Педагогическая концепция «Здоровье в имидже современного педагога»
статья по теме
Педагогическая концепция отражает отношение автора к здоровью педагогического работника.
Любой педагог, работающий в сфере школьного образования, так же, как и ученик, находится в «зоне риска». Увеличивающиеся нагрузки — интеллктуальные, психические, вкупе с ежедневными обыденными стрессами, подвергают организм дополнительным затратам духовных и физических сил. И если сохранение здровья учащихся — это забота государственная, то о здоровье педагога должен позаботиться он сам. Определяющим фактором здесь является умение использовать все существующие возможности. Педагогическое здоровье — это комплекс физических, моральных и нравственных мер, напрямую связанных с профессиональной успешностью. В Концепции рекомендован ряд правил, способствующих сохранению здоровья и работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_v_imidzhe_sovremennogo_pedagoga.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. МОСКВЫ ЛИЦЕЙ № 1367
«Здоровье в имидже современного педагога»
Кулагина Светлана Степановна,
кандидат педагогических наук
«… Не ясно ли, наконец, что мы имеем право подойти к нашему делу,
как к производству, и посмотреть на воспитателя, как на рабочего,
которому вверяется серьезная деловая функция, ставится точная, пусть и
трудная, но все же посильная задача, не требующая от него гипертрофии
сердца или другого какого-нибудь не менее важного органа, не лишающая
его возможности быть человеком, иметь свою личную жизнь и спокойную
Мы имеем право так поставить вопрос, но мы и обязаны его так поставить…»
Современная школа, выполняя заказ общества и государства, на современном этапе должна не только вооружить подрастающее поколение знаниями, умениями, навыками и социальными ценностями, но и сформировать образ жизни, сформировать мотивацию поведения, научить быть здоровыми и успешными.
В последнее время на повестку дня педагогики все чаще встает проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. По статистике ВОЗ практически здоровыми являются не более 5% школьников. Сегодня уже фактически признано, что система школьного образования отрицательно сказывается на здоровье детей. А учителей?
Проводя в школе 8-10 часов рабочего времени с колоссальной нагрузкой на зрение, голосовые связки, память, внимание и нервы, не попадает ли учитель также в группу риска? И если для учащихся проблему сохранения здоровья пытаются решить введением здоровьесберегающих технологий, то о сохранении здоровья педагогов должны позаботиться сами педагоги.
Творческий учебно-воспитательный процесс требует от учителя затрат его духовных и физических сил и потому сегодня перед нами стоит задача – формировать педагогическими приемами мотивацию быть здоровым, т.о. здоровье рассматривается как категория педагогическая.
Каким должен быть современный успешный педагог?
Фундамент успешности формируют составляющие: психическое и физическое здоровье, темперамент, способность к самодиагностике и саморегуляции, умение вести себя в коллективе коллег, быть профессионалом с высоким уровнем обучаемости, работоспособным, выдержанным, с разумной дозой артистизма и юмора.
Главными критериями успешности выступают показатели здоровья человека: физическое здоровье делает человека красивым внешне (рост, нормальный вес, здоровый цвет кожи и пр.). В здоровом теле – здоровый дух, а это уже показатель здоровья психического: ровное настроение, желание работать, спокойный тон. Здоровые (во всех отношениях) учителя способны показать необходимость моделирования здорового образа жизни у учащихся и доказать, что работа по самосовершенствованию крайне необходима для успешной жизни и деятельности.
На учителя, как и на любого другого человека, воздействуют множество факторов.
УЧИТЕЛЬ
Экологические (природные) условия
Администрация школы
У человека три основные ценности: здоровье, семья, работа. Исходя их этого, необходимо расставить приоритеты и сформулировать свою концепцию здорового образа жизни. Определяющим фактором является умение заботиться о себе и использовать все существующие возможности.
Определяя программу практических действий по сохранению и укреплению всех видов здоровья, можно доказать, что здоровый образ жизни напрямую сказывается на успешности в профессиональной деятельности.
Здоровый образ жизни — это комплекс мер физических, моральных и нравственных.
Учитель, как и любой творческий человек должен придерживаться правила « Десяти НЕ»:
1. Не переутомляйся. По мнению психологов, на каждые 6 часов активной деятельности должно приходиться 2 часа, посвященных своему здоровью.
