Повышение педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по теме
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_pedagogicheskoy_kompetentnosti_roditeley_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.pptx | 168.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повышение педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель коррекционной работы – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психофизическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, психическом, волевом, поведенческом, двигательном) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. В пространстве нормального детства способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Одна из особенностей деятельности специалиста, работающего с семьей — влияние на уклад семейной жизни, способствующее становлению психолого-педагогической культуры родителей, создание условий в семье для саморазвития иными словами – воспитание родителей.
В понятие «воспитание родителей» входит: усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; ориентация на поставленные задачи. приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков;
Только при желании и целеустремленности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его эффективного психического и личностного развития.
Источник
Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ .
презентация по коррекционной педагогике на тему
Презентация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_povyshenie_ped._kompeten._roditeley_detey_s_ovz.pptx | 84.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнил: воспитатель МБДОУ д/с №74 «Аленький цветочек» Сизова Людмила Александровна Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с особенностями развития – это: использование сведений о специфике воспитания и обучения, знание особенностей психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, знание возрастных особенностей, использование способов, технологий педагогического воздействия на ребенка с учетом его нарушений в развитии, способность понимать потребности ребенка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией .
Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с приемами и методами работы, участие в практическом обучении и наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами. Важно научить родителей проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и создание условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности ребенка, и значимость систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи. Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционно-образовательные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним нарушений). Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Для достижения тесного взаимодействия с родителями широко применяются такие формы работы как: родительские собрания, родительские школы, университеты, семинары-практикумы, практические занятия, консультации, беседы-разъяснения, тематические выставки литературы, папки-передвижки, круглые столы, «мозговые штурмы», досуги, праздники. Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей, расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии РЕБЕНКА .
При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют конкретные задачи: выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка: определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии; выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные); организовать педагогическую и психологическую помощь родителям; повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка; разработать индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка; обосновать педагогический прогноз .
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители: переосмысливают свою роль в воспитании детей, осознают себя субъектами воспитания, глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают, повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и обновив имеющиеся знания о семейном воспитании, становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и потребностей. Это отражается на уровне их общей культуры и педагогическом мировоззрении.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный «треугольник». Основанием для оценки эффективности этого взаимодействия являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдат.
Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер.
Данная презентация расчитана для работы с родителями старших дошкольников.Основной её целю- повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социу.
В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр.
Повышения педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей в условиях клуба для родителей .
Публикация содержит рекомендации для родителей по вопросам организации совместной деятельности с детьми дома; организации их продуктивной деятельности.
Еще недавно, для того чтобы быть цспешным родителем, было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образовангия проблема психолого-педагогической к.
Источник
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Ирина Щепетинникова
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»
Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену опытом в работе с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Текст к презентации по теме:
Слайд № 1. Детский сад № 9 «Солнышко» — ДОУ компенсирующего вида города Ефремова Тульской области.
Слайд № 2. Наше учреждение посещают дети, имеющие нарушения в речевом и психофизическом развитии. В ДОУ все группы логопедические.
Слайд № 3. Все более актуальным становится вопрос повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Контингент родителей, равно как и контингент детей с ОВЗ, имеет свои особенности, неоднороден по своему составу и требует достаточно высокой компетенции со стороны педагогов и специалистов.
Основные аспекты, которые мы сегодня рассмотрим:
• Понятие педагогической культуры. Основные компоненты, определение уровня педагогической культуры.
• Родители как равноправные участники коррекционно-образовательного процесса
• Стратегия построения взаимодействия в едином коррекционно-развивающем пространстве. Этапы работы, принципы, подходы.
• Особенности работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ
• Существующие и возможные трудности
Слайд № 4. Следует пояснить понятие «педагогической культуры», определить принципы ее развития.
Педагогическая культура родителей в социально-педагогическом широком смысле – составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.
В узком педагогическом смысле: педагогическая культура – уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.
Итак, педагогическая культура отражает уровень усвоения сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию этого опыта в повседневной деятельности. Педагогическая культура родителей, имеющих детей с ОВЗ, рассматривается в ракурсе ПМПК – сопровождения и индивидуализации.
Слайд № 5. Каковы основные компоненты педагогической культуры? Это:
• Когнитивный – это знание основных законов анатомо-физиологического и психического развития ребенка; понимание ценностей семейного воспитания; овладение знаниями о трудностях семейного воспитания, способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей и ребенка;
• Операционный — осознанное овладение родителями методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье;
• Коммуникативный — умение родителей создать положительный благоприятный климат и взаимопонимание в семье, а также предупреждать и решать конфликты;
• Рефлексивный — умение анализировать собственные действия, поступки и состояния; оценивать причины успехов, неудач и способность увидеть себя глазами своего ребенка;
• Эмоциональный – умение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях, понять ребенка по особенностям его поведения, видеть его проблемы и оказать помощь; способность родителей к эмпатии и сопереживанию.
Когнитивный, коммуникативный и эмоциональный компоненты, при поддержке остальных, являются доминирующими при развитии педагогической культуры родителей.
