ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Социализация детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения».
проект
1. Краткая аннотация проекта
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта
Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.
В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический Проект «Социализация детей с ОВЗ в условиях дома ребенка» | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Ханты — Мансийскйй автономный округ — Югра
«Урайский специализированный Дом ребенка»
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
( ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН с ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ НА БАЗЕ) « УРАЙСКОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА »
Разработчик педагогического проекта:
Майсюк Альвина Мунеровна
Период формирования и функционирования
педагогического проекта: 1год
1. Краткая аннотация проекта
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта
Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.
В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации дошкольного образования является востребованным и нужным в педагогическом процессе. Принятие Концепции дошкольного воспитания положило начало гуманизации системы дошкольного воспитания. Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития. С другой стороны, в специальных образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.
Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.
Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.
Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имел различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. В ряду различных нарушений ранний детский аутизм (РДА) занимает особое место. У таких детей наблюдаются: трудности установления контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, мутизм, скандированная речь. Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признаются не обучаемой и не адаптируется социально. Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим: отсутствием специализированных групп для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых характерны трудности социальной адаптации, связанные с особенностями развития детей данной категории, их неумением общаться со сверстниками и взрослыми, нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. К сожалению, с течением времени частота проявлений случаев аутизма имеет тенденцию к росту. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы социализации детей с ранним детским аутизмом.
Данный педагогический опыт создан для организации эффективной коррекционной работы и построении индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает следующие аспекты:
- психологические особенности данной категории детей;
- структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
- основные принципы коррекционной педагогики.
Поэтому данный педагогический опыт востребован , вызывает интерес у педагогов и родителей. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедрялся на протяжении 1 года. Систематически к нам поступают дети с ОВЗ поэтому работа по данному проекту является систематической.
3. Цель и задачи проекта
Наиболее ярким внешним проявлением отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию . Преодоление проблем с социализацией детей возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.
Объект исследования : социальная адаптация детей с ОВЗ, путём максимального расширения их социальных связей.
Предмет исследования : преодоление проблемы с социализацией, и постепенное вхождение ребёнка с ОВЗ в социум в результате своевременной коррекционно-развивающей работы.
Целью педагогического опыта является: создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.
В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:
- Организовать предметно-развивающую среду.
- Формирование навыков поведения.
- Формировать социально-бытовые навыки.
- Формировать навыки игровой деятельности.
- Формировать познавательные функции.
- Формировать речевые навыки и навыки общения.
- Привлекать родителей к социальному партнёрству.
4. Основное содержание проекта
Социализация ребенка с ОВЗ начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».
Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в изучении социального развития детей с ОВЗ, которое предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.
Новизна педагогического опыта заключается в следующем:
- создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
- разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
- разработка практического программно — методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей.
- разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.
Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.
Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, и насколько актуальна данная проблема.
Основные принципы и подходы в реализации проекта
- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения , то есть тесное взаимодействие семьи и ДОУ с целью развития и воспитания «особого» ребёнка.
- Принцип комплексности , то есть тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: психолога, психиатра, воспитателей, дефектолога, социального педагога, логопеда, музыкального и физкультурного работника, инструктора ЛФК, медицинской сестры по массажу.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития , то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Он основан на признании самоценности личности ребёнка и создания условий для его гармонического развития.
- Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов , что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
- Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала, что особо важно для развития и обучения детей с ОВЗ.
- Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком ОВЗ. При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.
Методологическая основа данного педагогического опыта
Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).
Социализация детей с синдромом рассмотрена в работах О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг. Особое внимание направлено прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру — формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации.
Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.
Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней средой. В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.
I этап — Диагностический. Цель: определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин эмоционального неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка .
II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать новые формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию навыков самообслуживания, совершенствованию моторики, координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков и навыков общения. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов .
Для снятия аффективно-эмоционального напряжения применяются арттерапевтические методы: музыкотерапия, тренинг с использованием запахов, пескотерапия, арттерапия, кинезиотерапия.
III этап –– Контрольный . Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.
Механизм реализации проекта представлен в таблице.
Нормативно-правовые ресурсы: Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные постановления и программы; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.; Устав дошкольного образования; Концепция дошкольного образования РФ; Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.);
Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 4 до 7 лет, их родители.
Материально — технические ресурсы:
• музыкальный зал; изостудия, кабинет психолога; сенсорная комната
• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно — коммуникационных технологий;
• CD — DVD — диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;
• психолого-педагогическая и методическая литература, программно — методические материалы.
Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ: Е. А. Екжанова « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Э. Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс. Работы с родителями: В.В. Ткачева «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;
Кадровое обеспечение. Решение поставленных задач педагогического опыта проходит в соучастии детей, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психиатр, педиатр, инструктор ЛФК, массажист, родителей (законных представителей).
Целевая аудитория: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.
Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.
Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
7.План реализации проекта
Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития.
1.Оценить уровень актуального развития ребенка;
2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка;
3. Составление индивидуальной программы развития.
Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование;
Установление эмоционального контакта.
1. Установить формальный контакт с ребенком;
2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом.
В течение 2- 3 недель
могут быть увеличены;
1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса.
1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность;
2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности;
3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности.
Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма;
Формирование социально-бытовых навыков
1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками.
2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают.
В течение всей коррекционно-развивающей работы
Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи.
Формирование общей моторики
имитации сложных движений;
произвольной организации движений.
В течение всего обучающего процесса
С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность.
Обучение речевым навыкам и навыкам общения.
1.Развивать у ребенка способность понимать речь.
2. Формировать его речевое мышление.
3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.
4. Закреплять появившиеся речевые формы.
В течение всей коррекционно-развивающей работы.
Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.
Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами.
Развитие познавательной деятельности
Формирование представлений об окружающем мире.
Развитие всех видов восприятия.
Активизация мыслительной деятельности.
В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивнойдеятельностью
Познавательные функции приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.
Развитие игровой деятельности
Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием.
Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра.
В течение всей коррекционно-развивающей работы.
Развитие игровой деятельности формирует способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.
Коррекция проблем поведения
Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.
В течение всей коррекционно-развивающей работы.
Для снятия аффективно-эмоционального напряжения и мы применяем арттерапевтические методы.
Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых;
3. Способствовать контакту ребенка с родителями.
Источник