2. Не злоупотребляй излишествами: в еде, сне, одежде, склонностях. Показатели физического здоровья (или нездоровья) видны всем окружающим.
3. Не нарушай распорядка дня. Распорядок или режим – вот что вырабатывает правильные привычки, позволяет много планировать и много успевать. Необходимо планировать отдых!
4. Не спеши или торопись не спеша. Это умение распределить свое время (и не только свое), распланировать его и свои усилия. Это показатель хорошей работоспособности и организованности.
5. Не бери на себя больше, чем можешь сделать сейчас. Физическое здоровье, темперамент, самоконтроль у всех разные. Поэтому необходимо само-познание. Довести дело до конца, а не бросать его на полпути, не обмануть ожидания – важное качество педагога.
6. Не будь ленивым. Это показатель работоспособности. Только высокая работоспособность не дает быстро утомляться, есть возможность делать множество дел: слушать, думать, записывать, обобщать и анализировать одновременно – в этом суть педагогической и воспитательной работы. Твой залог здоровья – в движении.
7. Не теряй лица. Не жалуйся, не брюзжи, не трать время даром. Это показатель выдержки, терпения и терпимости. Это умение выходить с честью из сложных ситуаций, умение проигрывать, умение самоконтроля. Этому надо учиться каждодневно.
8. Не конфликтуй. Умение доходчиво и логично говорить, искусство спора и доказательства истины делают педагога авторитетным. Отсутствие этих качеств ведет к конфликтам и ссорам.
9. Не будь кумиром. Покажи всем, что ты умен и интересен, но ты имеешь право на ошибку. Восхищайся достижениями и умениями других людей.
10. Не будь скучным. Окружающие тебя люди (особенно дети) не любят «пирожки ни с чем». Необходимо быть интересным: а это и широкий кругозор, и коммуникативные качества, и оптимизм, и юмор.
Итак, эти десять заповедей включают в себя все виды здоровья, помогают жить и развиваться в социуме и. конечно же, очень помогают в профессиональной деятельности.
Мир стремительно меняется, рушатся стереотипы, переоцениваются ценности, перекраиваются отношения, нет конца реформам. Меняется все – неизменна лишь роль учителя.
Авторитетного для ребенка учителя слушают, его любят, ему стремятся подражать, таким образом — через интерес к личности учителя – интерес к стилю его жизни.
Учебный процесс неотделим от воспитания. Но воспитание – не поучение, не нотации, не лекции. Девизом в отношениях учитель-ученик должен быть призыв «ДЕЛАЙ КАК Я».
Учитель – лицо общества, пример для ученика. Он ОБЯЗАН быть здоровым, счастливым, иметь ровный доброжелательный настрой, высокую культуру речи, чувство юмора. Это – много, это очень трудно.
Но труд педагога – тернии, а результат его труда – ЧЕЛОВЕК.
Источник
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
методическая разработка по теме
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Цель:
обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе
Задачи:
в ходе работы создать модель ученика,
* обладающего физическим, психическим и духовным здоровьем;
* владеющего представлениями о здоровье и ЗОЖ
* имеющего представление об охране органов чувств, правилах поведения в обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_koncepciya_zdorove_igra.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Агалатовская СОШ»
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Куликова Наталья Константиновна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе
в ходе работы создать модель ученика,
* обладающего физическим, психическим и духовным здоровьем;
* владеющего представлениями о здоровье и ЗОЖ
* имеющего представление об охране органов чувств, правилах поведения в обществе
«Здоровье –мудрых гонорар»
«Поддержка здоровья есть долг».
Ключевые понятия: здоровье, здоровьесберегающая педагогика, деятельностный метод, интерес, мотивация к учению, успешность, здоровая личность.
Недавно прочитала высказывание известного педагога Валентины Ковалько о том, что «Приобретая знания — дети теряют здоровье». Подумала: ведь это жуткое противоречие «получая — теряют». А, самое главное, пособниками в этом являемся мы – учителя. Но те, кто давно работают в школе, бесспорно, любят детей. Случайные люди здесь не задерживаются. Где же произошел перекос в отношениях «дети — школа», на каком этапе
«замылился» глаз на эту проблему? Попробую разобраться.
