Доклад на тему: «Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии»
материал по физкультуре (8 класс) на тему
Доклад на тему: «Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Марий Эл «Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Доклад на тему: «Психолого-педагогическая технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии»
Подготовил: учитель 1 категории
Берестов Денис Николаевич
Как известно, в системах Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России отсутствуют надежные критерии оценки деятельности детских учреждений по показателям здоровья детей, их физического и психического развития. Ни медицина, ни родители, ни школа не несут должной ответственности за здоровье ребенка, поскольку и экологическая среда, и продукты питания, и гигиенические условия существенно ухудшились за последние годы по причине урбанизации городов, технологизации жизнедеятельности человека. Очевидно, эта коллективная безответственность и породила сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию со здоровьем детей. И для того, чтобы решать данную проблему, необходимо знать на что нужно направить усилия для выявления и устранения причин заболеваемости детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы, развитие отклоняется от нормативного. Это могут быть дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с расстройством эмоциональной сферы, хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями. Контингент учащихся Нартасской коррекционной школы-интернеат составляют детей с умственной отсталостью. В рамках поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в школе три года проводилась Республиканская деспонзиризация, которая выявила многочисленные сопутствующее заболевания:
- Болезни эндокринной системы
- Болезни глаза и придаточного аппарата
- Болезни нервной системы
- Болезни органов пищеварения
- Болезни уха и сосцевидного отростка
Поэтому возникла необходимость разработки двигательной оздоровительной технологии, которую мы назвали «Технологией паспортизации здоровья и физического развития ребенка». Технология является комплексной и направлена как на коррекцию его двигательной сферы, общее физическое развитие, так и на развитие словарного запаса, фонематического слуха, компенсаторные перестройки, создание психологических новообразований. Данные паспортизации состояния здоровья и физического развития учащихся могут стать основой для разработки соответствующих тренировочных программ как для отдельных учащихся, так и для классов в целом. Школьной практике социальной реабилитации нужен такой документ, который:
1.был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;
2.концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;
3.позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения.
Содержанием паспорта являются показатели физического развития (длина, масса, экскурсия грудной клетки), двигательных способностей (бег, прыжки, равновесие, координация), а также ряд параметров, характеризующие состояние здоровья. Методические аспекты его внедрения заключаются в следующем:
1.паспорта здоровья вкладываются в личное дело ребенка;
2.показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры; показатели физической подготовленности — учителем физической культуры; они регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорт
3.показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа ,хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год — в сентябре и мае.
Он позволит родителям увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, может стать результатом практического воплощения идей соревновательности в системе физического воспитания . Паспорт станет показателем эффективности содержания физического воспитания детей, профилактических мероприятий в школе, позволит объективно и реально оценивать и управлять состоянием здоровья детей. Паспорт позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья. Он отражает работу учителя физической культуры и врача, родителей и всего педагогического коллектива на основе конкретных данных.
Источник
Проект паспорта «Образовательная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ» (1 часть)
Ирина Баташан
Проект паспорта «Образовательная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ» (1 часть)
Уважаемые, коллеги, в продолжении темы по ОВЗ предлагаю вашему вниманию разработанный мною проект паспорта образовательной среды и пояснительной записки
Основания для разработки проекта:
1. Поступившие заявления от родителей (законный представителей) о предоставлении места в МДОАУ
2. Заключение ПМПК на ребенка, поступающего в МДОАУ детский сад с. Возжаевки
3. Изучение нормативно-правовой базы:
3.1. Федеральный закон от 24 июля 1998г. No124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
3.2. «Конвенция о правах ребенка».
3.3. «Конвенция ООН о правах инвалидов».
3.4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3.5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.
3.6. Декларации прав ребенка
3.7. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. No181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
3.8. Закон РФ от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ»Об образовании в РФ».
3. 9. Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
3.10. Приказ Министрества образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «
3.11. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
3.12. Устав МДОАУ
Автор – разработчик:Заведующий МДОАУ детский сад с. Возжаевки –БАТАШАН Ирина Федоровна
Исполнители:Педагоги МДОАУ детского сада с. Возжаевки, дети с ОВЗ, дети- инвалиды, родители, социальные партнеры
Сроки реализации: 3 года
Цель проекта:Создание модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ЗПР, детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Задачи:1. Создание нормативно-правовой базы по данному проекту
2. Вовлечение родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов в образовательный и воспитательный процесс для освоения педагогами МДОАУ новых образовательных технологий и методов работы с детьми для дальнейшего использования компонентов развивающей предметно-пространственной среды и ее модернизации по мере необходимости;
3. Изменение отношения дошкольного сообщества к детям с ОВЗ и детей — инвалидов через вовлечение их в мероприятия, проводимые в ДОУ а также мероприятий с участием социальных партнёров.
4. Создание индивидуально- эмоционально комфортной среды для развития инициативности, активности, творческих способностей, фантазии, изобретательности детей, успешной социализации и интеграции воспитанников с ОВЗ и детьми — инвалидами;
5. Активное участие всех участников в создании и поддержке развивающей предметно — пространственной среды в МДОАУ.
6. Подбор квалифицированных кадров. Прохождение курсов повышения квалификации педагогами МДОАУ
Основные мероприятия проекта 1. Предметно-развивающая среда в МДОАУ выполнят образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную и стимулирующую функции. А так же работает для развития самостоятельности и саморазвития дошкольника. В зависимости от тех коррекций недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников сделан уклон на организацию ПРС в ДОУ. Содержание обеспечивает выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей — инвалидов, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ и детей –инвалидов Программы и их интеграции в ОУ.
1. Разработать алгоритм создания предметно-развивающей среды в МДОАУ:
1.1. Сформировать цель и задачи на разных этапах работы на основе общеобразовательной программы МДОАУ
1.2. Анализ внешних и внутренних возможностей образовательного учреждения
1.3. Изучение спроса, интересов, предпочтений родителей (законных представителей) –мониторинг
1.4. Составление перечня необходимых материалов и оборудования исходя из необходимости и материальных возможностей образовательного учреждения на первом этапе.
1.5. Размещение необходимой мебели и крупного оборудования, наполнение игровым и дидактическим материалов, учитывая принцип зонирования для выделения зон, игровых центров.
1.6. Последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
2. Планирование коррекционно-развивающей работы:
2.1. Изучение совместно с медицинским работником, педагогом-психологом, музыкальным работником, логопедом, инструктором по ФК, заместителем заведующего по ВМР медицинских карточек детей, рекомендаций ПМПк.
2.2. Анкетирование родителей (законных представителей) по имеющим проблемам, сбор информации о детях
2.3. Составление коррекционно-развивающей программы педагогом-психологом, логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре в аспекте основной образовательной программы МДОАУ
2.4. Корректировка образовательной программы и календарных планов работы по мере необходимости
2.5. Изготовление необходимого дидактического материала, игровых зон- с учетом содержательности, насыщенности, доступности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности и безопасности.
2.6. Определение роли всех участников образовательного процесса и принципов работы:
-Педагоги – создатель, ключевая фигура, партнер, диагност
-Родители (законные представители) – создатели, ключевая фигура, партнеры
-Дети – ключевая фигура, партнер
-Социальные партнеры – создатели, ключевые фигуры, партнеры
Принципы: добровольности, сотрудничества, активности
3. Адаптация содержания образовательной программы с задержкой психического развития
3.1. Разработка адаптированной образовательной про-граммы для дошкольников с задержкой психического развития:
3.2. Изучение нормативно-правовой документации разного уровня
3.3. Программа разработана на основе: -ФЗ РФ от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ»Об образовании в РФ».
3.4. Приказ Министрества образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «
3.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
3.6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
3.7. Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Л. В. Лопатиной)
3.8. Создание локальных документов в МДОАУ
3.9. Выделение типов ЗПР, которые имеются у детей, посещающих МДОАУ (или пишем на все):
— по типу конституационального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
— соматического происхождения (с явлениями соматической астении и инфантилизма);
— психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфатилизация);
— церебрально –органического генеза
4. Социальная адаптация
Для позитивной социализации выстраиваем предметно-развивающую среду придерживаясь принципов концепции В. А. Петровского:
-Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», общения взрослого с ребенком «глаза в глаза»,
-Принцип «активности», проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
-Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
-Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
-Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
-Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;
-Принцип «открытости – закрытости», т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;
-Принцип учета «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности и интересы.
1. Изучаем обзор печатной литературы вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды
2. Знакомимся с опытом работы других образовательных учреждений района, города, области, России посредством посещения, переписки, просмотра видеоматериалов, Интернетресурсы
3. Организация в методическом кабинете подборки необходимой литературы для педагогов, родителей, создание электронной базы методического обеспечения (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, родителей, детей)
4. Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др.
5. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды; видео- и аудиокассетами, компьютерными дисками; методической литературой.
6. Организация выставок, конкурсов, совместных выездов с другие учреждения для обменов опыта
7. Организация тренингов, семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций, индивидуальных бесед
8. Организация ролевых, театральных игр (игры- импровизации, игры- драматизации, игр с природным материалом, песком, предметами,
9. Организация экскурсия на объекты социального значения – почта, кинотеатр, театр, магазин, работу родителей, аптеку и др.
