«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
статья
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_sohraneniya_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Сократ
«Сущность понятий «Здоровье», актуальность проблемы сохранения здоровья »
В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Есть более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесбережения: Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.
«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня».
Основная цель , которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Только в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, я планирую свою работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
- Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
- Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
- Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Основными компонентами здоровьесбережения являются:
- Соблюдение режима дня.
- Рациональное питание.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Профилактика заболеваний, закаливание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
- Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз, дозировка домашних заданий.
После завершения уроков я принимаю детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.
1) Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня . Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. Режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.
2) Еще один важный компонент – культура питания . Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.
3) Важным компонентом является соблюдение санитарно-гигиенических норм , в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых.
4) Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании . Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Мы проводим гимнастики для глаз.. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
5) Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки во время выполнения домашнего задания или при проведении познавательных занятий; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.
В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.
При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.
С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Два огня», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики».
В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.
В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Спортландия».
Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи ( «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).
При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.
Я регулярно провожу экскурсии и прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.
— природоведческие экскурсии («Краски осени», «По следам пернатых»);
— обществоведческие экскурсии («Профессии наших мам», «Книжная страна»);
— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
— творческие прогулки, прогулки-наблюдения;
6)Познавательные занятия провожу с учетом интересов и потребностей детей. рассказов, занятия по интересам.
Провожу викторины: « Волшебный сундучок-словарь вежливых слов», « Правильное питание», «Уроки Мойдодыра», «Мое здоровье — в моих руках».
Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Как вести себя за столом», «Правильно ли мы едим», «Чтобы зубки не грустили», «Если хочешь быть здоров(правила закаливания)», «Режим дня-основа жизни человека».
7)Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Поэтому я учу воспитанников испытывать радость от каждого положительного результата. Стараюсь создать комфортную атмосферу в коллективе, что также способствует укреплению здоровья.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка.
Часто начиная класса с третьего — иногда раньше, иногда позднее — у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в.
Из опыта работы.
В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения.
Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том.
Перечисление проблематики детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. .
Источник
Проблема сохранения и обеспечения здоровья детей в ДОУ
статья
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика простудных заболеваний в ДОУ находит отражение в системе оздоровительной работы дошкольных учреждений. Проблема оздоровления детей — целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Цель оздоровительной работы ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sohraneniya_i_obespecheniya_zdorovya_detey_v_dou.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема сохранения и обеспечения здоровья детей в ДОУ
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Никакие, даже самые глубокие знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека. Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом. В Концепции дошкольного воспитания в решении данной проблемы отводится ведущее место.
Простудные заболевания и причины их возникновения
Мало кто из детей 3 — 6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.
Простудные заболевания — это условно названные болезни, вызванные охлаждением, которому подвергается организм ребенка. Раньше простудные заболевания объединяли в группу «острых респираторных заболеваний (ОРЗ)», сейчас ученые медики считают, что более верное название «острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)».
Ведущее место в структуре заболеваемости детей дошкольных учреждений занимают инфекции верхних дыхательных путей, входящие в группу острых респираторных вирусных инфекций. Вирусы распространяются воздушно-капельным путем при чихании и кашле, но большинство из них передается через предметы, до которых дотрагивался больной ребенок: ручки дверей, предметы домашнего обихода, детские игрушки.
Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.
Острые респираторные инфекции наносят большой ущерб здоровью детей, приводят к обострению хронических очагов инфекций, аллергизируют организм ребенка.
Дети обычно тяжелее, чем взрослые, переносят болезни, и у них чаще возникают осложнения. При простудных заболеваниях в воспалительный процесс могут вовлекаться различные отделы дыхательных путей — нос, пазухи, горло, трахея, бронхи, легкие. Иногда заболевают уши.
Важным моментом в предупреждении респираторных инфекций является создание у детей специфического иммунитета против наиболее распространенных форм острых респираторных инфекций.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения профилактических мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, снижение заболеваемости детей.
Анализ работы ДОУ по профилактике простудных заболеваний
Профилактика простудных заболеваний в ДОУ находит отражение в системе оздоровительной работы дошкольных учреждений. Проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Цель оздоровительной работы ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В ДОУ основными направлениями оздоровительной работы являются:
— выполнение санитарно-гигиенического режима;
— воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
— рациональное, сбалансированное питание;
— оптимальная двигательная активность, физическая культура;
— закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
— профилактическая работа по предупреждению простудных заболеваний;
— здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, фито-витаминно- терапия.
Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей. Ежегодно устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осенне-зимний период проводится медицинской сестрой ДОУ. Это и поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп, проведение профилактических медицинских осмотров детей дошкольного возраста педиатром детской поликлиники и медицинской сестрой. Осуществляется контрольная деятельность за соблюдением санитарно-гигиенических условий в ДОУ и организацией учебно-воспитательного процесса, отслеживается состояние здоровья детей, ведется санитарно-просветительная работа среди персонала и родителей.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы ДОУ используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, проводимый врачом поликлиники и медсестрой ДОУ. Данные мониторинга определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности и являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка. Дети с хроническими заболеваниями, и часто болеющие дети ставятся на диспансерный учет с последующими оздоровительными мероприятиями согласно индивидуальному плану.
Для повышения защитных свойств детского организма круглогодично проводится витаминизация пищи. В третье блюдо добавляется аскорбиновая кислота. Одновременно с витаминизацией пищи проводится фитотерапия — один из методов с использованием естественных природных веществ противовирусного и антибактериального действия. При отпуске процедур используются препараты растительного происхождения — лук, чеснок. В группах в течение дня стоят тарелочки с мелко нарезанными «витаминами». Под влиянием данных процедур, повышается бактерицидность воздуха, снижается показатель загрязненности воздуха, происходит обогащение человека витаминоподобными веществами.
Закаливающие процедуры: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе, хождение по группе босиком, воздушные ванны без маек (+16,+18 о С). Такие же мероприятия проводятся и в весенне-летний период, только закаливающие процедуры имеют несколько другое содержание: ежедневные прогулки на свежем воздухе, воздушно-солнечные ванны, хождение босиком по песку.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды.
Применяется такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту.
Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 3,5-4 часов в летний период, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Общая моторная плотность достигает 60% и более. Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка.
Одним из направлений деятельности ДОУ является воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать: значение здорового образа жизни; осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств; обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей; взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни; усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья.
Для этого с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность.
Педагогами ДОУ разработана серия занятий познавательного цикла «Здоровей-ка», которая состоит из разделов: «Движение – это жизнь, а жизнь- движение» — о пользе физкультуры и закаливания; «Здоровое питание — полезные витамины»; «Чистота – залог здоровья и успеха» — о гигиене тела, привычках человека и др.
Важную роль в оздоровлении детей играет семья, так как именно семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его психическое и физическое развитие. Поэтому в ДОУ проводится работа по приобщению родителей к оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Для педагогического просвещения родителей в ДОУ применяются следующие формы работы: создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»; консультации узких специалистов ДОУ; родительские собрания на данную тематику; педагогические советы. Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в ДОУ проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины.
Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трех основных направлениях :
— создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных простудных и других заболеваний;
-формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома;
-развитие физической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников:
— благоприятно влияет на профилактику простудных и других заболеваний, на рост и развитие детского организма;
— дает возможность при единой системе работы педагогического персонала совместно с родителями и медработниками, опираясь на современные педагогические технологии, методики и программы успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей — будущего здоровья нации.
Источник