Раскрытие понятий здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе
Елена Владимировна Воронина
Раскрытие понятий здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе
Ребенок – самая важнейшая ценность человечества – они представляют потенциал нашего будущего, будущего всей планеты. Непосредственно по этой причине, развитие здорового поколения – является главной задачей современного общества.
Занимаясь проблемой укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, главный упор преподаватели ставят на воспитании физической культуры, на формирование представлений о здоровом образе жизни – как ценностном процессе.
Однако как указывает статистика, с каждым годом процент не здоровых детей постоянно увеличивается. Задача дошкольных учреждений – создавать и осуществлять в практике подобные образовательные проекты, которые отражали бы интересы и потребности ребенка, были доступны, эмоционально притягательны и ориентированы на формирование значимых для жизнедеятельности и жизнетворчества здоровьесберегающих технологий.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс и другие, психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И. И. Брехман, Б. Н. Чумаков и другие, педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К. Зайцев, С. В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия [3, с. 60].
По мнению В. А.Сухомлинского: «забота о здоровье – это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [4].
В сегодняшней литературе есть большое количество определений понятия «здоровье». Исходное определение приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения — здоровье, это состоянием полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствием болезни и физического дефекта [5].
Рассмотрим сущность понятия «здоровье«.
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н. М.Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [6, с. 18].
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [7, с. 176].
Н. М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В. П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Н. И. Брехман определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению ВТ. Лободина, здоровье — это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы [8, с. 182].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия. [9]
Здоровье характеризуется наличием биологического потенциала (наследственные возможности, физиологического резерва жизнедеятельности, нормального психического состояния и социальных возможностей реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).Можно выделить три типа:
1) индивидуального здоровья (человек, личность);
2)здоровья группы (семьи, профессиональной группы, «страта – слой»);
3) здоровья граждан (популяционного, общественного). Согласно типу здоровья, вырабатываются показатели, с помощью которых дается качественная и количественная характеристика [10].
Результативность обучения и воспитания детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России. В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман.Его идеи: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение. Но среди медиков его доклады пользовались невероятной популярностью. И с 1991 года появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы ВУЗов и преподается в школе. Идеи здорового образа жизни начинают пользоваться успехом, поэтому появляется все больше авторских методик. Но уже в 2001 году Министерство образования РФ из учебных планов предмет «Валеология» исключает. И, когда россияне о понятии «здорового образа жизни» начинают забывать, на Западе его подхватывают и через несколько лет возвращают на родину, только уже под европейским лейблом [11, c.4].
Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [7, с. 176].
Выделяют главные принципы здорового образа жизни:
1. Создателем ЗОЖ является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная и физическая деятельность.)
2. Отказ от вредных привычек.
3. Соблюдение правил правильного питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, белки, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, которые регулируют все сферы жизнедеятельности человека и т. д. [7].
Таким образом, исходя из названных определений, за основу было позаимствовано положение о здоровом образе жизни, как типичных формах и способах повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, снабжая этим успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций вне зависимости от общественно-политических, финансовых также общественно-эмоциональных ситуаций.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.
Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.
Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.
Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.
Источник
Воспитание здорового образа жизни у школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:55, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: обоснование необходимости внедрения здорового образа жизни в школах республики .
Содержание работы
Введение 3
I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1 Педагогические смыслы понятия «здоровье», здоровый образ жизни 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование здоровья учащихся 8
1.3 Воспитательно-оздоровительная работа в общеобразовательном учреждении 10
1.4 Педагогические условия формирования здорового образа жизни 11
1.4.1 Процесс формирования здоровья учащихся 11
1.4.2 Педагогические условия самоорганизации культуры здорового образа жизни 14
1.4.3 Технология развития мотивов здорового образа жизни 18
II.Образовательно-оздоровительные средства педагогики формирования здорового образа жизни 21
2.1 Опыт работы школы средней школы №2 по формированию здорового образа жизни учащихся 21
2.2 Концепция воспитательно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения 24
2.3 Исследование эффективности работы по формированию здорового образа жизни 27
6. Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 35
Содержимое работы — 1 файл
курсовая ЗОЖ школьника.doc
Введение
Так уж сложилось, что здоровье ученика в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Однако, хотелось бы сразу предупредить, это пособие — не только и не столько для врачей и педагогов, непосредственно отвечающих за здоровье тела, сколько для всех педагогов, работающих с детьми в школе.
Правительство Республики Казахстан уделяет большое внимание проблеме здоровья школьников. Формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками поставлены на государственный уровень[1].
С 1999 года Республика Казахстан входит в «Европейскую Сеть Школ Способствующих Укреплению Здоровья», с 2000 года сформирована национальная сеть, которая, на сегодняшний день, объединяет 682 общеобразовательных школы Казахстана.
