Методы, приёмы, технологии воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии | 314.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приёмы, технологии воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей
Все здоровьесберегающие технологии можно выделить в три подгруппы:
-организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
-учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья участников образовательного процесса.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает наш детский сад, от конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
В своей работе я использую следующие физкультурные занятия:
-самостоятельная деятельность детей
-утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
-физические упражнения после дневного сна
-физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
-физкультурные досуги и развлечения,спортивные праздники
-оздоровительные процедуры в водной среде.
Все здоровьесберегающие технологии разделены
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массаж пальцев. Ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.). Паузы я использую во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Ритмопластика — это движения, выполняемые под музыку, приносящие физическое и духовное здоровье, радость. Это работа над осанкой, крупной моторикой, над чувством ритма. Развивает изящество, грациозность движений, гибкость и физическую выносливость, тренируют вестибулярный аппарат, помогает слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать.
Подвижные и спортивные игры — как часть занятий физической культурой, на прогулке, в групповой комнате. Игры я подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения по релаксации я провожу для детей, начиная с 4-х лет, но при этом они должны быть в доступной игровой форме, в зависимости от состояния детей и целей. Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз — профилактика зрительных нарушений актуальная тема. Около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз мы используем ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Гимнастика дыхательная — используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Я обеспечиваю проветривание помещения, контролирую обязательную гигиену полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика — основной целью гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Занятия физической культурой — согласно программе проводятся 2-3 раза в неделю в физкультурном зале. Перед занятием я обеспечиваю хорошую проветриваемость помещения. Длительность занятия соответствует возрасту детей.
Игротреннинги и игротерапия — методика основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, осязание, воображение и творческую фантазию. Занятия с детьми я провожу в виде сюжетно-ролевой игры или в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных каналов. Занятие организую не заметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности.
Самомассаж — используется в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В утренние часы мы проводим точечный массаж
Коммуникативные игры — занятия выстраиваю по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
3. Коррекционные технологии:
Сказкотерапия — используется в нашем детском саду 2-4 занятия в месяц.. Занятия проводят для психологической терапевтической и развивающей работы.
Психогимнастика используется 1-2 раза в неделю . Занятия проводятся по специальным методикам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования.
В докладе представлены интересные нетрадиционные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья.
Консультация для воспитателей»Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду» способствует формированию у дошкольников основ здорового образа жизни , желания осознанного вы.
Представлен Проект использование здоровье сберегающих технологий.
Система взаимодействия специалистов ДОУ по укреплению здоровья детей.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников детского сада на основе социального партнерства.
Источник
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
материал (6 класс) на тему
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с учащимися по сохранению здоровья
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы программа сохранения и укрепления здоровья помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей учащихся;
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии организма;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
^ Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
Организация подвижных игр (динамической паузы);
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
^ V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
-создание интерьера класса
Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
Составление вставки книг по вопросам здоровья.
Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.
Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.
Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
^ Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В семье растет сын.
В семье растет дочь.
Детский травматизм на дорогах.
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.
За здоровый образ жизни.
Каким будет ваш ребенок.
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
Причины быстрой утомляемости младших школьников.
Психологическая поддержка младших школьников.
Физические и душевные травмы.
^ Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
Беседа “Береги свою жизнь”
Беседа “Если хочешь быть здоров”
Беседа “В здоровом теле здоровый дух”
Беседа “Для чего мы моем руки”
Беседа “Для чего нужна зарядка”
Беседа “Осторожно на дорогах!”
Веселая спартакиада “Волшебный мяч”
Игра “В гостях у Айболита”
Игра “Здоров будешь – все добудешь”
Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”
КВН “Назло рекордам”
Классный час “Мои увлечения”
Классный час “Мои любимые игры”
Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”
Классный час “Мы играем”
Лекция профессора Знайки о правильном питании
Малые Олимпийские игры
Маскарад вредных привычек
На дворе у нас игра
Приглашает Королева Спорта
Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”
Спортивный час “Веселый экспресс”
Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках практического семинара рассматриваются психологические особенности детей разного возраста и основные формы и методы работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м.
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос.
Под мотивацией мы понимаем такую «внутреннюю энергию» (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите.
Презентация содержит фотоматериалы.
Статья к материалам II Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства» Сургутский музыкальный колледж.
обмен опытом работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
Источник