Педагогические технологии работы с детьми ОВЗ
Автор: Лобойко Елена Андреевна
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Лобойко Е.А., педагог-психолог.
МКОУ Чикская СОШ №6 Коченевский район, Новосибирская область.
Объектом описания в настоящей конкурсной работе является мой опыт по применению педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .
Цель работы: Систематизировать накопленные знания по использованию игровой технологии и технологии арттерапии.
В процессе выполнения конкурсной работы рассмотрены теоретические аспекты и проведен анализ использования данных педагогических технологий.
В процессе работы стало очевидно, что п о ня т и е « методи к а » ш ир е п о н я т и я «т ехнология » . Е сл и ме т од и к а н апра в лен а н а р ешени е з а д ач : 1 ) ч ем у у ч и т ь ? 2 ) з аче м уч ит ь ? 3 ) к а к у чить ? т о т ех н ологи я о бу ч ения , п р е жд е всег о , о т в еч а е т н а тре т и й в о п ро с с о дни м с уще с т в енны м до п олнени е м : 4 ) ка к у ч и т ь р е зульт а т и в но ? И это особенно ценно при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.
Данная работа и о том, п е дагогическую те х нологию можно представ и ть сле д ующей формулой: П Т = ц е л и + за дач и + с одержан и е + м ет о д ы ( приемы , с р едства )+ ф орм ы об учени я
С егодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без из у чения всего обши р ного а рсенала образовательных т ехнологий. Работа может быть интересна педагогам — психологам общеобразовательных организаций.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чикская средняя общеобразовательная школа №6
на конкурс психолого-педагогических технологий в сфере образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучащихся в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Лобойко Е.А.,
с. Прокудское, 2016г
Любая деятельность может быть либо технологией,
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией –
заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом.
Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского educational technology – «образовательная технология».
Часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами.
Педагогическую технологию отмечают два принципиальных момента: Первый: технология – это гарантированность конечного результата;
технология – это проект будущего учебного процесса.
В то р о й : п е д а г о г ичес к а я т ехнологи я – э т о на бо р т ехнологич ес к и х п роцедур , о беспечив а ющи х п рофесси о нальну ю д е я те л ь н о с т ь педа г ог а и гарантированност ь ко н ечног о планир у емог о резу л ьтат а .
Таким образом, п е д а г о г и ч е с к а я т е х но л о г и я ест ь п ро д уманна я в о в се х д ет а ля х м одел ь с овместн о й у че б но й и педагогическо й д еят е ль н ост и п о п роектиров а нию , о рг а низаци и и п роведен и ю у чебног о п роце с с а с б е з условны м о беспечени е м комфортны х у с лови й д л я учащихс я и уч и теля .
П е д а г о г и ч е с к а я т е хн о ло г и я эт о содержате л ьна я техник а р е а л из а ции учебн о го про ц есса (В.П. Беспалько).
Следовательно, у меня, педагога-психолога, возникает потребность в поиске, адаптации таких здравоохранительных педагогических технологий, которые интересны и эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе я применяю педагогические технологии на основе активизации и интенси ф икации деятельности учащихс я: игровую технологию и технологию арт-терапевтической работы (далее технология арттерапии), как средство развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Считаю, что наиболее эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка.
Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается м и р, раскрывают с я творческие с п особности личности. Без них не т , и не м ож е т бы т ь полноценного умс т венного развит и я. Игра – э т о огромное с вет л ое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живи т ельный поток представлений, понятий об о кружающем мир е . Игра – это искра, за ж игающая огонёк пытлив о сти и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
И стори я во зни к н о вени я и г р ка к с посо б а р ешени я п роблем , п ередач и ин ф ор м аци и о реа л ьно й дея т ельн о ст и д л я о б у чен и я , нахо д и т с в о е о т раж е ни е в к н и г е Д . Б . Эль к он и н а « П с ихо л о г и я иг р ы» .
В работе нем е цкого ученного « Душевная жизнь ребенка» автор К. Гросс назв а л игру теорией упражнения или самовоспита н ия. К. Гро с с пи с ал: « Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач со с тавляет главную цель наш е го детст в а, то выдающееся место в этой целе с ообразной связи явлений принадлежит игре».
Это же положение поддержал В.Л. Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта».
З.Я. Фрейд, рассматривал всю жизнь и деятельность чело в ека, как проявление изначальных биологических влечений.