В 2008-2009 учебном году совместно с Министерством образования и науки впервые проведен Республиканский конкурс «Здоровая школа» среди школ-участниц проекта «Школы, способствующие укреплению здоровья» на лучшую организацию системы укрепления здоровья в школах.
В республике активно ведется профилактика борьбы с курением и с вредными привычками[2].
Одной из приоритетных задач реформ в системах здравоохранения и образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни и что не менее важно — выработка осознанного желания сохранить свое здоровье.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в нашем обществе наблюдается снижение здоровья населения, включая здоровье школьников, которые являются самой социально активной группой.
Так, за последние 5 лет заболеваемость школьников выросла на 22%, в том числе анемия в 2,5 раза, болезни органов дыхания в 1,5 раза,
эндокринные болезни и расстройства питания в 1,4 раза, болезни нервной системы в 1,5 раза, травмы и отравления в 1,2 раза. Растет
заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами у детей и подростков[3]. На сегодня из всех страдающих психическими и поведенческими расстройствами каждый четвертый — это ребенок. При этом темпы прироста этой патологии у подростков в 2 раза превышают прирост у взрослых. Не уменьшается число юношей, неспособных нести воинскую службу по медицинским показаниям.
Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, развивая различные подходы — аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический и др., охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологический аспекты.
Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье — важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.
Актуальность темы данного исследования определяется все еще недостаточным изучения данной темы.
Тема работы – «Воспитание здорового образа жизни у школьников».
Цель исследования: обоснование необходимости внедрения здорового образа жизни в школах республики .
Объект исследования: психология здорового образа жизни как необходимый фактор системы обучении и воспитания школьников..
Предмет исследования: педагогика основных факторов здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: педагогика здорового образа жизни приводит к различной мотивации (стремление быть здоровым, сильным, успешным, эффективным, жить долго).
— изучить теоретические и практические источники по теме исследования,
— определить понятия образа жизни, здоровья, здорового образа жизни,
— рассмотреть виды и формы здорового образа жизни школьников,
— исследовать вопросы по формированию здорового образа жизни школы на основе практического опыта.
Проблема формирования здорового образа жизни школьников рассматривается в социологических, медицинских и педагогических исследованиях, казахстанских и российских авторов: К.А. Тулебаев, А.Д. Соколова, З.С. Абишевой, Дегтерев Е.А., Ю.Н.Синицын, Н.В.Хобина, М.Р Битянова. и др.
Методы исследования: теоретический анализ и изучение психологической, медицинской, медико-биологической литературы, сравнение, анализ и синтез.
I. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Педагогические смыслы понятия «здоровье», здоровый образ жизни
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «. правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»[4]. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений»[2].
Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение философской категории и условия успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности . обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни»[4,45].
Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». НИ. Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По мнению ВТ. Лободина (1997), здоровье — это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но w социальную категорию, т.е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Психическому здоровью, по словам директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности[5,46].
Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.
Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни — биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути — позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются — обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.
По мнению известного оперного певца В. Барыкина, путь к здоровью и долголетию лежит в отрицании злобы. Если человек желчный, язвительный, злопамятный, он много и долго болеет, и внутренние органы разрушаются быстрее, быстрее разрушается и сила, которую дает нормальный оптимистический настрой.
Великая русская актриса А.А. Яблочкина на свое 70-летие сказала гостям: «Я приглашаю Вас всех на мое 80-летие. Соберемся, кутнем, выпьем». Многие тогда усмехались украдкой. Но на 80-летие действительно встретились. Яблочкина сказала: «Я очень рада, что вижу многие лица, которые были у меня 10 лет назад. Спасибо, давайте соберемся на 90-летие». Опять были усмешки. Собрались на 90-летие «Вот видите, те, кто улыбался тогда радостно, — по-прежнему со мной, а те, кто усмехался ехидно, — их, к сожалению давно уже нет среди нас. [3,47].
Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения в единстве с условиями жизни. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее одновременно и уровень общественного прогресса, и его частную реализацию.
С одной стороны, образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями. В то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что уровень жизни отдельного человека в значительной степени определяется уровнем экономического состояния общества, т.е. имеет общественно-экономический характер. Качество жизни обладает двойной зависимостью, общественной и личной, по преимуществу обусловлено личным отношением к уровню жизни, пониманием и реализацией человеком своих возможностей в достижении благополучия. Отсюда понятно, что здоровье человека, прежде всего, будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными особенностями[3,48].
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное. В связи с этим, появляется возможность педагогического управления становлением образа жизни, которая, в первую очередь, зависит от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Б.Т. Лихачев называет это антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Это могут быть и религиозные идеи. Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его не следует сводить к «анти — », т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого[3,49].
Источник