Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
методическая разработка на тему
В статье приведен пример педагогического совета по здоровьесберегающим технологиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы здоровьесберегающей педагогики
– Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики и дидактики. Принцип не навреди.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это
– физическое здоровье (органы, функции)
– нравственное (интересы, помыслы, увлечения)
– психическое (адекватное отношение к ситуации)
Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.
Принцип суъек-субьектоного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.
Принцип соответствия содержание и организации обучения . Речь идет об уровне и содержании программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.
Всем нам необходимо представлять в целом круг актуальных проблем гимназии и подходы к их решению. Рассмотрим проблемное поле, связанное с охраной здоровья учащихся с нескольких уровней: уровень учителя, уровень администрации гимназии, уровень родителей
Педагоги делятся на группы и предлагают пути решения следующих проблем по каждому уровню:
– Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию переутомления
– Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии
– Проблема питания школьников
– Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек).
– Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
– Проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Достаточно много доступных и реальных путей предложено для решения проблем охраны и укрепления здоровья детей. Я думаю, что решать эти проблемы мы будем вместе.
Проводится анализ анкет учащихся (которые были проведены и обработаны заранее) по следующим вопросам:
1. Всегда ли в классе вы занимаетесь в благоприятных климатических условиях?
2. Устаете ли вы от однообразной работы на уроке?
3. Часто ли на уроках применяются ТСО?
4. Проводятся ли физминутки, минутки отдыха, эмоциональные паузы?
5. Чувствуете ли вы доброжелательное отношение учителей?
6. Чувствуете ли утомление уже в середине урока?
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)– это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель любой образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
В 2005-2006 учебном году мы проводили педсоветы на темы: “Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации и саморазвития учащихся”, “Развивающий стиль руководства учебной группой как основа результативного обучения”. Решениями этих педсоветов были следующие:
– применять дифференцированное обучение как фактор развития познавательных интересов;
– формировать устойчивые мотивы учения;
– спланировать пути профессионального самосовершенствования педагогов для достижения развивающего стиля руководства учебной группой.
Эти решения как раз направляют вектор применения образовательных технологий в сторону здоровьесберегающей педагогики.
Обозначим основные факторы, влияющие на формирование здоровья школьников.
1. Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн)
2. Мебель ( размеры, размещение)
3.Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности, с другой стороны увеличивают объем информации, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, высокая плотность подачи материала затрудняет процесс восприятия. Длительность применения аудиовизуальных средств начальная школа не более 15-20 минут, средняя 20-25 минут, старшая не более 30 минут)
4. Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды)
Факторы, связанные с образовательным процессом
1. Объем учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников)
2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам, удобно для детей. ( Так как в силу объективных обстоятельств на 100% невозможно выполнить все нормы, учителю необходимо учитывать физиологические особенности обучающихся, для получения качественных результатов обучения.
Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: В понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов – дни оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень работоспособности в пятницу и субботу.
Дневная динамика работоспособности: У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках. В старших классах на пятом уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а к шестому уроку резко падает.
3. Организационно-педагогические условия проведения урока.
Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?
1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)
2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)
3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут
4) Число видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный, аудиовизуальный)
5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2
6) Чередование позы ученика
Оптимальное распределение нагрузки во время урока:
Источник
Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья
Принцип не навреди – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для
родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии,
основы педагогики и дидактики.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает,
что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая
проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции
влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это:
физическое здоровье (органы, функции);
нравственное (интересы, помыслы, увлечения);
психическое (адекватное отношение к ситуации)
Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.
Принцип субъект- субъектного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.
Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет об уровне и содержании
программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б)воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами,
порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом.
Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия
1. Принцип не нанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
3. Принцип триединого представления о здоровье
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
14. Принцип отсроченного результата
15. Принцип контроля за результатами
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник