Меню

Педагогические технологии здоровье сберегающие

Здоровьесберегающие педагогические технологии
статья

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии

У разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Так, Н.К. Смирнов (2003) утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога. Автор пишет: понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и педагогов; здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения» (Н.К. Смирнов, 2003).

Автор определяет, что здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий Н.К. Смирнов выделяет:

— здоровьесберегающие организационно-педагогические технологии (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

— психолого-педагогические технологии (связанное с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;
  • социально адаптирующее и личностно-развивающие технологии — технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности;
  • лечебно-оздоровительные технологии (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

В.А. Деркунская (2005) также отмечает, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии, по мнению данного автора, — технологии, «направленные на сохранение, подержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья» (В.А. Деркунская, 2005). Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические технологии — технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (технология организации мониторинга здоровья дошкольников, технология организации и контроля за питанием детей, технология организации профилактических мероприятий в ДОУ, технология организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и др.);

— физкультурно-оздоровительные технологии — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (технология развития физических качеств, технология закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

  • здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения);

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни.

Таким образом, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям (технологиям, которые используются педагогами в процессе деятельности с детьми) можно отнести указанные автором группы технологий: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (используемые совместно с психологами).

По мнению A.M. Сивцевой (2007), здоровьесберегающие технологии — это «система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». По мнению В.И. Ковалько, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. A.M. Сивцова (2008) указывает, что выоор здоровьссоерегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности

педагога, а также показателей здоровья детей. Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр; гимнастика (для глаз, дыхательная и др.); стретчинг; ритмопластика; динамические паузы; релаксация;
  • технологии обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий; коммуникативные игры; система занятий из серии «Уроки здоровья»; проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия); самомассаж);
  • коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.) (A.M. Сивцева, 2008).

Т.С. Грядкина (2008) разделяет педагогические технологии формирования здорового образа жизни дошкольников на здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Автор определяет здоровьесберегающую технологию как качественную характеристику среды жизнедеятельности, здоровъеформирующую технологию — как «комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры, который понимаегся как интегральная качественная характеристика личности, проявляющаяся через состояние общественного здоровья (уровень и характер заболеваемости), физического здоровья (физическое развитие, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и подготовленность) и мотивацию к здоровому образу жизни и двигательной активности» (Т.С. Грядкина, 2008). По мнению В.К. Бальсевича здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей. К таким условиям и факторам могут быть отнесены: стимулируемое развитие двигательных качеств (особенно выносливости), развитие внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность интеграции в разные социальные группы и толерантность в общении с другими людьми.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А. А. Шульга, 2001), под которой авторы понимают «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга, 2001). Сущность данной технологии, по мнению авторов, заключается не сколько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является «не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъектно-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга, 2001). Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя: использование настольной конторки (для работы в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (для ситуационно-образного моделирования), офтальмотренажеров (для выполнения зрительного тренажа), наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (для переключения зрения детей с ближних целей на дальние) и др. 1

Подробное описание технологии содержится в книге: Башканова ГЛ.. Уланова СЛ., Шульга А.А. Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды II Методическое руководство для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — Сыктывкар, 2001. — 360 с.

Н.К. Смирнов (2003) выделяет секреты здоровьесберегающей педагогики и сущность каждого из них:

  • Секрет доброты, который состоит в том, что необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим;
  • Секрет успешности (в делах и в жизни вообще), который состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, в том, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы не трудна была жизнь;
  • Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства, который заключается в профессионализме всех работающих в образовательном учреждении педагогов;

их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье;

  • Секрет соответствия создаваемого задуманному — в объективном отслеживании получаемых результатов;
  • Секрет технологичности в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий;
  • Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается.

В.А. Деркунская в своих исследованиях (2005) отмечает основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:

  • гуманизации — предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса ДОУ;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — предполагает использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности;

— субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

  • педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности);

— профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Источник

Здоровьесберегающие педагогические технологии

ЕЛЕНА ГОРДЕЕВА
Здоровьесберегающие педагогические технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические техно-логии». Введение понятия «здоровьесберегающие образовательные техно-логии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассмат-ривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогике, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспе кты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологи:

организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

психолого- педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого- педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровьясубъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровье сберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечения высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровью, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико – профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

физкультурно – оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно – ориентированного воспитания и обучения);

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

здоровьесбережения здоровьеобогащения педагога (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни);

сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно – игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж);

коррекционные (арт – терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно – развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используе-мых для достижения педагогических целей.

Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики.

Секреты доброты – необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.

Секреты успешности (в делах и в жизни и вообще) – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.

Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.

Секреты результативности – целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.

Секреты соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.

Секрет технологичности – создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик, возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

Секрет истинности – интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.

Также можно определить и основные принципы (идеи) здоровьесберегаю-щих технологий:

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса ДОУ;

учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего образовательного процесса;

учета и развития субъективных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддерживания его активности, самостоятельности и инициативности;

субъект – субъективного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организаций педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он смог максимально реализоваться;

педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Мой «Янтарь» .

Презентация «Педагогические технологии в ДОУ» В последние годы о педагогических технологиях написано много, однако в науке пока нет общепринятого определения понятия «педагогические.

Источник

Читайте также:  Вред для здоровья от полиамида
Adblock
detector