Слайд №6. Уровень педагогической культуры определяется готовностью родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на педагогическом взаимодействии с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.
Он зависит от уровня образования родителей, их общей культуры, индивидуальных особенностей, собственной воспитанности, накопленного жизненного опыта.
К сожалению, в настоящее время существует проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах закономерностей развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, в определении целей воспитания. Также существует проблема непонимания в полной мере сложности процесса развития ребенка и ошибок в семейном воспитании.
Слайд №7. В развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную роль, а первостепенную и даже уникальную.
Процесс включения ребенка с ОВЗ в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.
Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания, неправильно считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются только на помощь специалистов образовательного учреждения.
Слайд №8 Поэтому именно в условиях групп ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности родители должны стать полноправными участниками коррекционно-развивающего пространства вместе с детьми и педагогами и специалистами (воспитателем, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).
К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на важность компенсаторной помощи, на опережающую подготовку ребенка, умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы развития.
Немаловажно выработать простую установку:
отмечать в развитии ребенка постепенные шаги в продвижении, малейшие достижения. открыто радоваться даже самым незначительным успехам.
Слайд № 9. Для повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует наметить стратегию работы по следующим направлениям:
• 1 этап — изучение статуса семьи, ее особенностей, системы детско-родительских отношений;
• 2 этап – создание алгоритма целей и задач, плана работы, построение модели взаимодействия с родителями по вопросу повышения педагогической культуры;
• 3 этап — организация и проведение мероприятий, способствующих повышению уровня педагогической культуры;
• 4 этап — анализ эффективности процесса формирования и повышения педагогической культуры
Слайд № 10. Необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса
• Интеграция и дифференциация целей и задач
• Единство педагогического просвещения и самообразования родителей
• Многообразие форм работы
• Стимулирование к сотрудничеству
• Личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный — в работе с детьми-инвалидами;
• Комплексный, при участии специалистов.
Слайд № 11. Основные формы и методы работы представлены на экране:
• Консультирование: индивидуальное и тематическое
• Информирование (буклеты, интернет, информационные блоки, банк рекомендаций)
• Включение в проектную деятельность
• Дни открытых дверей
Особое внимание в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ, детей-инвалидов, занимает индивидуальное консультирование. Его главная задача – дать родителям более глубокое, объективное представление о проблемах ребенка, его личностных особенностях, определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы для дальнейшей социальной адаптации такого ребенка.
Немаловажными являются психологические тренинги как помощники общего психологического сопровождения, а также информирование родителей о важных возрастных этапах в жизни ребенка, возможных методах и содержании компенсаторной работы. Все это формирует предпосылки для возникновения у родителей осознанного желания помочь своему ребенку и мотивационную компетенцию.
Слайд № 12. Проектная деятельность также стала одним из важных подходов при формировании педагогической культуры. Совместная деятельность и заинтересованность в достижениях детей стали побуждающим мотивом к реализации творческих замыслов и возможностей. В подготовительной группе осуществлялся кратковременный детско-взрослый комплексный проект «Мотивы осени».
Слайд № 13. Целью проекта было: создание педагогических условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
Особенности проводимой работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ заключаются в следующем:
• в возрастающей роли организации ПМПК – сопровождения
• в формировании у родителей правильного отношения к процессу воспитания, развития и коррекции в условиях детского сада и семьи
• в повышении педагогической культуры применительно к существующему контингенту родителей здесь и сейчас
• в формировании максимальной заинтересованности в достижении результатов коррекционно-развивающей работы
Важность проблемы заключается в том, что
• к сожалению, наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ;
• особый ребенок, ребенок с ОВЗ и соответственно особая позиция родителей таких детей — в центре внимания педагогов и специалистов дошкольного учреждения;
• проекция педагогического, просветительского воздействия на осознанность родителя, развитие воспитательного потенциала, повышение общей и педагогической культуры выступают как залог успешного сотрудничества семьи и ДОУ.
• Принятие неоднородного родительского коллектива, личностных особенностей родителей, сложных семейных ситуаций;
• Индивидуализация работы с родителями;
• Выбор оптимальных подходов при осознанном и объективном оценивании контингента родителей группы в процессе совместного взаимодействия;
• Ведущая, решающая и направляющая роль остается за педагогами и специалистами;
• Планомерная поддержка родительской инициативы.
Слайд № 14. Важность разных форм сотрудничества с семьей, в том числе и повышение педагогической культуры, несомненно, велика в дошкольном возрасте, поскольку значение первых лет жизни ребенка определяет во многом всю перспективу его развития. Система отношений «педагог-родитель», «специалист-родитель» в нашем учреждении помогает семьям воспитанников решить их проблемы, в частности по речевому развитию детей.
Наша задача, как педагогов заключается в том, чтобы целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня педагогической культуры родителей. Важно сделать семейное воспитание не только радостным и успешным процессом, но и полноценно решающим задачи воспитания, развития, коррекции в единстве с ДОУ.
Источник