Объемы и источники финансирования проектаОбъемы и источники финансирования проекта будут зависеть от количества детей, имеющейся материально-технической базы МДОАУ:
1. Бюджетные средства
2. Привлечение внебюджетных средств
3. Иные виды деятельности, приносящие доход
На данный момент в МДОАУ детский сад с. Возжаевки имеется:
— комната психологической разгрузки, где есть световой стол, сделанный руками родителей, ковер «Облака», стол со стеклом, на котором дети с помощью цветных песчинок, маленьких цветных камней, разных макаронных изделий, гречки, риса могут создавать композиции, стол с водой, различные мелкие и большие простые игрушки, звуковые коврики, мячи су-джоки и др.
В сенсорной комнате (темной за счет темных штор) есть сухой бассейн с шарами, напольное покрытие, кривое зеркало, туфики, надувные игрушки, звуковой коврик «Классики», детское кресло «Груша», ортопедические экоковрики с разными поверхностями, эфирные масла, свечи, фибродуш, проектор «Звездное небо», Дискошар, светильник Черепашка, подборка релакс дисков и музыки, проектор, настенный экран, ноутбук, музыкальный центр, колонки ароматизатор воздуха, музыкальные игрушки и др
Комната Монтессори на столах различные игрушки для развития мелкой моторики для детей от 2 до 7 лет, куклы- неваляшки, мозаика, конструкторы, вкладыши, игры- бродилки и др
Комната ПДД – напольный баннер «Перекресток», напольные дорожные знаки, большие машины, стол с перекрестком и необходимыми игрушками на котором дети моделируют ситуации, на столах пособия, дидактический и демонстрационный материал по ПДД, различные спецмашины и др
Есть отдельный физкультурный и музыкальный зал – где имеется все необходимое новое оборудование.
В методическом кабинете – на стеллажах вся необходимая методическая литература и пособия разбиты по блокам в соответствии с требованиями ФГОС
На группах в игровых зонах – в соответствии с возрастом игрушки, пособия, есть мультимедиа, навесные экраны, телевизоры, DV проигрыватели
Система контроля1. Тематический контроль:
Предусматривает изучение состояния конкретного вопроса в практике работы коллектива, отдельной инклюзивной группы, отдельного педагога (в зависимости от целей).Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
В ходе тематического контроля:
-устанавливается исполнение нормативно-правовых актов, годового плана, предложений и замечаний предыдущей проверки, рекомендаций и т. д.
-анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами, родителями, режимные моменты, документация.
2. Содержательный и сопутствующий контроль
Проводится параллельно и, пересекаясь, в результате дают объемную картину.
3. Итоговый контроль предполагает изучение результатов работы педагогических и других работников МДОАУ за полугодие, учебный год.
Уважаемые коллеги, отдельно попробую выставить презентацию паспорта и пояснительную записку к проекту. Надеюсь, что информация поможет вам в вашей работе.
Детский исследовательский проект «Большое сокровище маленького яйца» для детей подготовительной группы ВВЕДЕНИЕ Однажды в магазине, увидел на витрине Может быть яичко, а может быть, и нет!. Спросить решил у папы: «А что это такое? Маленькое,.
Доклад «Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау» Уважаемые коллеги! 5 апреля 2016 года на базе нашего МДОАУ прошел единый методический день. Темой работы было- «Факторы повышения эффективности.
Фотоотчет о едином областном методическом дне в Мдоау Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о едином областном методическом дне, который проходил на базе нашего детского сада. Площадка №7 Дошкольное.
Фотоотчет о проведении мастер-класса по изготовлению «Рождественских ангелочков» для детей инвалидов В рамках Декады инвалидов в г. Сальске 03.12.2015 в РДК им Р. В. Негребецкого состоялся форум «Общество равных возможностей». В преддверии.
Фотоотчет. Социальное партнерство как фактор повышения имиджа Мдоау Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вашим информацией о социальном партнерстве, которое вы практикуем в своей работе. Наш детский сад функционирует.
Конспект открытого занятия для детей инвалидов «Накрываем на стол» Конспект занятия «Накрываем на стол»Цель. Формирование культуры поведения за столом. Образовательная:-Повторение и закрепление знаний о сервировке.
Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.
Проект «За здоровьем в детский сад» для детей старшей и подготовительной групп Актуальность: Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и, хотя в педагогической практике накоплен солидный.
Сценарий 10-летия центра социальной реабилитации детей-инвалидов 1. Гости рассаживаются 2. Начало концертной программы Сазонов Влад Есть на свете теремок, Он не низок, не высок, Он не долог, широк – С.
Сценарий объединенного спортивного мероприятия для умственно отсталых слепых детей к Дню инвалидов «Страна друзей» ГУТО «Головеньковский детский дом – интернат для умственно отсталых слепых детей» СЦЕНАРИЙ ОБЪЕДИНЕННОГО СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ.
Источник