Меню

Педагогические условия формирования здоровья у детей дошкольного возраста

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Скачать:

Вложение Размер
statya_zozh.docx 14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Педагогические условия, способствующие формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.
  2. Наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.
  3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
  4. Формирование у детей позиции созидателя своего здоровья.

Таким образом, важнейшей условием формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, обозначенных в специально обучаемой программе ДОО.

  1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. — №1. — 2004. — С.115
  2. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. — №1. — 2004. — с.81 — №5. — с.66.
  3. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, 2005. – 504 с.

Источник

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Снеткова
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизнизанимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.).

Педагогические условия, способствующие формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста:

1. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.

2. Наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками.

3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

4. Формирование у детей позиции созидателя своего здоровья.

Таким образом, важнейшей условием формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, обозначенных в специально обучаемой программе ДОО.

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства// Дошкольное воспитание. — №1. — 2004. — С. 115

2. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка// Дошкольное воспитание. — №1. — 2004. — с. 81 — №5. — с. 66.

3. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М. : Просвещение, 2005. – 504 с.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Конспект НОД о здоровом образе жизни для детей среднего дошкольного возраста «В гости к Петрушке» Интеграция образовательных областей: Здоровье, познание, физическая культура, музыка, художественное творчество, социализация. Цель: Формирование.

Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе детского сада.

Основные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с нарушением речи Воспитание здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Перспективный план по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни Разновозрастная группа (4 – 7 лет) 2014 – 2015 г. г. Месяц Виды деятельности Сентябрь Анкетирование «Спорт и семья» Беседа с детьми «Физкультура.

Опыт работы «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей второй младшей группы» Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию опыт нашей работы на тему: «Формирование начальных представлений о ЗОЖ у детей II младшей.

Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста «Наши дети против Туберкулеза» Проект по формированию представлений о здоровом образе жизни во второй группе младшего возраста № 1 «Солнышко».

Источник

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Соловьева (Соколова)
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике[17].

Перед каждым образовательным учреждением стоит ответственная задач – воспитывать у ребёнка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни, которая является составной частью общей культуры человека.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи[7].

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.).

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.

Здоровье – жизнеутверждающая ценность. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблеме здоровья. Поэтому сегодня здоровье следует рассматривать в широком социальном аспекте[26].

Для того, чтобы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, для того, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми, необходимо и, самое главное, важно, воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, основанном на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня и отсутствии вредных привычек.

В рамках всестороннего воспитания детей необходимо уделять большое внимание формированию здорового образа жизни с малых лет. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным периодом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Большую роль в формировании знаний о здоровом образе жизнииграют взаимодействие субъектов: педагоги детского дошкольного учреждения, родители, дети.

Закрепление знаний о здоровом образе жизни идёт в разных видах деятельности: занятиях, развлечениях, играх и т. д. [12].

Для выработки у детей необходимых в этой области знаний умений и навыков используют разнообразные методы и приёмы. В нашем случае мы рассмотрим и применим моделирование как один из основных и эффективных методов ознакомления детей дошкольного возраста со здоровым образом жизни.

Моделированием — как проблемой и одной из форм познания окружающей действительности занимались И. В. Сыромятникова и И. Г. Ожерельева, которые в своих исследованиях этой методике уделяли большое значение. В своих трудах они использовали моделирование как метод познания, но как способ акцентированного получения детьми знаний о здоровом образе жизни данный метод не использовался[9;31].

Это и послужило выбором темы моего педагогического опыта «Педагогические условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Понятие здоровый образ жизни был разделён на блоки и поставлены цели.

Цель: сформировать у детей знания о себе, о своём теле

«Здоровье человека»

Формирование знаний о здоровье, культуре тела, культуре желаний и эмоций; выработка умений и моделей здоровьесохраняющего поведения.

Цель:сформировать у детей знания, умения и навыки, которые позволят им успешно заимодействовать с окружающей средой

В деятельность детей я стараюсь на внедрить метод моделирования. Данные модели используются на «Минутках здоровья» в НОД, в дидактических играх и т. д. Сохранение и развитие здоровья детей как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. Для этого были разработаны рекомендации педагогам для проведения НОД по позновательному развитию, сюжетно-ролевые игры. Был составлен перспективный план по работе с детьми. Мы постарались обхватить все области.

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Источник

Читайте также:  Заменитель сахара вреден для здоровья или нет
Adblock
detector