«Несправедливо думать, – отмечал он, – что ребенок смотрит на созданный и м мир в иг р е несерьезно; нао б орот, он относится к и г р е очень серьезно, в н осит в нее м ного одушевления. Против о положение игре не серь е зность, но – действительность. Ребенок пре к расно отлич а ет, не смотря на все увл е чения, созданный им мир от де й ствите л ьного и охотно и щ ет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видим ы х предметах д е йствительной ж изни».
Анализиру я процес с детско й игр ы З . Я . Ф р ей д д ок а за л , ч т о и в игра х ре б ено к п ретворяе т с во и п ереживания .
Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.
Игр а форма психогенного п оведения, т.е. внутренне присущего, имманен т ного личности (Д.Н. Узн а дзе).
Игр а – пространство «внутренней социализ а ции» ребенка, средство усвоения социальных установок ( Л .С. Выготский).
Игр а – свобода личности в во о бражении, «иллюзорная реали з ация нереализуемых интересов» (А . Н. Л е онтьев).
Способность включаться в игру не с вязана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенност и .
Технология арттерапии. (музыкотерапия, пескотерапия, фототерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл в1938 году.
Арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга , а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).
На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Применение необычного для школьной практики термина « терапия » не противоречит, согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичу, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности.
Данная технология связана с воздействием разных средств искусства на обучающихся, она позволяет с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
2. Содержательный компонент обучения
Общие цели обучения:
Д идактически е : рас ш ирени е к ру г о зор а , п озн а ва т ельн а я д еятель н о с т ь ; п рименени е З У Н в п рактическо й деятель н ост и ; ф ор м и р ова н и е о пр еде ле н ны х у мен и й и н авыков , не обходимы х в п рак т ическо й д ея т ельност и : р а з ви т и е о бщеуч е бны х умени й и навыко в ; разви т и е т р удов ы х н а выко в .
Воспитывающие : воспитание самостоятель н ости, воли; формирование определенных подходов, п о зиций, нравств е нных, эстетических и мировоззренческих установок; вос п итание сотрудничества, коллек т ивизма, общительн о сти, коммуникативности.
Развивающие : р а з вит и е в ним а ния , п а мят и , р ечи , м ышл е ни я , у ме н и я с равнивать , с опоставлять , н ахо д и т ь а нал о ги и , воображения , ф ан т а з и и творч е ски х с посо б ностей , э мпатии . р ефлексии , умен и я н аходит ь о пт и маль н ы е р е шени я ; развити е м отиваци и учеб н о й д еятель н ости .
Социализирующие : п р иобщен и е к но р м а м и ц е нностям общества; а дап т ация к условия м среды стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Конкретные цели игровой технологии
1. Помочь ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
2. Помочь ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
3. Расширить круг интересов ребенка;
Конкретные цели арттерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
7. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Содержание учебного материала:
1. Предметные игры
2. Тренинговые игры
3. Интеллектуал ь но-познавательные иг р ы
4. Сюжетные и роле в ые игры
5. Драматизац и я
6. Творческие конк у рсы
7. Игры со словами
3. Процессуальная часть
Организация учебного процесса.
Организация коррекционно-развивающего процесса в МКОУ Чикская СОШ № 6 осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», образовательными программами и расписанием занятий. С учетом потребностей и возможностей обучающихся занятия могут осуществляться в группах или индивидуально.
Одним из важнейших направлений моей деятельности является работа по реализации проекта « Создание ресурсного центра по инклюзивному образованию на базе МКОУ «Чикская СОШ №6 Коченевского района Новосибирской области, способствующего всестороннему развитию и сохранению здоровья детей ОВЗ».
Методы и формы работы.
В своей работе я применяю целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп).
Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов.
Для того чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты, я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Методы и формы деятельности учащихся.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в зависимости от темы и цели занятия, и исходя из конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры, развивающие, сюжетно — ролевые, театрализованные, игры – драматизации, психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.
Деятельность педагога-психолога по управлению процессом усвоения материала.
Участие детей в игровой деятельности помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Дети, примеряя на себя различные образы, обретают индивидуальность и учатся понимать переживания других людей, а педагог-психолог во время занятий мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.
4. Диагностика учебного процесса .
В работе педагога-психолога диагностика это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Как отмечает И.В. Дубровина, «в диагностике необходимо выделить психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, учащихся, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая».