Если в своей работе опираться на цикл Деминга, то прежде, чем двигаться дальше, надо проанализировать предыдущий опыт, учесть ошибки, устранить недостатки и создать концепцию (перспективный план работы на несколько лет вперед, фундаментом которого является основной замысел — идея здоровосбережения школьника).
Я учу детей,прежде всего, работать над ключевыми словами изучаемой темы, Пойду тем же путем.
Здоровье — (по определению Всемирной организации здравоохранения) это полное благополучие:
-социальное, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
Здоровосберегающая педагогика — это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Наверное, школа одна бы не справилась, если бы не помощь государства. Одним из направлений государственной поддержки и развития школьного образования проекта «Наша новая школа» является:
— обеспечение условий для развития здоровья детей.
Почему же государство забило тревогу?
В последние годы количество относительно здоровых детей резко уменьшается По данным Всероссийской диспансеризации, которая происходила в 2002 году, было обследовано 30,6 млн. детей до 18 лет (всего в России 31 млн. детей), из них считаются практически здоровыми только около 30% (или 9,5 млн. детей). Число детей инвалидов за последние 5 лет выросло в 6 раз. Чаще всего причиной инвалидности являются болезни нервной системы, психические расстройства, пороки развития различных органов. По мнению генетиков сегодня в результате воздействия вредных экологических и социально-экономических факторов, в генетическом аппарате россиян происходят серьезные изменения, проявляющиеся как сиюминутно, так и через поколения.
Ниже приведу данные статистических исследований.
Факторы, формирующие здоровье ребенка
Работая с таким количеством больных детей, учитель должен отдавать себе отчет в том, что, прежде всего, он является для ученика центральной фигурой образовательного процесса, что именно он в состоянии сделать для здоровья школьника больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерб здоровью ребенка. Непременным условием успешности в отношениях «учитель- ученик», является
а) обладание педагогом конгруэнтностью: быть искренним, открытым, его жесты должны совпадать с речевыми высказываниями
б) позитивное принятие учащихся, проявление педагогического оптимизма, то есть, способность быть уверенным в возможностях и способностях каждого ученика,
в) владение эмпатией: видением внутреннего мира и поведения каждого ребенка с его позиции, как бы его глазами, сопереживая ему.
Может быть, все это в глазах моих маленьких друзей, которых я встречаю 1 сентября, зажжет огонек любознательности, пробудит мотивацию к учению.
Встает вопрос о необходимости развития познавательного интереса, т.е построение учебного процесса так, чтобы дети хотели учиться. Интерес развивает внимание, волю, чувства, интеллект.
Но знать – еще не значит быть готовым эти знания использовать. Сегодня, в свете требований ФГОС. на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Сделать ученика способным к саморазвитию – вот главный жизненный принцип педагогики.
Значит, надо организовывать обучение так, чтобы ребенок не просто усваивал готовое задание, изложенное учителем, а открывал новое знание в процессе своей собственной деятельности.
Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным методом .
Деятельность, окрашенная интересом, протекает быстрее, легче, знания прочнее. Урок – основной источник познавательного процесса.
Если говорить о формах организации познавательной деятельности учащихся, то это:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
Меня интересуют те формы и методы, которые сберегут здоровье моих учеников. Одним из путей достижения этого является Коллективный Способ Обучения, далее КСО.
Этот способ организации обучения не только дает возможность каждому работать в своем темпе, в соответствии со своими природными данными, но и почувствовать себя в чем-то сильным, способным, необходимым другим, т.к в этой системе каждый обучает каждого, помогает ему. Дети лучше узнают друг друга, каждый проявляет свои лучшие способности, вынужден в этой совместной работе становиться терпимее, настойчивее; восполняется, дифференцированно, роль ученика, как учителя.
Деятельность одновременная или последовательная учителя или ученика, (или учащихся), а не одного человека – является обучением.
«Общение является не средством обучения, не параллельным процессом, а существованием обучения, — подчеркивает теоретик КСО Дьяченко В. К. исключи общение, сделай его невозможным, и обучение исчезает. Обучение — есть особая разновидность общения».
Огромное внимание при КСО уделяется структуре общения между людьми, подчеркивая, что наиболее продуктивной деятельностью для детей является парная форма сотрудничества «диалогические сочетания» — ДС.
