг, который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).
Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я провела повторный опрос, из которого мы узнала, что 90 % детей хорошо усвоили правила здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание), обладают представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.) и 10 % детей на среднем уровне развития — с этими детьми проводится индивидуальная работа и даны рекомендации родителям.
На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в этой работе позволила закреплять полученные детьми в группе знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаю необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.
Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, — говориться в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости — это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.
Источник