Меню

Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ
статья на тему

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности…Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» — так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Патриотизм- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Каждому из нас принадлежит его Родина- малая, близкая. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте- это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать- значит «делать своим», осваивать. Наследие- это то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное, героическое, трудовое наследие народа- огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так ,чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности.

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные- социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное- его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям-инвалидам.

Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены ,поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, основным принципом нашей работы мы считаем создание ситуации успешности ребёнка, которое необходим для обретения уверенности в своих силах и преодолении трудностей Работа с детьми ведётся по различным направлениям(установление межличностных отношений, досуговая деятельность, расширение кругозора детей, расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровый образ жизни и т.д.)

Многолетний опыт работы доказывает нам, что нашим « особенным « детям доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Актуальность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, проводимой в реабилитационном центре «Виктория», заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций ( в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.).

Наша цель- организация системы нравственно-патриотического воспитания и решение проблем личностного развития « особенных» детей через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию города Тольятти, Самарской губернии, а затем и России.

В числе приоритетных задач выступают:

-ведение широкой историко-просветительской деятельности

-формирование представлений детей о Родине, как о месте, где человек родился

-воспитание чувства привязанности к своему родному городу, уважение к людям, которые живут и трудятся в нём.

-расширение кругозора детей на основа музейного материала, доступного их пониманию

— привитие интереса к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору.

-развитие духовно-нравственных потребностей, эмоциональной и мотивационной сферы.

В многообразном процессе освоения ребёнком знаний о прошлом своего города, о традициях и обычаях народов Поволжья музей занимает особое место. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей, как окно в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка-инвалида, расширяет границы взаимодействия личности с обществом, развивает его образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу. Музей – незаменимый инструмент адаптации воспитанников к окружающему миру, с его помощью у ребёнка расширяется словарный запас, развивается связная речь, мышление и т. д. В музее происходит смена привычной обстановки, дети переключаются на активную творческую деятельность, в которой способны выразить свои скрытые проблемы, освободиться от переживаний и психоэмоционального напряжения.

Экскурсии в краеведческий музей нашего города, в музей военной техники, в музей боевой славы школы № 1, в музей И.Репина, в музей космонавтики г.Самара, музеи Казани, Нижнего Новгорода, Москвы-способствовали образному познаниюмира,помогли сформировать представления о «малой Родине», о людях,прославивших её.Те живые впечатления,которые дети получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения художественной литературы, рассматривания альбомов, слайдов, просмотра телепередач, подбора и прочтения заметок из газет,журналов.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Важно донести до детей мысль- спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

« Человек будущего- тот, у которого окажется самая долгая память» Ф. Ницше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок.

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок.

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/.

Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в.

Источник

«Патриотическое воспитание детей с ОВЗ»
статья (старшая группа)

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Скачать:

Вложение Размер
nsporta.docx 19.26 КБ

Предварительный просмотр:

На свете очень много разных и нужных профессий, все они важные и интересные. И каждый человек должен выбрать ту, которая более соответствует его природным способностям. Я выбрала профессию – воспитатель!

Как сказал Максим Горький – «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд… возвышается до творчества».

Я с уверенностью могу сказать, что люблю свою профессию. Конечно, путь воспитателя труден. Нужно постоянно быть образцом для подражания и творцом детской души. Но эта ноша не в тягость, она приносит удовлетворение и радость, потому что в основе её лежит любовь. Любовь нужна всем, а детям особенно.

Каждый день я учусь смотреть на мир восторженными глазами детей. Многократное проживание детства позволяет мне сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим сказочным временем. Ежедневно ищу ответы на детские вопросы: «А чем мы будем сегодня заниматься?», «А мы будем опять. », «А когда мы пойдём…?»

А помогают мне в этом сами дети, а именно их любознательность и активность. Мы вместе что-то ищем и находим, сооружаем и строим, выдумываем и воплощаем. Я не просто вкладываю в них знания, я учу их эти знания добывать.