Парное общение по своей структуре является самым простым: в каждый момент общения один говорит, другой слушает. Общение в паре – это звено в общей цепи общения каждого человека с другими. Вот почему обучая общению на уроке, мы, тем самым, готовим ребенка к жизни. Происходит духовное развитие личности, общение с другими является важнейшим условием и фактором духовного, нравственного, психического и, как следствие, физического здоровья.
Само понятие КСО означает, что коллектив учит каждого своего члена. КСО появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все учащиеся, т.е группа становится самообучающей.
Для коллективной учебной работы главное заключается не в том, чтобы каждый выступил и сообщил то, что он изучил до этого сам, а в том, чтобы он приложил определенные усилия научить тому, что знает, каждого.
Для того, чтобы научить работать в парах необходимо специальными приемами отработать умения, переходящие в навыки.
К ним относятся:
— ориентация в пространстве
— умение слушать партнера и слышать то, что он говорит
— работать в постоянных парах
— поиск нужной информации
Правила дружной работы
1.Внимательно слушай, не перебивай.
3.Если кто-то ошибется, исправляй так, чтобы не обидеть.
4.Береги каждую минуту.
5.Не огорчайся, если ошибся. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Для того, чтобы работа в парах постоянного состава была более результативной, она должна учитывать способности, возможности, дружбу детей.
Ни один раз, работая с разными классами, на помощь мне приходила здоровосберегающая технология – игра .
Игра ,наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен существования. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
— коммуникативную (освоение диалектики общения)
— самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
— игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности)
— диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры)
— функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
— межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)
— социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Большинству игр присущи три главные черты, положительно влияющие на здоровье детей:
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования.
Все это позволяет детям быстрее запоминать материал. Не произвольное внимание и память позволяют осуществлять запоминание с наименьшей затратой энергии.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
- Познавательные, воспитательные, развивающие
- Репродуктивные, продуктивные, творческие
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные
Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ученику поверить в свои силы, а мне дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности и сохраняя здоровье моих учеников.
На уроках в начальной школе нельзя забывать и о принципе психологической комфортности. Учитель должен стараться на каждом уроке проводить диагностику интереса – рефлексию. Вариант может быть такой:
— 3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно
— 2 балла – мне все понятно, но материал был не всегда интересен
— 1 балл – я не все понял, но мне было интересно
— 0 баллов — я ничего не понял и на уроке скучал
Ведя разговор о технологиях, сохраняющих здоровье учащихся, нельзя не сказать еще о нескольких факторах. Всех учащихся условно можно поделить на аудиалов (те, кто информацию воспринимает на слух), визуалов (те, кто информацию воспринимает зрительно), кинестетиков (те, кто воспринимает информацию через тактильные ощущения: потрогать руками объемные буквы, вырезать геометрическую фигуру). Значит, проектируя урок, я должна для каждой группы детей предусмотреть свое специальное задание. Это опять же позволит вызвать положительную мотивацию учения.
Зачастую ученики в самом начале каждого урока бывают напряжены. Причиной тому может стать неизвестность предстоящей деятельности ребенка на уроке. Возникает необходимость предсказуемости работы учителя, прогнозирования на успех.
Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы с детьми.
Убеждена, что проблема потери школьниками здоровья, будет решена, если основами организации успешного обучения будут:
-учет особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни
-фиксирование внимания на положительных проявлениях ученика
-дифференциация домашних и классных учебных заданий
-создание индивидуального образовательного маршрута для каждого проблемного ученика
-привлечение учащихся к принятию решений
-воспитание у учащихся активной жизненной позиции
-использование иронии, шутки в воспитательных целях.
Тогда ожидаемым результатом, вытекающим из поставленных задач, будет здоровая личность, обладающая:
- объективным восприятием реальности
- принятием других, себя и природы
- интересом к другим людям и умением выстраивать межличностные отношения
- чувством юмора и способностью к самоиронии
- креативностью, т е. способностью творчески решать различные задачи.
Дети – это наш вклад в общество будущего, от их здоровья будет зависеть уровень благосостояния и стабильности России на долгие годы вперед.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его сначала крепким и здоровым».
Источник