Наблюдение- один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений.
Цель наблюдения изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений.
В школе педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Нельзя понимать метод наблюдения как простую фиксацию того, что видит педагог-психолог.
Педагог-психолог широко использует и опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу.
Игра – это вид д еятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение обще с твенного опыта, в котором с кладывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет функции:
-«развлекат е льная»;
-коммуникативная: освоение диалектики общения; самореализация в игре;
-игротерапевтическа я : преодо л ение различных трудностей, возн и кающих в дру г их видах жизнедеятельности;
-диаг н ос т ическая: выявление отклонений от норма т ивного пове д е ния, самопо з нание в процессе игр;
-функцию коррекции: внесение позитивн ы х изменений в с т руктуру личностных показателей.
Описание практического опыта
Постановка задачи / проблемы
Была выявлена проблема: использование традиционных технологий, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда приносит ожидаемый результат. Система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья не эффективна.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Для разрешения проблемы у меня возникла идея: наряду с использованием традиционных технологий, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть игровая технология и технология арттерапия.
Согласно ФГОС НОО п.19.8 Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
— Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
— Возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ;
Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников.
— Преодолеть затруднения учащихся в учебной деятельности.
— Развитить коммуникативные навыки.
— Обучить навыкам адаптации учащихся к социуму.
— Сформировать положительную мотивацию к обучению
— Создать условия для развития сохранных функций;
Этапы решения задачи/проблемы
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Основу этой работы составляют четыре этапа:
1. диагностика проблем, информация о проблеме и возможных путях ее решения,
2. консультации на этапе принятия решения,
3. разработка плана решения проблемы,
4. решение проблемы.
Структура коррекционно-развивающего занятия
ритуал приветствия, планирование игр и упражнений
реализация коррекционно-развивающего занятия в соответствии с целью
рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания
Психокоррекционный комплекс состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
Основные результаты, которые были достигнуты
Анализируя результаты своей деятельности, были достигнуты следующие результаты:
• Снизился уровень тревожности у 15 обучающихся.
• Укрепилась мелкая моторика рук у 14 обучающихся.
• Повысился уровень адаптированности в ОУ и в социуме в общем у 27 обучающихся.
• Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов у 19 обучающихся.
• Сформирована мотивация к обучению у 7 обучающихся.
Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
Достижения детей с ОВЗ : по итогам всевозможных конкурсов 37 % обучающихся отмечены сертификатами участника, памятными подарками, дипломами и благодарственными письмами. («Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Инфоурок» и др.)
— Продолжать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
— Расширять работу с социумом.
— Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.
— Распространять свой опыт работы.
Результаты, которые планируется достичь
Полная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в группу здоровых сверстников.
1 . Б е с па л ь ко , В . П . О б р а з ов а н и е и обу ч е ни е с у част и е м к о м пьютер о в / В.П. Беспалько. – М.: И з д — во «МОДЕК», 2002. – 352 с .
2. Выготский, Л . С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л . С. Выгот с кий. – М.: Просвещ е ни е , 19 9 1.
3. Дубровина И. В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И. В.Дубровина, А. Д.Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В.Вохмянина.
4.Зайцев В.С. Современные пед а гогические технологии: у чебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, Ч Г П У , 2012 – 411 с.
5. Кларин, М. Педагогическая т е хно л огия в у чеб н ом процессе / М. Кларин. – М., 2009.
6 . Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006. — 204 с.
7 . К сензова , Г . Ю . Пе рспективны е ш кольны е т ехнологии : у чеб . -мето д . п особи е / Г . Ю . К сензова . – М . : П е д агогическо е о бщ е ств о Р осси и , 2 0 06 .– 2 2 4 с .
8. Сел е в к о, Г.К. Современные образовательны е т ехнологи и : учебное пособие для пед. ву з ов и институтов повышения квалификации / Г . К. Се -левко. – М.: Народное об р азование, 2005. – 256c.
9 . Ф иногено в , А . В . И гровы е т ехнологи ив ш к о ле : у че б . -мето д . п осо б и е / А . В . Ф иноген о в , В . Э . Фили п по в . – Красно я рск : Кр а сноя р . г о с . ун- т , 20 0 1 .
10 . Эл ь кони н , Д.Б . П с ихол о ги я и гр ы/ Д . Б . Э л ь к о н ин .– М. , 2 002 . – с . 1 2 4 .
Источник