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции.

Проблема формирования гражданского самосознания молодого поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Для решения задач развития гражданского самосознания личности необходимо создать условия: образовательную среду как пространство накопления и обогащения опыта, модели гражданского образования с учётом региональной специфики, планирование взаимодействия с педагогами учреждения и социумом, изучение и внедрение традиционных и инновационных технологий, направленных на формирование нравственных ценностей и гражданских компетентностей.

ФГОС раскрывает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых определён следующим образом: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде. Средства воспитания гражданского самосознания – это вся окружающая среда, атмосфера дошкольного учреждения, совместные со взрослыми дела и проекты, а также и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Очень важно при этом сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (ФГОС, принципы дошкольного образования).

Для развития гражданского самосознания детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо создание особых педагогических условий: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для … коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы).

Вашему вниманию хочу представить проект на тему «Формирование патриотических чувств у дошкольников с ОВЗ». Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников. Проект поможет ребятам узнать много нового о городе, республике Адыгея, России.

Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители, другие члены семьи, социальные партнёры. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, их способность усваивать что-либо новое, удерживать это в своей памяти заставляют искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию.

Данный опыт имеет ряд особенностей.

Во-первых , всю деятельность по патриотическому воспитанию с включением регионального компонента строю на тесном взаимодействии с родителями воспитанников, родителей со своими детьми и всеми воспитанниками группы: анкетирование, выполнение творческих работ, викторины и развлечения, создание развивающей среды.

Во-вторых , учебный материал предъявляю от частного к общему (дом –улица – город – республика – страна), от самого близкого и знакомого ребенку с проблемами в развитии до самого отдаленного и, по своей сути, абстрактного для него материала.

В-третьих , обязательное условие всей работы – учет ведущего вида деятельности дошкольника, а это – игровая деятельность.

В-четвертых , создание условий для формирования умений и навыков поисковой деятельности, так необходимых при обучении в школе (использование элементов проектного метода обучения).

В-пятых , по каждому разделу работы для ребенка очень важно иметь осязаемый (видимый, ощущаемый) результат своего труда.

Работу по патриотическому воспитанию я разделила на тематические блоки:

Блок «Дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились, живут, рассказывают о членах семьи, их увлечениях. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и д.р.

Блок «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа, символика родного края. Одной из главных задач, которую я ставила перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города. С этой целью провели занятия — развлечения «Выставка детских рисунков к 9 мая», «Мы будущие защитники» и др.

Блок «Педагогическое сопровождение семьи».

В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

На родительском собрании «Семья и родной дом» решались задачи:

1. Формировать представление о мире семьи;

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях;

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В ходе реализации проекта мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс совместно с родителями «День Победы», «Мой город». Родители показали свою творческую индивидуальность.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

По отзывам детей и их родителей, им больше всего нравятся творческие задания: изготовление буклетов, различным конкурсам. Родители также отмечают тот факт, что дети часто просят их в выходной день съездить в лес, погулять в центре города.

Привитие интереса, любви к родной земле, желания сохранять и приумножать ее богатства – кропотливая работа, в которой недопустима эпизодичность, оторванность от действительности и сиюминутность желания или нежелания самого педагога. Только проводя эту работу в системе можно добиться ожидаемых, прогнозируемых результатов, которые не всегда видны сразу.

Посеешь привычку – пожнешь характер. Так и в этой работе: вовремя заложишь зерно да польешь его, оно пустит росток, разрастется корнями и пустит новую поросль. Для этого должно пройти время, и не всегда, мы, педагоги-дошкольники, можем увидеть результаты своего труда…

Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно — поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Не секрет, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отражаемых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отражаемых событий (шофер ведёт машину, лётчик самолет).

От правильно разработанных сюжетно-ролевых игр зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание.

И на этом мы не останавливаемся. Дети очень любят играть!

Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину

Источник

Читайте также:  Укрепление здоровья ребенка реферат
Adblock
detector