Меню

Паспорта здоровья у учащегося

Разработка «Паспорт здоровья учащегося»

специалист в области арт-терапии

«Паспорт здоровья учащегося»

Цель: Формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.

Задачи: — Формирование базы данных о состоянии здоровья школьников на основе мониторинга результатов углублённого медицинского осмотра на трёх уровнях паспортизации.

Разработка и внедрение в образовательный процесс научно – обоснованных методических рекомендаций, новых режимных моментов. Корректировка здоровья на основе саногенетического мониторинга.

— Стимулировать повышение внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья и питания, здорового образа жизни, развития двигательной активности.

Практические. 1. Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

2. Нормализация и предотвращение развития начальных форм

патологических изменений у учащихся. Обеспечение ранней диагностики болезней.

Оздоровление детей группы «риска».

3. Формирование у ребенка и его родителей осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.

4. Повышение работоспособности учащихся, снижение пропуска занятий из-за простудных заболеваний, повышение успеваемости.

Научно- педагогические. 1. Разработка и внедрение новых форм режимных моментов по организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, оптимального режима учёбы и отдыха детей.

2. Подготовка пакета материалов «Информация для детей и взрослых».

3. Расширение фронта профилактической работы с учащимися для укрепления здоровья.

4. Каждый ученик получает «Паспорт здоровья школьника».

5. Увеличение школьного информационного пространства, владение информацией о состоянии здоровья каждого ученика, каждого класса, Всей школы.

1. Работа с педагогическими кадрами.

2. Работа с учащимися.

3. Работа с родителями и общественностью.

Этапы работы над «Паспортом здоровья школьника»

Тщательное и полное заполнение паспорта по направлениям:

1. Физическое здоровье.

1 уровень – описание раннего детства.

2 уровень – антропометрическое обследование.

3 уровень – оценка функциональных и адаптационных систем организма.

2. Психическое здоровье.

Использование сведений для решения задач по обеспечению здоровья школьника. Врачи, педагоги составляют рекомендации для укрепления и сохранения здоровья школьников

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения.

Нужно всегда замечать внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Поэтому сохранение здоровья ребенка учитель начинает с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности – с расписания уроков.

Нужно помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять учителем с учетом этих обстоятельств. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических сведений и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Читайте также:  Полезные продукты для здоровья десен

На начальном этапе обучения использую игровые задания для обобщения знаний («лингвистические цепочки», «литературные сказки», кроссворды, задания–соревнования и т.д.). Для старших классов задания на обобщение материала предлагаю в виде конкурсов или тестов.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяю технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. При этом на уроках создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; поощряю учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач применяю следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий различных по степени сложности, что даёт ученику право выбора;

рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Сохранение здоровья детей через игровые технологии.

Систематическое изучение игры позволило констатировать тот факт, что в ней, как в зеркале, отражается окружающая действительность, для которой характерны как позитивные, так и негативные стороны (К.Д. Ушинский).

Разные ученые по-своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра действительно объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей – получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Практика показывает, что в дидактических играх с большим интересом участвуют слабоуспевающие ученики, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний по пройденной теме.

При изучении нового материала для оптимизации учебного процесса предлагаю пользоваться набором обучающих игр, используя которые, можно научиться скоростному чтению, запоминанию, выделению главного, диалогическому общению.

Использование игровых моментов при проверке домашнего задания в виде дидактических карточек-заданий развивает у учащегося абстрактное логическое мышление.

В старших классах использую деловые игры. Применение деловых игр снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме.

Наибольшую активность учащихся вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми — «КВН», «Счастливый случай», «Умники и умницы», и «Звездный час». Такие уроки провожу в рамках недели русского языка, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению русского языка.

Читайте также:  Как избавиться от мнительности по поводу своего здоровья

Любой элемент урока разнообразит практическая исследовательская деятельность учащихся, их увлекает проблема поиска, применения знаний для решения того или иного задания. Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они дают возможность, наряду с традиционными формами обучения существенно повысить мотивационную сферу учебного процесса, что, несомненно, отражается на качественных и количественных показателях познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности отношусь со всей ответственностью, соизмеряя объем и сложность с возможностями ученика.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Основными требованиями к построению урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения являются:

реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических;

обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;

установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями;

активизация развития всех сфер личности учащихся;

логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

эффективное использование педагогических средств здоровьесберегаюших образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр);

формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;

формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

Читайте также:  Безопасные для здоровья средства для повышения потенции

тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль с учетом особенностей развития учащихся.

Основополагающие принципы работы по здоровьесберегающей деятельности.

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

3. Единство физического и психического развития.

5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Однако при этом необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Прогнозируемая модель личности ученика.

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2. Образованная личность, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5. Правильная организация своей жизнедеятельности.

6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10. Творческая продуктивность.

Критерии оценки проводимой работы

1. Положительная тенденция изменения отношения учащихся к медицинской и физкультурной группам здоровья.

2. Уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями.

3. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся.

4. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.

5. Снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости, памяти, внимания, интеллектуальных способностей.

«Паспорт здоровья школьника» является основой для организации здоровьесберегающей работы со школьниками. Это важный документ, за которым личность ребёнка и возможности её развития.

Он поможет выявить заболевания у каждого школьника на ранней стадии, разработать индивидуальные оздоровительные программы – дети получат конкретные рекомендации, что нужно сделать, чтобы поправить здоровье. Профилактическая работа будет организована на новом уровне.

«Паспорт здоровья школьника» позволяет расширить информационное пространство –появится база данных о состоянии здоровья каждого ученика, каждого класса, всей школы. Позволяет объединить усилия врачей, педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у учащихся осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью как к высшей ценности.

С учётом полученных данных появляется возможность эффективно организовать учебно – воспитательный процесс. Перейти на внедрение новых технологий с использованием компьютерной техники – закладка данных о здоровье в электронном виде.

Здоровье детей улучшится, снизится заболеваемость, повысится успеваемость, снизится тревожность, улучшится стрессоустойчивость.

Формирование здорового образа жизни

На своих уроках провожу работу по распространению здорового образа жизни. В содержание уроков включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими факты пренебежительного отношения к своему здоровью . Эту информацию, взятую из различных источников, подаю учащимся, «преломляя» её на уроках русского языка или литературы. Постепенно у меня сформировалась программа-минимум по борьбе с вредными привычками и пропагандой здорового образа жизни., структурно вписавшуюся в курс русского языка и литературы..

Источник

Adblock
detector